ABC- и XYZ-анализ показывают, какие товары в ассортименте магазина пользуются спросом и приносят прибыль. Отчет поможет понять, заказ каких товаров надо увеличить или уменьшить.
Также с помощью отчета можно посмотреть эффективность работы с клиентами, кто приносит наибольшую и наименьшую прибыль, куда направить действия для увеличения оборота компании.
Как это работает
ABC-анализ делит ассортимент на три группы по количеству продаж, по наценке или прибыли
Группа | % от ассортимента | % продаж | Рекомендация |
А — лидеры | 20 | 80 | Всегда должны быть на складе. Их дефицит приведет к падению выручки |
В — середнячки | 30 | 15 | Не приносят много прибыли, но и не обходятся организации дорого |
С — аутсайдеры | 50 | 5 | Поставлять под заказ, хранить в небольших остатках или исключить из ассортимента |
XYZ-анализ показывает колебание спроса на товары за период
Группа | % колебания | Рекомендация |
X — устойчивые | 0 — 10 | Покупатели идут за ними. Всегда должны быть на складе |
Y — сезонные | 10 — 25 | Спрос небольшой, но прогнозируемый |
Z — случайные | 25 и выше | Можно отказаться или поставлять по предзаказу |
В отчете вы можете менять соотношение процента групп.
Сформировать отчет
Проанализируем продажи за квартал по складу «Сапожок» на примере организации «Кадр, ООО». Наша цель — понять, какие модели раздела «Женская обувь» продавать выгодно, а какие нет.
- В разделе «Бизнес» выберите отчет «ABC- и XYZ-анализ».
- Установите границы:
- Период — квартал. СБИС проанализирует суммы продаж за последние три месяца.
- Группы — соотношение процента групп оставим по умолчанию и отключим классификацию по XYZ, так как нам интересно количество продаж, а не колебания спроса.
- Показатели — количество и наценка. Если вам важен показатель товарооборота, выберите «количество» и «сумма».
- Раздел каталога или позиции для сравнения — у нас «Обувь женская».
- Склад — «Сапожок». Оставьте поле пустым, чтобы увидеть отчет по всем складам организации.
- Организацию — «Кадр, ООО».
- Детализацию — сгруппируем данные по номенклатуре.
- Нажмите «Построить» — СБИС сформирует отчет.
Анализировать отчет
Мы получили 9 групп:
- AA, BA, AB (лидеры) — хорошо продаются, составляют основной оборот. Должны быть на складе всегда.
- CA, BB, AC (средние) — продаются, спрос средний, для группы АС спрос сложно спрогнозировать. Эти товары поддерживают ассортимент. Возьмите их на контроль, чтобы понять причину нестабильных продаж.
- CB, BC, CC (аутсайдеры) — низкий спрос. Если это новые товары, стимулируйте продажи, а неходовые — уберите из ассортимента или привозите под заказ. Поддерживайте небольшой остаток на складе.
Нашли неточность? Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter.