Как кадровику увеличить доход: 8 способов от мамы в декрете
Я замруководителя отдела кадров крупной ярославской фабрики, председатель профсоюза и мама двоих детей. Работаю на фабрике 21 год. Начала карьеру с мастера цеха, потом прошла доп. обучение и перевелась в отдел кадров. За эти годы я несколько раз сталкивалась с тем, что денег катастрофически не хватает, а сменить работу страшно. Поэтому я каждый раз находила поводы увеличить зарплату на текущем месте работы и дополнительные способы подзаработать. Всё это я совмещала с заботой о детях.
В статье делюсь личным опытом и отдаю гайд с 10 инструментами для увеличения дохода кадрового специалиста.
О чем узнаете
Пошаговая стратегия увеличения дохода
Увеличить доход может каждый, важен правильный подход и настрой. Мне лично очень помогли поверить в себя и начать поиск способов увеличить доход — двое детей и низкая зарплата.
Вот шаги, которые можно сделать уже на следующей неделе:
Соберите факты и составьте список ваших достижений. Опишите, как они повлияли на работу компании.
Например, я за два месяца разобрала кадровые документы моего работодателя, которые годами лежали без внимания и архивирования. При плановой проверке ГИТ это очень помогло избежать штрафа. Когда я выписала этот факт как свое достижение, то осознала, что отлично умею структурировать бардак. В результате появилось целое направление, которое я теперь беру на подработку, — восстановление кадрового учета и создание кадровых архивов.
А еще оказалось, что за 20 лет работы я научилась отлично договариваться о расторжении трудового договора и находить уникальных специалистов на низкую зарплату.

Поговорите с руководителем о повышении зарплаты.
Вы же прекрасно понимаете, что молчание — это не стратегия. Но обычно сделать этот шаг очень сложно. Что мне помогло: я посмотрела рынок предложений, сходила на одно собеседование и, уже уверенная, что действительно стою больше, попросила повышение зарплаты.
Ищите параллельные способы заработка.
Составьте список услуг, которые вы можете оказывать в свободное от основной работы время. Подайте объявления о своих услугах.
Пройдите обучение для повышения компетенций.
Просмотрев объявления о вакансиях, я поняла, что гораздо больше платят тем, кто разбирается в автоматизации и кадровом электронном документообороте. Работа IT‑специалиста со знанием кадров меня не воодушевляет. Поэтому я изучаю искусственный интеллект и прошла обучение на курсе «Эксперт по КЭДО».
👉 Какие задачи HR можно решать с помощью искусственного интеллекта
👉 Самые актуальные навыки HR в 2025 году

Я работаю в кадрах 30 лет и всё равно каждый год повышаю квалификацию, обучаюсь и регулярно изучаю законодательство. Стараюсь посещать вебинары, конференции коллег. Это позволяет не упускать тенденции и быть в курсе нововведений.
Ольга Бобович, HR‑специалист компании «Тензор» и соавтор курса «Эксперт по кадровому ЭДО»
Где кадровику искать клиентов
Можно, конечно, ждать, что клиенты появятся сами собой и к вам однажды обратится чья-та родственница за консультацией. Но чтобы это случилось быстрее и консультация была не за чашку кофе, а за деньги, лучше действовать так, как советуют мастера SMM.
Совет: заведите соцсети и рассказывайте в них о том, в чем вы разбираетесь.
Наверное, это отличная рекомендация. Но я совмещала подработку с основной работой, у меня в подписчиках была начальница отдела, поэтому я не могла прямо написать на своей странице об услугах и ценах.
Я, конечно, могла бы завести профильную группу и, скрываясь за аватаром, набирать подписчиков, но у меня муж, дети и ремонт. И времени на группу не хватало.
Поэтому я выложила пост-знакомство с информацией о своем образовании и компетенциях. И иногда пишу посты с комментариями законов. Где-то между фотками о котиках и постами о детях.
Совет: выступайте спикером на профильных конференциях, мероприятиях или просто прямых эфирах у коллег.
Вот этот совет мне подошел. Мой работодатель поддерживал такую деятельность, поскольку на конференциях я продвигала не только себя, но и компанию работодателя.
Совет: публикуйте объявления на сайтах для фрилансеров.
Больше всего клиентов ко мне приходит именно с таких объявлений. Мой личный рейтинг таких сайтов следующий: «Авито», «Профи.ру», hh.ru. Тут важно описать свои услуги так, чтобы и клиенты были, и странных звонков не было.
Как кадровику оформить профиль в соцсетях
В любом случае важно правильно оформить профиль в соцсетях, не допускать неосторожных высказываний и неуместных фото. Вот 5 основных моментов, на которых прокалываются начинающие фрилансеры‑кадровики:
| Что проверить | Неправильно | Правильно |
|---|---|---|
| Фотография на аватарке | Полуголые плечи, фото на пляже, неопрятный вид | Качественное фото в деловой обстановке |
| Ник в соцсетях | @kisa98 | @Vera_Smirnova |
| Электронный адрес | Kisa98@mail.ru | Vera_Smirnova@mail.ru |
| Статусы в соцсетях | Надоело работать Ищу легкой жизни | Нет статуса или «кадровик, г. Ярославль» |
| Грамматика | ОшиПки в постах, объявлениях | Грамотная речь, даже в комментариях |
Скачайте гайд для кадровика, который хочет продавать услуги на «Авито»
Как оформлять отношения с клиентами
Самые популярные сейчас способы оформления отношений с заказчиками кадровых услуг такие:
Ничего не оформлять, рассчитываться наличными или переводами на карту.
Так получится работать, если заказчик ваших услуг — физическое лицо. Компаниям нужны отчетные документы. Для работы «в долгую» этот вариант не подходит.
Зарегистрировать самозанятость и оказывать услуги по договору или оферте.
Это самый легальный и дешевый способ. Особенно когда вы работаете с юрлицом или индивидуальным предпринимателем.
Вы просите за свои услуги 10 000 ₽. Заказчик переводит вам деньги и других расходов не несет, вы платите 4–6%, всё остальное забираете себе. У заказчика остается ваш чек, у вас — подписанный акт и договор.
Оказывать услуги по договору ГПХ или трудовому, без оформления самозанятости.
Этот вариант выбирают все меньше компаний, разве что те, кто боится переквалификации договора с самозанятым в трудовой.
При этом способе вы получаете меньше, заказчик тратит больше. Например, вы просите за свои услуги 10 000 ₽. Заказчик платит страховые взносы, удерживает НДФЛ. В итоге вы получаете на руки 8700 ₽, а заказчику ваши услуги обходятся примерно в 13 000 ₽.
Сравните. Это мой примерный расчет:
Самозанятость Договор ГПХ Заказчик тратит в т. ч. 10 000 10 000 13 000 взносы платит заказчик 0 2 300 3 000 налоги отдаете государству вы 600 (НПД)
1 000 (НДФЛ)
1 300 (НДФЛ) Вы получаете на руки, после уплаты всех налогов
9 400
6 700 8 700
Еще можно зарегистрировать ИП или ООО и оказывать услуги не только своими силами, но и с помощью коллег. Я называю этот способ «профессиональный фриланс». Но для совмещения основной работы и подработок этот способ слишком сложный.
В любом случае вам потребуется договор на оказание кадровых услуг и акт оказанных услуг.
Моя настоятельная рекомендация — подписывайте акты оказанных услуг. Так вы точно зафиксируете, что заказчик претензий не имеет и полученные вами деньги точно ваши.
👉 Договор ГПХ с физлицом: как составить, образцы формулировок
Топ популярных услуг для доп. заработка кадровика
Есть несколько типов услуг, которые кадровый специалист может оказывать удаленно или с небольшим отрывом от основной работы. Вот мой личный рейтинг актуальных направлений для доп. заработка кадрового специалиста.
Прием и оценка кандидатов
«Видеть насквозь на собеседовании мало, надо еще понимать, что видишь», — любимая фраза моего руководителя и учителя в вопросах рекрутинга. Если у вас есть навыки подбора, да еще и по конкретным специальностям, если вы способны все это делать удаленно, тогда цена ваших услуг будет выше.
Я часто проводила собеседования удаленно и вечерами, и за счет этого мне удавалось переманить уникальных кандидатов, которые просто не могли участвовать в собеседовании в рабочее время.
Ведение кадрового учета удаленно
Делаем все то же самое, только удаленно. Используем видеоконференции и программы для удаленного внесения данных. Например, отлично подойдет Saby. Особенно если бухгалтерию ваш заказчик тоже ведет в Saby. Если вы умеет работать в специализированных сервисах: 1С, Saby, — это будет вашим конкурентным преимуществом.
Кадровый аудит
Удаленно или в нерабочее время можно проводить проверку существующих кадровых документов, разрабатывать рекомендации. Однозначно, этот вид услуг стоит оказывать, если у вас есть достаточный опыт работы.
Восстановление кадрового учета
За этой услугой часто обращаются начинающие предприниматели или молодые компании. Уточняйте у заказчиков, действительно ли им нужно восстановление учета и оформление документов задним числом. Или достаточно разработки пакета документов для работы в будущем.
Заказчики не всегда осознают последствия восстановления документов, не всегда понимают, что после правильного оформления кадровых документов у них может возникнуть обязанность по предоставлению отпуска, доплате премий, сверхурочной работы.
👉 Ведение кадрового делопроизводства в организации: как начать с нуля
Ведение воинского учета
Тут важно понимать, что в законе не предусмотрена передача ведения воинского учета на аутсорсинг. Но нет и прямого запрета. Поэтому вы можете оказывать разовые услуги, например по быстрой постановке на учет, или заключить с компанией‑заказчиком трудовой договор и вести воинский учет в полном объеме.
Сопровождение компании при переходе на электронный кадровый документооборот
В этой сфере платят хорошие деньги, просто потому что пока ниша свободна и в ней крайне мало тех, кто в этом разбирается. Вы сможете проводить аудит перед переходом на кадровый ЭДО, подготовку ЛНА для электронного документооборота в трудовой сфере.
Погрузиться в тему вам поможет статья моей подруги, юриста Ксении Корчагиной: «Как перейти на КЭДО в 2025 году». Для более подробного изучения лучше пройти обучение, как это сделала я, и поработать «в полях», у клиентов, которые уже внедрили кадровый ЭДО.
Консультации по построению системы адаптации сотрудников
Конечно, правильнее внедрять систему адаптации новичков изнутри, являясь штатным сотрудником. Но часто компании не имеют нужных знаний, нужных инструментов для организации адаптации и привлекают на помощь внешних консультантов. Если вы успешно реализовываете планы адаптации персонала на основном месте работы, тогда и с заказами на фрилансе можете справиться.
Другие консультации
Заказчики часто нуждаются в информации по узкому направлению. В таких ситуациях как раз и пригождаемся мы — фрилансеры. Я часто консультирую другие компании и более младших коллег, делюсь с ними опытом в тех вопросах, в которых разбираюсь лучше. За час‑два можно заработать недельную зарплату.
Вот примеры запросов, с которыми часто обращаются работодатели:
Оформление по срочному трудовому договору.
Консультирование по гибкому учету рабочего времени и помощь в разработке ЛНА для организации гибкого учета.
Сдача отчетов ЕФС‑1 и назначение выплат по ОСС при оформлении отпуска по беременности и родам.
Индивидуальный план развития кадрового специалиста.
С чего начать уже завтра для увеличения дохода
Начните работу на фрилансе с простых услуг кадрового специалиста: найма и кадрового учета.
Предлагайте консультации в той сфере, в которой лучше всего разбираетесь и есть высокий спрос, например аудит кадровых процессов, внедрение гибкого учета рабочего времени.
Развивайте свой личный бренд.
Обучайтесь.
Цените себя и свое время, используйте инструменты для автоматизации: системы кадрового учета, ИИ, удаленную работу.
Скачайте гайд: 10 инструментов для увеличения дохода кадровика
Видеоматериалы по теме




