Электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговой инспекцией (НИ) регламентируется Приказом ФНС № ММВ-7-6/398@ от 31.07.2014.

- Электронный документ: Налогоплательщик формирует электронный документ (декларация, расчет), подписывает его своей ЭП, шифрует и отправляет в адрес НИ. При представлении электронного документа уполномоченным представителем налогоплательщика вместе с отчетом направляется информационное сообщение о представительстве с данными, указанными в доверенности.
- Подтверждение даты отправки: При получении электронного документа оператором электронного документооборота (ЭДО) в течение двух часов формируется Подтверждение даты отправки. Одно отсылается налогоплательщику, другое вместе с электронным документом направляется в НИ.
- Извещение о получении подтверждения даты отправки: Подтверждение даты отправки автоматически подписывается налогоплательщиком и НИ, отправляется обратно в сторону оператора (ЭДО).
- Извещение о получении электронного документа: При получении электронного документа НИ направляет в адрес налогоплательщика извещение о получении электронного документа, которое также проходит через сервер оператора ЭДО. Срок отправки — не более четырех часов. Отсылка извещения происходит автоматически. Если на входе документ не удалось расшифровать или он не соответствует требованиям ФНС, вместо извещения о получении налогоплательщику высылается Сообщение об ошибке. Это означает, что электронный документ не принят, документооборот по нему прекращается. Необходимо исправить ошибки и повторить отправку электронного документа.
- Результат приема: Не позднее следующего рабочего дня за днем поступления электронного документа налогоплательщика НИ с помощью приемного комплекса выполняет первичный форматно-логический контроль. При отсутствии нарушений НИ регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс НИ по месту представления. Квитанция отправляется налогоплательщику и проходит через сервер оператора ЭДО не позднее следующего рабочего дня за днем поступления налоговой декларации (расчета). Если представленный электронный документ не прошел проверку на соответствие формату, то вместо квитанции о приеме налогоплательщик получает уведомление об отказе с указанием причин отказа. Это означает, что электронный документ не принят. Документооборот по нему прекращается. Необходимо исправить ошибки и повторить отправку электронного документа.
- Извещение о получении результата приема оператором ЭДО: При получении уведомления об отказе или квитанции о приеме оператор ЭДО отсылает извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции. Срок отправки — не более двух часов с момента получения результата приема.
- Извещение о получении результата приема налогоплательщиком: При получении налогоплательщиком уведомления об отказе или квитанции о приеме автоматически отправляется извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции, которое также проходит через сервер оператора ЭДО и направляется в налоговую инспекцию. Срок отправки — не более двух часов с момента получения результата приема.
- Результат обработки: Налоговая инспекция, убедившись в правильности заполненной налоговой декларации (расчета), формирует извещение о вводе, которое отсылает в сторону налогоплательщика в срок не более двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме. Извещение подтверждает факт переноса данных налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы НИ. Именно этот документ означает, что ваша налоговая декларация (расчет) принята.. Если в налоговой декларации (расчете) содержатся ошибки, то налоговая инспекция в срок не более двух рабочих дней высылает в адрес налогоплательщика уведомление об уточнении, в котором указываются ошибки и содержится сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений. Это означает, что налоговая декларация (расчет) принята, но требуются уточнения или необходимо сформировать и отправить корректирующую налоговую декларацию (расчет) с необходимыми уточнениями. Результат обработки также проходит через сервер оператора ЭДО.
- Извещение о получении результата обработки оператором: При получении уведомления об уточнении или извещения о вводе от оператора автоматически отправляется извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции.
- Извещение о получении результата обработки налогоплательщиком: При получении налогоплательщиком уведомления об уточнении или извещения о вводе автоматически отсылается извещение о получении результата обработки в сторону налоговой инспекции, которое также проходит через сервер оператора ЭДО.
Документооборот длится до 3 рабочих дней. Более подробно просмотреть прохождение отчетности (фазы документооборота, идентификатор, количество файлов в письме) можно в самом отчете.
Предоставление налоговыми органами информационных услуг в электронной форме по ТКС осуществляется в соответствии с приказом ФНС России № ЕД-7-19/1295@ от 29.12.2022 (ред. от 14.09.2023).

- Запрос информации: Налогоплательщик формирует запрос, подписывает его своей ЭП, шифрует и отправляет в адрес контролирующего органа. При отправке запроса уполномоченным представителем налогоплательщика вместе с запросом направляется информационное сообщение о представительстве с данными, указанными в доверенности.
- Подтверждение даты отправки: В момент получения оператором запроса формируется подтверждение оператора ЭДО, которое отсылается в сторону налогоплательщика и налоговой инспекции.
- Извещение о получении подтверждения даты отправки: Налогоплательщик и налоговая инспекция, получив подтверждение, автоматически подписывают его и отправляют обратно в сторону оператора.
- Извещение о получении запроса: В ответ на запрос налоговая инспекция посылает в сторону налогоплательщика извещение о получении запроса. Извещение свидетельствует о факте поступления документа на приемный комплекс ИФНС. Если на входе документ не удалось расшифровать или он не соответствует требованиям ФНС, вместо извещения о получении налогоплательщику высылается Сообщение об ошибке. Необходимо исправить ошибки и повторить отправку запроса.
- Результат приема: Налоговая инспекция формирует и отсылает в сторону налогоплательщика квитанцию, которая является результатом форматно-логического контроля и подтверждает прием запроса НИ. Квитанция отправляется налогоплательщику и проходит через сервер оператора ЭДО. Если форматно-логический контроль не пройден, налогоплательщику высылается уведомление об отказе, документооборот завершается. В этом случае для получения выписки необходимо исправить ошибки и отправить новый запрос.
- Извещение о получении результата приема оператором: При получении оператором уведомления об отказе или квитанции о приеме автоматически отсылается извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции.
- Извещение о получении результата приема налогоплательщиком: При получении налогоплательщиком уведомления об отказе или квитанции о приеме автоматически отсылается извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции, которое также проходит через сервер оператора ЭДО.
- Результат обработки (выписка): Налоговая инспекция, успешно получив и обработав файл с запросом, формирует выписку, которую отсылает в сторону налогоплательщика. Выписка формируется автоматически с помощью программного комплекса на основании данных информационного ресурса ЕГРН по состоянию на дату запроса. Результат обработки также проходит через сервер оператора ЭДО. Представляет собой файл формата *.rtf, *.xml, *.pdf.
- Извещение о получении результата обработки: При получении налогоплательщиком информационной выписки автоматически отсылается извещение о получении результата обработки в сторону налоговой инспекции, которое также проходит через сервер оператора ЭДО.
Исходящие электронные письма «Обращения»

- Обращение: Налогоплательщик формирует и отправляет письмо в адрес контролирующего органа.
- Подтверждение даты отправки: В момент получения оператором Обращения формируется подтверждение оператора ЭДО, которое отсылается в сторону налогоплательщика и налоговой инспекции.
- Извещение о получении подтверждения даты отправки: Налогоплательщик и налоговая инспекция, получив подтверждение, автоматически подписывают его и отправляют обратно в сторону оператора.
- Извещение о получении обращения: В ответ на письмо налоговая инспекция посылает в сторону налогоплательщика извещение о получении файла, которое также проходит через сервер оператора. Отсылка извещения происходит автоматически.
Входящие извещения от налоговой инспекции

- Извещение: Налоговая инспекция формирует извещение, которое отсылает в сторону налогоплательщика. Извещение также проходит через сервер оператора.
- Квитанция: В момент получения налогоплательщиком извещения формируется квитанция, которая отсылается в сторону налоговой инспекции.
Нашли неточность? Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter.