Сеть деловых коммуникаций

Как ИП участвовать в тендерах

27 августа '20

Ошибочно предполагать, что участие в тендерах — привилегия крупных компаний. Индивидуальные предприниматели могут стать участниками тендеров и госзакупок (часть 4 ст. 3 44-ФЗ). О том, что для этого нужно, какие у ИП преимущества и риски — в этой статье.

В каких тендерах участвовать

ИП может принимать участие почти во всех закупках. Исключений только два:

  • закупки для гособоронзаказа (пункт 3 ст. 3 275-ФЗ);
  • закупки в сферах, где необходима лицензия ФСБ. Ее могут потребовать, если предполагается, что поставщик будет взаимодействовать с гостайной или системами шифрования информации: например, выполнять работы на закрытом объекте или заниматься выпуском криптографических средств. ИП сможет участвовать в таких закупках только после получения лицензии.

Однако имейте в виду, что участников госзакупок отбирают строже. Не допустить к участию могут из-за:

  • налоговой задолженности;
  • судимости за преступление в сфере экономики или за взяточничество;
  • аффилированности с заказчиком;
  • упоминания в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • процесса банкротства.

Теперь можно переходить к поиску тендера.

Где искать тендеры

Заказчики публикуют тендеры на электронных торговых площадках (ЭТП). Всего площадок более 200, среди них:

Как упростить поиск тендера

Чтобы не искать тендеры поочередно на каждой площадке, используйте сервис, который собирает информацию о закупках сразу со всех ЭТП в одном месте — СБИС Поиск и анализ закупок.

Сервис непрерывно обновляет информацию о торгах по вашим запросам, пока вы занимаетесь своими делами. Как только появятся новые предложения или изменятся сроки в текущих закупках, система пришлет уведомление на электронную почту, по СМС или в мобильном приложении. Так вы успеете принять участие даже в тех закупках, где срок подачи заявок всего пара часов.

Умный фильтр позволяет искать интересные торги по регионам, категориям товаров и услуг, ключевым словам и исключениям, отбирает торги с предоплатой, обеспечением или без. СБИС найдет закупки, даже если их условия указаны в приложенном документе.

На что обратить внимание при выборе тендера

Индивидуальному предпринимателю нужно особенно тщательно выбирать тендер. Если вы не выполните условия контракта и получите штраф — отвечать придется личным имуществом (абзац 1 статьи 24 ГК РФ), а если попадете в реестр недобросовестных поставщиков — не сможете участвовать в закупках следующие два года (часть 5 ст. 5 223-ФЗ).

Петр выиграл тендер у госзаказчика, но не смог вывести сумму обеспечения контракта из оборота компании, а оформить банковскую гарантию он не успел. ФАС расценила это как отказ от подписания контракта и занесла Петра в РНП. Теперь придется доказывать свою добросовестность в суде, либо забыть об участии в закупках на пару лет.
Ирина выиграла тендер на 2 536 000 рублей, но не поставила весь ассортимент товара, указанный в контракте. В итоге она получила штраф 253 600 рублей. На счете компании этой суммы не было, и штраф списали с ее личного счета.

Выбирая тендер, оцените:

  1. сумму обеспечения тендера;
  2. надежность заказчика;
  3. требования заказчика;
  4. сроки.

Сумма обеспечения тендера

Обеспечивать тендер нужно деньгами или банковской гарантией.

Для того чтобы обеспечить тендер деньгами, переведите сумму на спецсчет (для обеспечения заявки) или на счет заказчика (для обеспечения исполнения контракта), там она заморозится до определенного момента.

Для обеспечения банковской гарантией — подайте документы на ее получение заранее.

  1. Обеспечение заявки. Для СМП сумма не больше 2% от НМЦ. Сумму возвращают:
    • в течение 1 рабочего дня после объявления победителя, если вы не выиграли тендер;
    • в течение 1 рабочего дня после подписания контракта, если вы победитель.
    Победителю, отказавшемуся от подписания контракта, сумму обеспечения заявки не вернут.
    Если на счете не хватит средств для обеспечения заявки, ее отклонят.
  2. Обеспечение исполнения контракта. До 30% от НМЦ. В закупках для СМП действуют льготы:
    • Считается от цены победителя.
    • Если за последние три года участник исполнил три контракта, он может не обеспечивать текущий контракт. Важно, чтобы их общая сумма была не меньше НМЦ текущего контракта.
    • СМП обеспечение контракта вернут в течение 15 дней после подписания акта-приемки (вместо 30).

Надежность заказчика

Федеральные площадки строго проверяют организаторов закупок, поэтому на них почти невозможно встретить ненадежных заказчиков. Однако если вы выбираете коммерческую площадку, следует проанализировать компанию-организатора.

Что может указывать на ненадежность заказчика:

  • недостоверный юридический адрес и телефон;
  • большое число судебных дел, в которых компания — ответчик;
  • частая смена руководителей;
  • задолженность кредитным организациям, перед сотрудниками по заработной плате, по налогам;
  • банкротство аффилированных компаний.

Информацию о заказчике можно получить, обратившись в ФНС, Росстат, Арбитражный суд, Центральный банк. В СБИС Поиск и анализ закупок уже собрана вся информация об организациях. Сервис получает данные из официальных открытых источников и заносит в карточку компании. Получить полное представление о заказчике и его поставщиках — дело одного клика.

Сервис проанализирует данные о торгах за последние несколько лет и расскажет, с кем взаимодействовал организатор закупки и как ведут себя возможные конкуренты. Используйте эти данные для выбора тендера. Например, если в закупках интересного вам заказчика всегда мало участников, а победитель один и тот же — вероятно, закупки организуются специально для него. От участия в таком тендере лучше отказаться, так как выиграть нет шансов.

Требования заказчика

Требования закреплены в тендерной документации — читайте ее внимательно. Что бывает, когда заказчик недостаточно изучил документы к закупке:

  • Заявку отклоняют, так как участник соответствует не всем условиям.
  • Поставщик принимает участие в заведомо проигрышном тендере.
  • Поставщик попадает в РНП или работает себе в убыток, так как не может исполнить контракт по требованиям заказчика.
Иван принял участие в закупке, перевел обеспечение, потратил время. Но не выиграл тендер, потому что в условиях закупки указывались узкие требования, явно «заточенные» под определенного поставщика. Если бы Иван внимательнее читал требования, он понял бы, что закупка неконкурентная и проводится для одного поставщика, и не стал бы тратить на нее время.

Общие требования к поставщику

Прописываются заказчиком к любой закупке:

  • требования к качеству и характеристикам товара, работ или услуг;
  • показатели, по которым будут проверять товар;
  • проектная документация, если закупаются строительные работы.

Заказчик может указывать в описании закупки товарный знак, но обязательно должен добавить «или эквивалент». Это значит, если вы поставите товар под другим знаком за меньшую стоимость, но подходящий по характеристикам, — вы выполните условия закупки.

Поставляемый товар должен быть новым, без замены составных частей.

Дополнительные требования к поставщику

Ставятся заказчиком в закупках на большие объемы, с высокой начальной ценой контракта (НМЦК):

  • квалификация сотрудников компании-поставщика;
  • деловая репутация;
  • трудовые и финансовые ресурсы компании;
  • исполненные контракты по подобным закупкам;
  • уровень выручки за последний год;
  • лицензия на выполнение подобной работы;
  • членство в СРО;
  • гарантия на товар (например, машины или оборудования).

Если исполнитель поставит товары или услуги, не соответствующие требованиям заказчика (например, поставит товар худшего качества и в неполном ассортименте), ему назначат штраф. Штрафы высчитываются от цены контракта (ЦК):

Цена контрактаЗакупки для СМП
Не больше 3 млн. рублей3%
От 3 до 10 млн. рублей2%
От 10 до 20 млн. рублей1%
Цена контрактаЗакупки на общих условиях
Не больше 3 млн. рублей10%
От 3 до 50 млн. рублей5%
От 50 до 100 млн. рублей1%

Сроки

Заказчик устанавливает в контракте срок исполнения контракта. Рассчитайте, сможете ли вы исполнить контракт вовремя. В противном случае будут начислены пени.

Пени рассчитываются по формуле:
Цена контракта * 1/300 * ставка ЦБ * количество календарных дней просрочки.

Мария не оценила свои возможности по срокам и задержала поставку товаров на три недели по контракту стоимостью 60 000. В итоге ей пришлось платить пени — 189 рублей.
60 000 * 1/300 * 4,5% * 21 = 189

Чем выше цена контракта, тем выше будут пени за просрочку.

С 2020 года по соглашению сторон можно изменить сроки и цену контракта. ФАС не будет наказывать поставщика за нарушения, если в его работу вмешалась пандемия.

Подготовка к участию в тендере

Технические моменты, которые нужно уладить перед участием в любых закупках: получить электронную подпись и аккредитоваться на выбранной площадке.

Получить ЭЦП

Для участия в электронных торгах понадобится квалифицированная электронная подпись. Она нужна для регистрации на ЭТП, подписи документов, которыми обмениваются заказчик и исполнитель.

Получить КЭП можно только в аккредитованном удостоверяющем центре, например, в офисе УЦ компании «Тензор».

В Тензоре можно заказать электронную подпись для участия в закупках на всех основных площадках. Полный список площадок можно посмотреть здесь.

Пройти аккредитацию на ЭТП

Аккредитация — это регистрация компании на ЭТП. После нее компания вносится в реестр участников и получает доступ к торгам на площадке.

ИП для аккредитации на ЭТП нужно предоставить:

  1. заявление (форма заявления находится на сайте ЭТП);
  2. выписку из ЕГРИП;
  3. сканы паспорта;
  4. ИНН;
  5. адрес электронной почты.

Аккредитация на площадке может занимать до пяти рабочих дней. В случае отказа оператор ЭТП пришлет вам уведомление, в котором укажет причины. Можно исправить ошибки и подать заявление на аккредитацию повторно. Если аккредитация прошла успешно, оператор сообщит об этом и пришлет реквизиты спецсчета для перевода средств на обеспечение заявок.

Для участия в торгах на федеральных площадках нужно зарегистрироваться в ЕИС. Удобство в том, что одна регистрация в ЕИС аккредитует на всех федеральных площадках.

Сбор документов и подача заявки

Перед тем, как подавать заявку, нужно собрать следующие документы:

  • декларация соответствия требованиям закона;
  • справка об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие, что участник — представитель малого бизнеса: декларация принадлежности к СМП или выписку из реестра СМП;
  • копии документов, подтверждающих соответствие качества и характеристик предлагаемых товаров, услуг или работ требованиям законодательства;
  • сведения об ИНН;
  • выписка из ЕГРИП.

Если форма тендера — электронный аукцион, то заявку нужно подать в двух частях:

В первой части заявки участник дает свое согласие с требованиями заказчика, указывает товарный знак и характеристики товара, услуги или работы.

Во второй части заявки участник указывает название организации, юридический адрес, контрактные данные и ФИО лица, ответственного за закупку и прикладывает документы.

Вторая часть заявки рассматривается позже, чтобы заказчик остался беспристрастным в выборе предложений.

Заказчик может потребовать приложить к заявке дополнительные документы — это он укажет в тендерной документации.

Частые вопросы

  • Может ли единственный учредитель ООО, попавшего в РНП, участвовать в тендерах как ИП?

    Нет, так как сведения об учредителе находятся в РНП.

    Можно подать заявку на участие в коммерческом тендере, в условиях которого не прописано требование об отсутствии сведений об участнике в РНП.

  • Если побеждает ИП на УСН, может ли заказчик вычесть 20% от цены контракта?

    Нет, заказчик не имеет право в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.

  • Могут ли отклонить заявку на участие, если коды ОКВЭД не совпадают с указанными в выписке ЕГРИП?

    Нет, заказчик не может отклонить заявку по этой причине.

  • Можно ли подать заявку на участие в тендере, если закупаемого товара нет на складе?

    Да, можно. Подавая заявку, поставщик необязательно должен иметь нужный товар на складе и сертификаты соответствия на него. Важно только, чтобы победитель смог поставить товар в указанном объеме в сроки, прописанные в контракте.

  • Как подать жалобу в ФАС?

    Жалобу можно подать на действия заказчика или оператора электронной площадки. На заказчика подают жалобу, когда его действия ограничивают конкурентность закупки: например, указываются требования под определенного поставщика, необоснованно отклонена заявка или есть доказательства сговора между заказчиком и победителем. На оператора ЭТП можно подать жалобу за сбои в работе площадки. На подачу жалобы есть 30 дней со дня обжалуемого события. С 1 января 2020 обоснованность жалобы доказывается с помощью ГИС «Независимый регистратор».

Купить подпись для торгов

Подпись для торгов

Купить

Подключить сервис для поиска торгов

Сервис для поиска торгов

Подключить

Полезные статьи

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie, Яндекс.Метрикой, Google Analytics для сбора технических данных. Подробнее