Почему ЭТП отклоняет заявки: топ‑5 причин
Каждый участник закупок боится, что его заявку отклонит заказчик. Но иногда до этого даже не доходит: ее возвращает оператор электронной торговой площадки (ЭТП). Разбираемся, почему это происходит и как этого избежать.
Что вы узнаете
- Возврат заявки: что это значит
- Когда и почему ЭТП может вернуть заявку
- Причина № 1. Несоответствие дополнительным требованиям заказчика
- Причина № 2. Участие в закупке для субъектов СМП или СОНКО без подтвержденного статуса
- Причина № 3. Нарушение правил национального режима
- Причина № 4. Ошибка при внесении обеспечения заявки
- Причина № 5. Участник находится в РНП
- Проверьте себя: что вы узнали о возврате заявок
Возврат заявки: что это значит
Возврат заявки оператором электронной торговой площадки — это ситуация, когда документы не допускают до этапа рассмотрения заказчиком из-за того, что нарушены технические или формальные требования. По сути, ЭТП выполняет роль первичного фильтра: если заявка не соответствует установленным правилам, ее возвращают на доработку. Нужно помнить, что это не означает проигрыш в тендере — вы просто не прошли предварительную проверку.
Оператор ЭТП проверяет поданную информацию в течение часа после получения заявки. Если есть ошибки или какой-то информации не хватает, участник получит уведомление с указанием конкретных причин возврата. Если срок подачи предложений еще не истек, есть право исправить выявленные недочеты и подать заявку повторно.
Возврат заявки, как правило, связан с невнимательностью участника. Поэтому перед участием изучите все требования ЭТП, заказчика и законодательства, а также оставьте время на исправление ошибок и повторную подачу.
Когда и почему ЭТП может вернуть заявку
Заявку могут вернуть только в тех процедурах, где есть конкуренция: например в аукционах, конкурсах или запросах котировок. Для них действует строгий регламент проверки документов до передачи их заказчику.
Чаще всего операторы ЭТП возвращают заявки на конкурсы, так как к участникам предъявляется больше требований и им нужно готовить расширенный пакет документов.
⚠ Понятие «возврат заявки» не используется для закупок малого объема, включая сделки «с полки» и в электронных магазинах. Так как эти процедуры не относят к конкурентным, оператор ЭТП не проводит формальную проверку заявок. Следовательно, и вернуть их не может.
44-ФЗ называет множество оснований для возврата заявки, они описаны в ст. 43 44‑ФЗ. Однако современные электронные площадки внедрили технические ограничения, которые предотвращают большинство грубых ошибок.
Например, участник не может подать заявку после истечения срока подачи 一 кнопка «подать» блокируется или исчезает. Также электронные площадки не принимают предложения с ценой выше начальной максимальной цены контракта (НМЦК) или равной нулю.
Так что список частых причин возврата на практике значительно короче. Разберем самые распространенные из них.
Причина № 1. Несоответствие дополнительным требованиям заказчика
Заказчик вправе установить особые условия допуска: требования к опыту, квалификации, наличие специальных разрешений. Если участник закупки не подтверждает их до подачи заявки, оператор ЭТП вернет ее.
По закону заказчик требует доказательства того, что вы справитесь с контрактом. Это записано в ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 44‑ФЗ. Есть два типа таких требований:
Требования, которые действуют только для отдельных категорий закупок из перечня Постановления № 2571.
Например, для участия в электронном аукционе на организацию детского отдыха нужно предоставить исполненный контракт и акты суммой не менее 20% от НМЦК. А для проектных работ потребуют не только контракт и акты, но и положительное заключение экспертизы.
Универсальная предквалификация для закупок с НМЦК более 20 млн ₽. Участник должен подтвердить, что уже выполнял аналогичный контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ стоимостью не менее 20% от текущей НМЦК.
Например, чтобы участвовать в электронном аукционе с НМЦК в 100 млн ₽, нужно показать опыт на сумму не менее 20 млн ₽.
Примеры ошибок и способы их избежать
50% поданных заявок в конкурсах возвращают из-за отсутствия документов по дополнительным требованиям. Это самая распространенная ошибка.
Частые случаи:
- невнимательно изучили документацию и пропустили информацию о дополнительных требованиях;
- не подали документы на площадку заранее;
- ошиблись в документах, например загрузили контракт не на ту сумму или без актов.
Что делать, чтобы не совершить ошибку:
- Проверьте, есть ли в закупочной документации дополнительные требования.
- Изучите Постановление № 2571 и убедитесь, нет ли ваших услуг, товаров и работ в этом списке.
- Учтите, что оператор ЭТП проверяет пакет документов в течение 5 рабочих дней, подготовьте и отправьте информацию заранее.
- Убедитесь, что документы составлены правильно и в них нет ошибок.
Причина № 2. Участие в закупке для субъектов СМП или СОНКО без подтвержденного статуса
Для участия в некоторых закупках нужно обладать статусом малого предпринимательства (СМП) или быть социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО). В противном случае оператор ЭТП вернет заявку.
Такое ограничение 一 часть государственной политики поддержки малого бизнеса и некоммерческого сектора. Для этого заказчики должны проводить не менее 25% закупок от общего годового объема исключительно для организаций со статусом СМП и СОНКО.
Примеры ошибок и способы их избежать
С неподтверждением статуса СМП или СОНКО связано около 33% возвращенных заявок. Это, как правило, происходит в следующих случаях:
- участие в закупке для субъектов СМП или СОНКО без соответствующего статуса;
- отсутствие информации о статусе в личном кабинете ЕИС;
- незнание правил конкретной ЭТП: если некоторые площадки не запрашивают дополнительных действий, то другие могут потребовать сформировать декларацию о принадлежности к СМП непосредственно при подаче заявки.
Что делать, чтобы не совершить ошибку:
- Подтвердите свой статус в личном кабинете ЕИС. После этого информация автоматически будет передана на все федеральные электронные площадки.
- Проверьте требования ЭТП. При необходимости добавляйте информацию о принадлежности к СМП.
- Если не имеете статуса СМП или СОНКО, внимательно выбирайте закупки для участия, обращая внимание на ограничения в извещении.
Причина № 3. Нарушение правил национального режима
Национальный режим 一 система мер, которая дает преимущества отечественным производителям перед иностранными. В закупках, где действует национальный режим, заказчик обязан установить запрет на допуск товаров, работ или услуг иностранного происхождения. Если участник не может подтвердить их российское происхождение, оператор ЭТП вернет заявку.
Примеры ошибок и способы их избежать
Почти 10% возвратов заявок происходит из-за невнимательности поставщиков или нарушения требований национального режима.
Что обычно участники делают не так:
- некорректно указывают страну происхождения товара;
- не подают документы, которые подтверждают российское происхождение товара, работы или услуги;
- участвуют в закупке с ограничениями, хотя предлагают иностранный товар.
В последнем случае нет смысла подавать заявку повторно 一 такому поставщику нужно поискать другие закупки.
Что делать, чтобы не совершить ошибку:
- Внимательно изучите правила национального режима.
- Правильно укажите страну происхождения товара, работ или услуг.
- Заранее подготовьте документы. Например, сертификаты или номер из реестра промышленной продукции.
- Анализируйте закупочную документацию. Если поставляете товар иностранного происхождения, то найдите закупки без ограничений.
👉 Узнайте больше о национальном режиме в 2025 году.
Причина № 4. Ошибка при внесении обеспечения заявки
Обеспечение заявки — это денежные средства или банковская гарантия, которые вы предоставляете заказчику. Они подтверждают, что вы подпишете контракт, если выиграете процедуру.
Способы внесения обеспечения заявки:
- Банковская гарантия. Это документ, который выдает банк. Можно сказать, что он поручается за вас и обязуется выплатить сумму гарантии, если откажетесь заключать контракт.
Денежные средства. Способ внесения зависит от формата процедуры, в которой вы участвуете:
- для закупок по 44-ФЗ и закупок для субъектов СМП по 223-ФЗ деньги блокируются на вашем специальном счете. Это расчетный счет, который заводится для участия в тендерах;
- для закупок по 223-ФЗ деньги блокируются на лицевом счете ЭТП.
Примеры ошибок и способы их избежать
Есть два типа ошибок:
- участнику не хватает денег на специальном или лицевом счетах, например, он не рассчитал, что уже поучаствовал в нескольких процедурах по 44-ФЗ, и большая сумма со специального счета заблокирована;
- участник внес некорректный номер банковской гарантии, оператор ЭТП не найдет ее в реестре и посчитает недействительной.
Что делать, чтобы не совершить ошибку:
- Внимательно изучите информацию об обеспечении заявки в закупочной документации и извещении.
- Отслеживайте состояние специального и лицевого счетов. Если участвуете в большом количестве процедур, заведите таблицу, в которую будете вносить суммы и сроки блокировки денежных средств. Так у вас будет актуальная информация о балансе счетов.
- Готовьтесь заранее, так как вам понадобится время на перевод денежных средств или получение гарантии.
👉 У нас есть подробная статья о том, что такое обеспечение заявки.
Причина № 5. Участник находится в РНП
Если участник закупки или член его единоличного исполнительного органа, например генеральный директор, внесен в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), все его заявки на любых ЭТП будут автоматически отклонены системой. Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ для такого поставщика заблокировано на 2 года.
Оператор ЭТП проверяет не только юридическое лицо, от которого подают заявку, но и физических лиц, входящих в единоличный исполнительный орган. Это может быть, например, генеральный директор или президент компании. Это мешает предпринимателям, которые пытаются участвовать в закупках через новые фирмы.
Что делать, чтобы не совершить ошибку
Главное 一 избегать ситуаций, когда организацию могут внести в РНП:
- Не отказывайтесь от заключения контракта по 44-ФЗ, если выиграли закупку.
- Соблюдайте сроки подписания контрактов.
- Своевременно вносите обеспечение исполнения контрактов, проверяйте банковские реквизиты при переводе денежных средств и корректно оформляйте банковские гарантии.
- Не допускайте односторонних отказов от исполнения контрактов по 44-ФЗ со стороны заказчика. Это приведет к разбирательства в ФАС, где компанию могут признать недобросовестным поставщиком.
Кроме того, внимательно подбирайте сотрудников на руководящие должности. Они не должны быть бывшими руководителями организации, которая попала в РНП и еще не вышла из реестра.
Проверьте себя: что вы узнали о возврате заявок
Вопрос № 1. В процедурах какого типа оператор ЭТП не может вернуть заявку?
- Электронный аукционПодумайте еще.
- Запрос котировокПодумайте еще.
- Закупка «с полки»Верно!
Вопрос № 2. Какие документы нужно предоставить заранее, чтобы оператор ЭТП не вернул заявку по дополнительным требованиям?
- Исполненный контракт и акты, подтверждающие опытВерно!
- Сертификаты на продукциюПодумайте еще.
- Письмо о согласии заключить контрактПодумайте еще
Вопрос № 3. Участник имеет специальный счет и периодически пополняет его, но оператор всё равно вернул заявку. Что могло произойти?
- Оператор ЭТП ожидал увидеть банковскую гарантию в качестве обеспечения заявкиПодумайте еще.
- Денег на специальном счете не хватило, так как часть средств была заблокирована для участия в других процедурахВерно!
- В назначении платежа была допущена ошибка.Подумайте еще
Видеоматериалы по теме



