ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий» в новых регионах: как подключиться и работать по закону
Бизнес в новых регионах России должен работать с государственными системами, которые контролируют оборот ряда товаров. Это системы ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий». Разбираем, кому, как и в какие сроки надо подключиться к госсистемам, какое оборудование и ПО для этого понадобится.
Зачем нужны госсистемы контроля за товарами
Через системы ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий» государство контролирует производство и оборот товаров. Это делается, чтобы контрафактная или некачественная продукция не попала на полки магазинов, маркетплейсы и в точки общепита.
Кто должен подключаться к госсистемам
- Индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут бизнес в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях.
- Это все участники оборота подконтрольных товаров: производители, импортеры, оптовики, розничные точки и общепит, селлеры на маркетплейсах.
Содержание
ЕГАИС для алкогольной продукции
Через ЕГАИС проходит весь оборот крепкого спиртного (вина, водки, виски, коньяка, текилы и других) и слабоалкогольных напитков (пива, сидра, медовухи, пуаре и пивных напитков).
Когда заработает ЕГАИС в ДНР, ЛНР и новых областях. С 1 января 2025 года участникам алкогольного рынка на новых территориях необходимо отражать операции в ЕГАИС. Производители отчитываются в госсистему о выпуске и продаже алкоголя; оптовики, розница и общепит — о приемке и реализации. Полученный от поставщиков алкоголь надо ставить на свой баланс и отражать его списание.
Что делать с остатками, которых нет в ЕГАИС. Если оптовые продавцы, розница и точки общепита получали российский алкоголь по коду «777», его разрешено хранить на складе до 1 января 2026 года. Это дает предпринимателям возможность в течение 2025 года поставить остатки на баланс в ЕГАИС.
Алкоголь с украинскими акцизными марками с 2025 года продавать нельзя.
До 31 декабря 2024 года сообщите об остатках алкоголя, полученного по коду «777»:
Если не подать документы до конца 2024 года, продукцию нельзя будет поставить на баланс ЕГАИС в 2025 — ее дальнейшая продажа станет невозможной.
Регистрация всех мест осуществления деятельности (МОД). Если у вас несколько точек продаж, в ЕГАИС необходимо зарегистрировать каждую из них. Проводить все операции и сводить остатки надо по каждой точке, а не в рамках всей деятельности юрлица или ИП.
Что потребуется для работы с ЕГАИС в новых регионах:
В Saby (СБИС) есть всё необходимое, чтобы работать с алкоголем в новых регионах. Мы оформим электронные подписи и МЧД, зарегистрируем ваш бизнес в ЕГАИС, настроим работу УТМ, подберем оборудование. В программе Saby вы сможете отчитываться по крепкому спиртному и пиву через одно окно, видеть все остатки, проводить инвентаризации.
Полезные ссылки из нашей базы знаний:
- Настраиваем работу с ЕГАИС
- Ставим продукцию на баланс в ЕГАИС
- Настраиваем продажу алкоголя в новых регионах
- Работа с крепким алкоголем
- Работа с пивом в ЕГАИС
Мини-курс по работе с ЕГАИС в новых регионах
- Разберем, как подключиться, внести остатки, принимать алкогольные накладные, контролировать склад
- 2 видеоурока в записи + памятка по ЕГАИС
- Стоимость курса 1 990 ₽

«Честный знак» для маркированных товаров
В «Честном знаке» отражается оборот товаров, которые маркируют кодами Data Matrix. Перечень разнообразный, например: молочные продукты и упакованная вода, одежда и обувь, шины и фотоаппараты, медицинские изделия и корма для домашних животных, табак и пиво. Список не закрытый — государство добавляет новые категории: сначала проводит эксперимент по нанесению кодов на продукцию и тестированию бизнес‑процессов, а по его итогам запускает обязательную маркировку.
Гайд по маркировке: перечень товаров и схема работы

Так выглядит код маркировки Data Matrix. Его часто путают с более привычными QR‑кодами и линейными штрихкодами. Отличие Data Matrix: в нем зашифрован больший объем информации, который необходим для прослеживаемости через «Честный знак»
Когда начнется работа с маркировкой в новых регионах. Пока утвержден срок, что до 1 апреля 2025 года участники оборота маркированных товаров должны зарегистрироваться в «Честном знаке». Но на подписании находится новое постановление: по нему старт маркировки отодвигается на год — до 1 апреля 2026 года.
Когда маркировка станет обязательной, производители и импортеры будут наносить на товары коды Data Matrix, а все участники оборота — отчитываться в «Честный знак» (второе название системы — ГИС МТ).
Если продаете товары только в пределах территории новых регионов. Можно работать без маркировки до того момента, пока она не станет обязательной. Это либо 1 апреля 2025 года, либо апрель 2026, если утвердят новое постановление. Ваш бизнес должен быть зарегистрирован в ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областях.
Если продаете товары на территорию других регионов России. Подключаться к «Честному знаку» надо уже сейчас. Работа без маркировки — нарушение, за которое штрафуют. По закону товар, который въезжает на территорию РФ, должен быть промаркирован.
Как правило, новые товарные группы внедряются поэтапно. Чтобы разобраться, когда наступает обязанность маркировать товары, использовать ЭДО, добавлять код маркировки в кассовый чек — читайте в нашем гайде по всем товарным группам.
Календарь маркировки на 2025‑2026
Что делать с остатками без кодов маркировки, которые закуплены до 1 апреля 2025 (или 2026 года). Остатками считаются товары, которые получены до старта обязательной маркировки. По нашей информации «Честный знак» выпустит отдельный регламент, в котором даст разъяснения, как действовать в отношении остатков без маркировки.
Что потребуется для работы с «Честным знаком» в новых регионах:
В Saby (СБИС) есть всё необходимое, чтобы работать с маркировкой под ключ: встроенные ЭДО и ОФД, оборудование, электронные подписи и программа для учета товаров. Подойдет как крупному предприятию или торговой сети, так дистрибьютору и небольшой точке.
Полезные ссылки из нашей базы знаний:
- Как подключиться и работать с «Честным знаком»
- Разрешительный режим продажи маркированных товаров
- Штрафы за несоблюдение правил маркировки
Подключим ваш бизнес к системе маркировки
- Поможем получить ЭП и зарегистрироваться в «Честном знаке»
- Подберем оборудование
- Научим заказывать коды, принимать и продавать маркированные товары
- Настроим ЭДО и интеграцию с учетной системой

«Меркурий» для продукции животного происхождения
Через систему «Меркурий» государство контролирует оборот таких товаров, как молочная продукция, яйца, мясо, рыба, колбасы, мясные и рыбные консервы, мед. Полный перечень продукции приведен в Приказе Минсельхоза РФ от 18.12.2015 № 648.
Все участники оборота оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Без ВСД нельзя отгрузить товар покупателю и принять его на оптовую базу, в розничный магазин или точку общепита.
Работа с «Меркурием» в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях уже началась. Россельхознадзор сообщал, что еще в 2023 году работа госсистемы настроена в новых регионах. За разъяснениями по подключению можно обращаться в территориальные органы ведомства.
Что потребуется для работы с «Меркурием» в новых регионах:
Полезные ссылки из нашей базы знаний:
Когда необходимо работать сразу в нескольких госсистемах
Некоторые группы товаров попадают под контроль сразу нескольких госсистем (например, пиво или молочная продукция). И практически каждый продуктовый магазин или кафе обязаны отчитываться во все госсистемы.
Если подключаетесь к системе Saby (СБИС), то не придется работать в трех разных программах. В Saby реализован принцип одного окна: это и учетка, и склад, и оператор ЭДО, и единый интерфейс для работы со всеми госсистемами. Например, приход пива отразится сразу в «ЕГАИС» и «Честном знаке», не надо проводить две операции и делать лишние документы.

Штрафы за неприменение госсистем и другие нарушения
За нарушения надзорные органы могут оштрафовать, конфисковать товар и даже возбудить дело по уголовной статье. Ответственность предусмотрена для всех участников рынка.
Штрафы за несоблюдение требований работы с ЕГАИС. Для ИП и должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 15 000 ₽, для юрлиц — от 150 000 до 200 000 ₽. Возможна конфискация алкогольной продукции, по которой выявлено нарушение.
Штрафы за нарушение работы с «Меркурием». Для ИП штраф от 3 000 до 5 000 ₽, для юрлиц — от 10 000 до 20 000 ₽.
Два главных нарушения по маркировке — на товаре отсутствует код Data Matrix или он поддельный.
За что штрафуют | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
На товаре нет кода маркировки или он не читается | Штраф с конфискацией товара:
| Нарушения в особо крупном размере или при сговоре считаются преступлением, за которое наступает уголовная ответственность: штраф до 1 млн ₽ или лишение свободы |
На продукции поддельный код | Не предусмотрена | Минимальное наказание:
или
|
Неважно, на каком этапе цепочки «исчез» код маркировки: например, его не нанес производитель или повредил оптовик при транспортировке. Товар без кода автоматически приравнивается к нелегальной продукции — его нельзя принимать, хранить и продавать.
Если код поддельный, к ответственности привлекут не только того, кто подделал, но и тех, кто принял или продал товар. Например, магазин нашел нового поставщика, закупил у него партию и принял ее без проверки Data Matrix. А они оказались поддельными. Столкнуться с юридическими последствиями рискует и поставщик, и сам магазин.
Видеоматериалы по теме


