ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий» в новых регионах: как подключиться и работать по закону

эксперт по автоматизации работы с госсистемами

Бизнес в новых регионах России должен работать с государственными системами, которые контролируют оборот ряда товаров. Это системы ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий». Разбираем, кому, как и в какие сроки надо подключиться к госсистемам, какое оборудование и ПО для этого понадобится.

Зачем нужны госсистемы контроля за товарами

Через системы ЕГАИС, «Честный знак» и «Меркурий» государство контролирует производство и оборот товаров. Это делается, чтобы контрафактная или некачественная продукция не попала на полки магазинов, маркетплейсы и в точки общепита.

Кто должен подключаться к госсистемам

  • Индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут бизнес в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях.
  • Это все участники оборота подконтрольных товаров: производители, импортеры, оптовики, розничные точки и общепит, селлеры на маркетплейсах.

Нет времени разбираться с госсистемами?

Содержание

ЕГАИС для алкогольной продукции

Через ЕГАИС проходит весь оборот крепкого спиртного (вина, водки, виски, коньяка, текилы и других) и слабоалкогольных напитков (пива, сидра, медовухи, пуаре и пивных напитков).

Когда заработает ЕГАИС в ДНР, ЛНР и новых областях. С 1 января 2025 года участникам алкогольного рынка на новых территориях необходимо отражать операции в ЕГАИС. Производители отчитываются в госсистему о выпуске и продаже алкоголя; оптовики, розница и общепит — о приемке и реализации. Полученный от поставщиков алкоголь надо ставить на свой баланс и отражать его списание.

Что делать с остатками, которых нет в ЕГАИС. Если оптовые продавцы, розница и точки общепита получали российский алкоголь по коду «777», его разрешено хранить на складе до 1 января 2026 года. Это дает предпринимателям возможность в течение 2025 года поставить остатки на баланс в ЕГАИС.

Алкоголь с украинскими акцизными марками с 2025 года продавать нельзя.

До 31 декабря 2024 года сообщите об остатках алкоголя, полученного по коду «777»:

  • Соберите необходимые документы. Обязательно — ТТН на остатки алкоголя, подтверждающие легальность закупок. Также потребуются документы с данными по остаткам: с указанием количества, наименования, кода вида продукции и емкости/объема тары.
  • Отправьте документы в межрегиональное управление Росалкогольтабакконтроля. На бумажном носителе по адресу: 283015, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, пр‑т Мира, д. 19а. В электронной форме, подписанной ЭЦП: на info@newregions.fskatr.ru.

Если не подать документы до конца 2024 года, продукцию нельзя будет поставить на баланс ЕГАИС в 2025 — ее дальнейшая продажа станет невозможной.

Регистрация всех мест осуществления деятельности (МОД). Если у вас несколько точек продаж, в ЕГАИС необходимо зарегистрировать каждую из них. Проводить все операции и сводить остатки надо по каждой точке, а не в рамках всей деятельности юрлица или ИП.

Что потребуется для работы с ЕГАИС в новых регионах:

  • Электронная подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП. Подпись должна быть на специальном носителе: «Рутокене ЭЦП 3.0», JaCarta‑2 или ESMART Token.
  • КЭП + МЧД (машиночитаемая доверенность) для сотрудников, если у вас несколько точек продаж. Без МЧД подпись сотрудника будет недействительна.
  • УТМ (универсальный транспортный модуль). Это обязательное приложение для обмена данными с ЕГАИС. Если точек реализации алкоголя несколько, УТМ размещают в каждой из них.
  • RSA-ключ для каждого МОД.
  • 2D-сканеры штрихкодов, чтобы считывать акцизные марки и коды Data Matrix.
  • Обновление кассового ПО.

В Saby (СБИС) есть всё необходимое, чтобы работать с алкоголем в новых регионах. Мы оформим электронные подписи и МЧД, зарегистрируем ваш бизнес в ЕГАИС, настроим работу УТМ, подберем оборудование. В программе Saby вы сможете отчитываться по крепкому спиртному и пиву через одно окно, видеть все остатки, проводить инвентаризации.

Под ключ настроим работу с алкоголем

Полезные ссылки из нашей базы знаний:

Мини-курс по работе с ЕГАИС в новых регионах

  • Разберем, как подключиться, внести остатки, принимать алкогольные накладные, контролировать склад
  • 2 видеоурока в записи + памятка по ЕГАИС
  • Стоимость курса 1 990 ₽

«Честный знак» для маркированных товаров

В «Честном знаке» отражается оборот товаров, которые маркируют кодами Data Matrix. Перечень разнообразный, например: молочные продукты и упакованная вода, одежда и обувь, шины и фотоаппараты, медицинские изделия и корма для домашних животных, табак и пиво. Список не закрытый — государство добавляет новые категории: сначала проводит эксперимент по нанесению кодов на продукцию и тестированию бизнес‑процессов, а по его итогам запускает обязательную маркировку.

Гайд по маркировке: перечень товаров и схема работы

Как выглядят код маркировки Data Matrix, QR-код и линейный штрихкод

Так выглядит код маркировки Data Matrix. Его часто путают с более привычными QR‑кодами и линейными штрихкодами. Отличие Data Matrix: в нем зашифрован больший объем информации, который необходим для прослеживаемости через «Честный знак»

Когда начнется работа с маркировкой в новых регионах. Пока утвержден срок, что до 1 апреля 2025 года участники оборота маркированных товаров должны зарегистрироваться в «Честном знаке». Но на подписании находится новое постановление: по нему старт маркировки отодвигается на год — до 1 апреля 2026 года.

Когда маркировка станет обязательной, производители и импортеры будут наносить на товары коды Data Matrix, а все участники оборота — отчитываться в «Честный знак» (второе название системы — ГИС МТ).

Особенности работы с «Честным знаком» в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях определены в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2023 № 690.

Если продаете товары только в пределах территории новых регионов. Можно работать без маркировки до того момента, пока она не станет обязательной. Это либо 1 апреля 2025 года, либо апрель 2026, если утвердят новое постановление. Ваш бизнес должен быть зарегистрирован в ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областях.

Если продаете товары на территорию других регионов России. Подключаться к «Честному знаку» надо уже сейчас. Работа без маркировки — нарушение, за которое штрафуют. По закону товар, который въезжает на территорию РФ, должен быть промаркирован.

Как правило, новые товарные группы внедряются поэтапно. Чтобы разобраться, когда наступает обязанность маркировать товары, использовать ЭДО, добавлять код маркировки в кассовый чек — читайте в нашем гайде по всем товарным группам.

Календарь маркировки на 2025‑2026

Что делать с остатками без кодов маркировки, которые закуплены до 1 апреля 2025 (или 2026 года). Остатками считаются товары, которые получены до старта обязательной маркировки. По нашей информации «Честный знак» выпустит отдельный регламент, в котором даст разъяснения, как действовать в отношении остатков без маркировки.

Что потребуется для работы с «Честным знаком» в новых регионах:

  • Электронная подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП. Подпись должна быть на специальном носителе: «Рутокене» или JaCarta LT.
  • ПО для обмена данными с «Честным знаком»: СКЗИ «КриптоПро», драйвер носителя, личный и корневые сертификаты, «КриптоПро ЭЦП Browser plug‑in».
  • Принтер этикеток для производителей и импортеров. Еще можно отправлять коды для печати в типографию.
  • Оборудование для приемки и отгрузки: 2D-сканер штрихкодов или ТСД (терминал сбора данных). Если работаете в Saby, можно установить на смартфон бесплатное приложение Saby Docs (скачать).
  • Электронный документооборот, чтобы принимать и отгружать маркированные товары и сообщать об этом в «Честный знак». Пока ЭДО не стал обязательным для группы товаров, можно обмениваться бумажными документами.
  • Обновление кассового ПО.

В Saby (СБИС) есть всё необходимое, чтобы работать с маркировкой под ключ: встроенные ЭДО и ОФД, оборудование, электронные подписи и программа для учета товаров. Подойдет как крупному предприятию или торговой сети, так дистрибьютору и небольшой точке.

Полезные ссылки из нашей базы знаний:

Подключим ваш бизнес к системе маркировки

  • Поможем получить ЭП и зарегистрироваться в «Честном знаке»
  • Подберем оборудование
  • Научим заказывать коды, принимать и продавать маркированные товары
  • Настроим ЭДО и интеграцию с учетной системой

«Меркурий» для продукции животного происхождения

Через систему «Меркурий» государство контролирует оборот таких товаров, как молочная продукция, яйца, мясо, рыба, колбасы, мясные и рыбные консервы, мед. Полный перечень продукции приведен в Приказе Минсельхоза РФ от 18.12.2015 № 648.

Все участники оборота оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД). Без ВСД нельзя отгрузить товар покупателю и принять его на оптовую базу, в розничный магазин или точку общепита.

Работа с «Меркурием» в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях уже началась. Россельхознадзор сообщал, что еще в 2023 году работа госсистемы настроена в новых регионах. За разъяснениями по подключению можно обращаться в территориальные органы ведомства.

Что потребуется для работы с «Меркурием» в новых регионах:

  • Получить электронную подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП.
  • Зарегистрироваться в системе «Меркурий.ХС». Для этого подать заявление в Россельхознадзор вашего региона.
  • Зарегистрировать на портале «Цербер» все площадки, где вы производите, храните или реализуете ветеринарную продукцию (например, склады, розничные магазины, точки на рынках, кафе, киоски с фастфудом).

Полезные ссылки из нашей базы знаний:

Зарегистрируем в «Меркурии» и настроим всю работу

Когда необходимо работать сразу в нескольких госсистемах

Некоторые группы товаров попадают под контроль сразу нескольких госсистем (например, пиво или молочная продукция). И практически каждый продуктовый магазин или кафе обязаны отчитываться во все госсистемы.

  • ЕГАИС + «Честный знак». Отчитываться сразу в 2 госсистемы необходимо, если вы производите или продаете пиво и слабоалкогольные напитки. В ЕГАИС нельзя отследить путь каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем. Контроль за крепкими напитками реализован за счет федеральных специальных марок (их еще называют акцизными). На пиве и слабоалкогольных напитках марок нет, поэтому их маркируют другим способом — кодами Data Matrix, а отслеживают через «Честный знак».

    Пока работа с маркировкой не обязательна для новых регионов (исключение — отгрузка товаров в другие области РФ), но можно начать работу заранее, чтобы отладить процессы.

    Как работать с пивом: в ЕГАИС, в «Честном знаке».

  • «Меркурий» + «Честный знак». В обеих госсистемах надо отражать, в частности, молочную продукцию, рыбные и мясные консервы. Выбрать только одну госсистему нельзя. Каждый код маркировки связывается с конкретным производственным ВСД. Без этой связки товар не получится ввести в оборот.

    Схема работы в «Честном знаке» и «Меркурии»: для молочной продукциидля консервов.

  • ЕГАИС + «Честный знак» + «Меркурий». Этот сценарий актуален, например, для продуктовых магазинов: когда на полках есть и молочка, и мясные‑рыбные продукты, пиво и крепкий алкоголь. Или же для крупных дистрибьюторов с широким ассортиментом продовольственных товаров.

Если подключаетесь к системе Saby (СБИС), то не придется работать в трех разных программах. В Saby реализован принцип одного окна: это и учетка, и склад, и оператор ЭДО, и единый интерфейс для работы со всеми госсистемами. Например, приход пива отразится сразу в «ЕГАИС» и «Честном знаке», не надо проводить две операции и делать лишние документы.

Документы по подконтрольным товарам в Saby (СБИС)

Штрафы за неприменение госсистем и другие нарушения

За нарушения надзорные органы могут оштрафовать, конфисковать товар и даже возбудить дело по уголовной статье. Ответственность предусмотрена для всех участников рынка.

Штрафы за несоблюдение требований работы с ЕГАИС. Для ИП и должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 15 000 ₽, для юрлиц — от 150 000 до 200 000 ₽. Возможна конфискация алкогольной продукции, по которой выявлено нарушение.

Штрафы за нарушение работы с «Меркурием». Для ИП штраф от 3 000 до 5 000 ₽, для юрлиц — от 10 000 до 20 000 ₽.

Два главных нарушения по маркировке — на товаре отсутствует код Data Matrix или он поддельный.

За что штрафуютАдминистративная ответственностьУголовная ответственность
На товаре нет кода маркировки или он не читается

Штраф с конфискацией товара:

  • ИП и должностные лица — 5 000–10 000 ₽
  • Компании — 50 000–300 000 ₽
Нарушения в особо крупном размере или при сговоре считаются преступлением, за которое наступает уголовная ответственность: штраф до 1 млн ₽ или лишение свободы
На продукции поддельный кодНе предусмотрена

Минимальное наказание:

  • штраф до 300 000 ₽ или в размере дохода за 2 года

или

  • лишение свободы до 3 лет + штраф до 80 000 ₽ или в размере дохода за период до 6 месяцев

Неважно, на каком этапе цепочки «исчез» код маркировки: например, его не нанес производитель или повредил оптовик при транспортировке. Товар без кода автоматически приравнивается к нелегальной продукции — его нельзя принимать, хранить и продавать.

Если код поддельный, к ответственности привлекут не только того, кто подделал, но и тех, кто принял или продал товар. Например, магазин нашел нового поставщика, закупил у него партию и принял ее без проверки Data Matrix. А они оказались поддельными. Столкнуться с юридическими последствиями рискует и поставщик, и сам магазин.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также