Что такое разрешительный режим продажи маркированных товаров и как к нему подготовиться
С 1 апреля 2024 года на кассах в рознице и общепите заработает разрешительный режим. Он внедряется поэтапно и касается продажи маркированных товаров: сначала пива и табака, затем молока, воды и остальных групп.
В статье разбираем, как разрешительный режим повлияет на продажи, когда стартует для разных товаров и в каких случаях «Честный знак» запретит пробить чек.
Что вы узнаете
- Что такое разрешительный режим
- Когда режим заработает для разных товаров и для кого он не действует
- Как «Честный знак» проверяет код маркировки
- Как магазину подготовиться к проверке кодов
- Что нужно для быстрой приемки товаров
- Как разрешительный режим работает при сбоях
- Как режим поможет магазинам
- Штрафы за нарушение правил продажи маркированных товаров
Что такое разрешительный режим на кассе
Разрешительный режим на ККТ ввели, чтобы блокировать на кассе продажу маркированных товаров, у которых есть проблемы с кодами Data Matrix, истек срок годности или цена не соответствует установленному государством порогу. Кассир просто не сможет выбить чек для просрочки или товара с недействительным кодом. Если всё в порядке, то касса разрешает продажу.
Старый порядок без проверки кода маркировки постепенно отменят для всех групп товаров. «Честный знак» (ЧЗ) перестанет «верить на слово», когда магазин или кафе выводят из оборота код.
Показываем на схеме, что изменится в работе:
Процесс продажи маркированного товара с разрешительным режимом и без него выглядит так:
Без разрешительного режима | С разрешительным режимом |
---|---|
1. Продавец сканирует код маркировки | 1. Продавец сканирует код маркировки, и касса отправляет его в «Честный знак» |
2. Касса пробивает чек | 2. ЧЗ проверяет код |
3. Касса отправляет сведения о продаже оператору фискальных данных (ОФД) | 3. Если код не прошел проверку — запрет продажи; если проверка пройдена — касса пробивает чек |
4. ОФД информирует «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота | 4. Касса отправляет сведения о продаже оператору фискальных данных (ОФД) |
5. ОФД информирует «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота |
Законодательно новые правила продажи маркированных товаров и сроки разрешительного режима прописаны в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.
Когда заработает разрешительный режим для разных товаров и для кого он не действует
Разрешительный порядок на кассах для розницы и общепита планируют поэтапно внедрять в 2024–2025 годах. Конкретные сроки зависят от товарной группы и размеров бизнеса. Ключевые даты старта онлайн‑проверок для продавцов маркированных товаров — в таблице.
Дата | Товар |
---|---|
С 1 апреля 2024 |
|
С 1 мая 2024 крупные торговые сети (50+ магазинов) |
|
С 1 сентября 2024 все остальные продавцы | |
С 1 ноября 2024 |
|
С 5 февраля 2025 | Безалкогольные напитки в пластике, стекле и алюминиевых банках (кроме соков, морсов, нектаров, напитков на растительном сырье) |
С 1 марта 2025 | Медицинские изделия и кресла‑коляски |
С 1 июня 2025 | Все безалкогольные напитки в любых упаковках |
В каких ситуациях разрешительный режим «Честного знака» не действует:
- бизнес в удаленном регионе, поэтому касса работает в автономном режиме и не передает чеки в ОФД и систему маркировки онлайн;
- компания или ИП освобождены от использования контрольно‑кассовой техники (п. 3 ст. 2 54‑ФЗ);
- продавец продает молоко или квас из цистерн (абз. 8 п. 2 ст. 2 54‑ФЗ);
- продавец не считается участником оборота маркированных товаров;
- общепит указывает в чеке не код маркировки, а код товара (GTIN). К примеру, такое послабление действует для заведений, которые торгуют кеговым пивом и слабоалкогольными напитками;
- товар продают через торговый автомат;
- товар продают по образцам или онлайн с одновременным выводом из оборота.
Как «Честный знак» проверяет код и что делать, если тот не прошел проверку
У «Честного знака» есть 7 контрольных точек, по которым он проверяет код маркировки при розничной продаже. Если код не проходит проверку, госсистема сигнализирует об этом кассе — и на экране высвечивается ошибка. Стандартизированных формулировок нет, поэтому на разных кассах описания ошибок отличаются.
Что делать с проблемными кодами. В момент продажи опция только одна — объяснить ситуацию покупателю и заменить товар. Если он последний — извиниться и предложить подобрать альтернативу: можно порекомендовать, например, бестселлер, новинку или акционную продукцию. Продавать такой товар, даже если покупатель настаивает, нельзя: продукция с проблемным кодом маркировки приравнивается к нелегальной. И в любом случае касса просто не выбьет чек.
Постфактум нужно разобраться в ситуации, понять, что именно не так с кодом маркировки, и принять меры.
Причины, по которым «Честный знак» отклоняет коды, и варианты решения проблемы собрали в таблице.
№ | Почему «Честный знак» запретил продажу товара | Что делать |
---|---|---|
1 | В госсистеме нет информации о коде маркировки | Попросить поставщика проверить, корректный ли код указан в УПД. Например, нет ли в нем лишних символов. Либо связаться со службой поддержки «Честного знака»: позвонить на горячую линию, написать на электронную почту, уточнить у онлайн‑консультанта или задать вопрос в «Честном сообществе» |
2 | «Честный знак» не получал сведений о том, что код нанесли на товар или ввели в оборот | Обратиться к поставщику и узнать, не забыл ли он ввести код в оборот. Для подстраховки проверить несколько товаров из партии, чтобы убедиться, что это единичный случай, а не массовая история |
3 | Товар уже продали | Уточнить по чекам, пробивали ли сотрудники по кассе товар с таким кодом маркировки, или связаться со службой поддержки «Честного знака» |
4 | Цифровая часть кода (криптохвост) не прошла проверку подлинности | Связаться со службой поддержки «Честного знака» |
5 | Товар просрочен | Проверить срок годности не только у проблемного товара, но и у других из той же поставки. Убедиться, что на полках нет просрочки |
6 | Цена продажи выше максимальной для алкоголя или ниже минимальной для табака | Скорректировать цену в торговой программе |
7 | Госорганы запретили продажу товара. Например, в магазины, расположенные по всей России, завозят молоко из бракованной партии. Когда это выясняется, «Честный знак» добавляет все коды маркировки из партии в стоп‑лист | Убрать с полок всю партию |
Как магазину подготовиться к старту разрешительного режима
Получить специальный токен. Он обеспечит доступ к серверам «Честного знака» при проверке кодов маркировки. Если работаете в Saby (СБИС), то программа автоматически при отправке или получении документа с маркированными товарами сгенерирует токен. При необходимости его можно сформировать вручную. Если пользуетесь другим кассовым ПО, необходимо уточнить у разработчика, можно ли получить токен через торговую программу. Если нельзя, ключ доступа придется запрашивать через личный кабинет «Честного знака».
Если юрлиц несколько, токен нужно получить на каждый ИНН.Как в Saby получить ключ доступа вручную
- Перейдите в раздел «Документы/Маркировка», кликните на
- В разделе «Подключения» нажмите и выберите организацию.
- Нажмите «Запросить из ГИС МТ» и выберите сертификат электронной подписи.
- Saby запросит токен в «Честном знаке» и укажет в соответствующем поле.
Подробнее процесс описан в пошаговой инструкции.
Обновить кассовую программу. В Saby обновления всегда бесплатные и автоматические. Владельцам магазинов не придется задумываться, актуальная ли у них версия ПО и поддерживает ли она разрешительный режим продажи маркированных товаров. Если работаете в другой программе, инструкцию для обновления нужно запросить у разработчика. Часть инструкций доступна на сайте «Честного знака».
Обновить кассовое приложение можно автоматически из интерфейса Saby Retail (СБИС Розница) или скачав установочный файл. Актуальная версия — 24.1232.51 от 27.03.2024.Почему придется отказаться от автономных касс
Автономные кнопочные кассы, в которые позиции забиваются вручную, разрешительный режим поддержать не смогут.
У них нет технической возможности при каждой продаже отправлять запрос в «Честный знак», а также хранить и постоянно обновлять черный список кодов маркировки.
В магазинах, которые продают маркированные товары и при этом работают на автономках, нужно вовремя поменять оборудование.
Алексей Гаврилов, эксперт по автоматизации ритейла и HoReCa
- Подготовить к изменениям сотрудников. О новых правилах нужно рассказать кассирам, чтобы невозможность пробить чек не застала их врасплох. В идеале не просто рассказать, а подготовить подробную инструкцию: как действовать, что говорить покупателю, как отрабатывать негатив, кому сообщать о проблемных кодах. Это поможет не стопорить работу и сохранять клиентский сервис на высоком уровне.
Проверять коды маркировки при приемке: тотально или выборочно. Это позволит свести к нулю или хотя бы минимизировать вероятность того, что код не пройдет проверку в «Честном знаке» в момент продажи. Как это сделать быстро, расскажем в следующем разделе.
В Saby всё готово к старту разрешительного режима
- Система проверит коды маркировки при приемке и покажет некорректные
- Работа с маркировкой, ЕГАИС, «Меркурием» — в одном окне. Встроенный ЭДО
Что нужно для быстрой приемки товаров
Принимать товар можно при помощи смартфона, сканера штрихкодов или терминала сбора данных (ТСД). Выбор оборудования зависит от размеров склада: от маленького помещения до оптовой базы.
2D‑сканер штрихкодов. Самый популярный вариант: бюджетный и удобный. Главный минус — отсутствие экрана: сотрудник узнаёт о проблемных кодах маркировки, только когда возвращается к компьютеру. Поэтому сканеры подходят для небольших складов, где не придется постоянно бегать к компьютеру для проверки
Терминал сбора данных (ТСД). Самый прокачанный вариант: очень быстро сканирует товары, работает по 12 часов без подзарядки, защищен от падений. Поэтому подходит для больших складов и приемки крупных поставок, но стоимость существенно выше, чем у сканеров
Смартфон с бесплатным приложением Saby Docs. Это терминал сбора данных на минималках. Как и у ТСД, у него есть экран, на котором сразу видны проблемные товары. Скорость приемки сопоставима со сканером:
3–5 минут на палету. Минус в том, что батарейку разряжают сторонние приложения. Поэтому вариант оптимален для небольших складов
Как разрешительный режим работает при сбоях и влияет на продажи
- Что делать, если «Честный знак» перестанет работать? На случай, если система маркировки столкнется со сбоем, предусмотрена отмена онлайн‑проверки кодов. Продавцы освобождаются от этой обязанности не только на время аварии, но и на 3 дня после ее устранения (п. 7 правил разрешительного порядка при продаже маркированного товара).
- Как быть, если в магазине отключится интернет? Можно продолжать продажи и не проверять коды онлайн. На устранение проблемы у продавца есть максимум 72 часа. С 1 марта 2025 года в таких ситуациях обязательно проверять коды офлайн (п. 18 правил). Для безалкогольных напитков и соков офлайн‑проверка станет обязательной с 1 июня 2025 года.
Для этого в учетной системе продавца через специальный транспортный модуль будет формироваться и каждые два часа актуализироваться база товаров или кодов маркировки, оборот которых запрещен или приостановлен госорганами. Если вдруг интернет перестанет работать, код нужно будет сверять с последней версией базы.
- Повлияет ли разрешительный режим на скорость продаж? Если с кодом маркировки всё хорошо, то не повлияет: проверка должна укладываться в 1,5 секунды. Это зафиксировано в п. 16 правил. Если в течение этого времени сервер «Честного знака» не ответит, товар можно продавать без последствий. А вот когда код маркировки проблемный, потребуется больше времени на то, чтобы заменить и отсканировать новый товар.
Как разрешительный режим поможет магазинам
Запуск разрешительного режима на кассе для маркировки станет дополнительной точкой контроля.
- Кассир физически не сможет продать маркированный товар с истекшим сроком годности: пиво, сигареты, безалкогольные напитки, молочные продукты, упакованную воду, БАД, антисептики. А значит, будет меньше претензий от покупателей.Проверка и контроль сроков годности — прямая обязанность магазина. Поэтому Saby (СБИС) помогает следить за сроками не только маркированных, но и любых других товаров. Специальный отчет показывает просрочку, а также позиции с истекающим сроком — на них можно делать скидки, чтобы не списывать, а продать хотя бы с минимальной наценкой.
- «Честный знак» автоматически проконтролирует при продаже минимальную или максимальную розничную цену, поэтому магазин не столкнется со штрафом.
- Если у системы маркировки появится информация о некачественной партии товара, она включит все коды в список запрещенных к продаже, и репутация магазина не пострадает.
- Магазин не сможет случайно нарушить правила работы с маркировкой: например, продать товар с некорректным кодом или кодом, который не ввели в оборот. Это поможет избежать санкций со стороны «Честного знака».
Штрафы за нарушение правил продажи маркированных товаров
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. Роспотребнадзор не только штрафует нарушителей, но и конфискует нелегальные товары.
С запуском разрешительного режима кассы будут блокировать незаконные розничные продажи. А за продажи в обход кассы по‑прежнему грозят штрафы. Полный перечень — на сайте «Честного знака», ниже приведем основные.
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность | |
---|---|---|---|
Продажа без кодов маркировки | Сигареты, пиво, слабоалкогольные напитки | Конфискация продукции и штраф:
| Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора |
Все остальные товары | Конфискация продукции и штраф:
| ||
Продажа с поддельными кодами | Сигареты, пиво, слабоалкогольные напитки | — | Штраф до 400 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом |
Все остальные товары | — | Штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом | |
Продажа с нарушением МРЦ | Табак |
| — |
Алкоголь |
| — |