Маркировка с 1 сентября: какие изменения ждут бизнес

Ростислав Вашенцев, эксперт по госсистемам
эксперт по автоматизации работы с госсистемами

Собрали дайджест изменений в маркировке с 1 сентября 2025: новые подконтрольные товары, новые этапы для уже действующих групп.

Содержание

Старт регистрации для новых товарных групп

С 1 сентября начинается регистрация в «Честном знаке» для 6 товарных групп:

  • детские игрушки;
  • строительные материалы;
  • сладости;
  • растворимые напитки (расширение группы «Бакалея»);
  • спортивное питание;
  • бритвы и лезвия (расширение группы «Косметика и бытовая химия»).

Регистрироваться в системе обязаны все участники оборота: производители, импортеры, оптовые поставщики, розничные магазины, селлеры на маркетплейсах, общепит.

  • 👉 Как подключиться к «Честному знаку»

    Шаг 1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись на носителе «Рутокен» или JaCarta LT. Она должна быть оформлена на руководителя организации или ИП. Подпись нужна при регистрации и отправке документов в «Честном знаке».

    Получить подпись за 15 минут

    Шаг 2. Установить ПО для обмена данными с «Честным знаком». Чтобы шифровать и расшифровывать документы, нужно установить: криптографическую защиту СКЗИ «КриптоПро», драйвер носителя, личный и корневые сертификаты, «КриптоПро ЭЦП Browser plug‑in».

    Шаг 3. Зарегистрироваться в «Честном знаке». Зайдите на сайт системы маркировки и нажмите «Перейти к проверке». Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 48 часов на почту придет письмо с подтверждением. Перейдите по ссылке в личный кабинет и введите данные для работы с маркировкой.

    Шаг 4. Заполнить профиль. Укажите оператора и ID участника ЭДО, а также группы товаров, с которыми работаете. Для производителей и импортеров, состоящих в ассоциации «ГС1 РУС», нужно ввести идентификаторы GSP и GLN. Заполните аккаунт, ознакомьтесь с договорами с оператором системы маркировки (ЦРПТ) и подпишите согласие.

Позже начнется обязательная маркировка, когда производители и импортеры наносят на товары специальные коды Data Matrix:

ТоварыОбязательная маркировка стартует
Детские игрушкиС 1 декабря 2025
СтройматериалыВ 2025 году будет два этапа: с 1 октября и 1 декабря
СладостиВ 2026 году будет три этапа: с 1 марта, 1 мая и 1 июля
Растворимые напитки (какао, кофе, чай, цикорий, чайные напитки)

С 1 декабря 2025 — первый этап.

В 2026 году — еще два этапа: с 1 апреля и 1 июня

Спортивное питаниеС 1 октября 2025
Бритвы и лезвияС 1 декабря 2025

👉 Подробнее про работу с маркировкой: игрушек, стройматериалов, сладостей.

Подключим ваш бизнес к системе маркировки
  • Поможем получить ЭП и зарегистрироваться в «Честном знаке»
  • Подберем оборудование
  • Научим заказывать коды, принимать и продавать товары
  • Настроим ЭДО и интеграцию с вашей учетной системой

Обязательный ЭДО и переход на поэкземплярный учет

Для 5 товарных групп становится обязательным поэкземплярный учет:

  • пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке (бутылках, банках и т. п.);
  • антисептики (товары первой волны, которые маркируют с 1 октября 2023);
  • БАД (товары первой и второй волны маркировки);
  • медицинские изделия;
  • технические средства реабилитации.

Все участники оборота должны обмениваться электронными УПД при отгрузке и приемке. В УПД указывается код маркировки каждого товара.

👉 Гайд по переходу на поэкземплярный учет

🍺 Нюансы поэкземплярного учета пива

При отгрузке и приемке кормов для животных и антисептиков второй волны (маркируют с 1 марта 2025 года) необходимо использовать только электронный документооборот. Все участники оборота оформляют и подписывают только электронные УПД, в которых указывают данные в объемно‑сортовом формате: количество и код товара (GTIN).

Остатки товаров без маркировки

Технические средства реабилитации. 1 сентября завершается маркировка остатков.

Антисептики и дезсредства второй волны. С 1 сентября действует запрет на оборот немаркированных остатков, которые произведены или импортированы до 1 марта 2025 года. На такие товары необходимо нанести коды Data Matrix. Промаркировать остатки необходимо до 28 февраля 2026 года (включительно).

Перенос сроков для маркировки остатков легпрома третьей волны. Новые сроки утвердили постановлением от 31.07.2025 № 1134. Запрет на продажу и вывод из оборота немаркированных остатков начнет действовать с 1 января 2026 (ранее — с 1 августа 2025). Продавать такие товары без кодов Data Matrix можно до 31 декабря 2025. А промаркировать и ввести их в оборот необходимо до 1 марта 2026.

Поможем с маркировкой остатков
  • Выдадим электронную подпись
  • Подключим к «Честному знаку»
  • Поможем описать товары и получить коды GTIN
  • Закажем коды и напечатаем этикетки в Saby
  • Обучим сотрудников

Разрешительный режим на кассах

Проверка кодов маркировки товаров с 1 сентября при продаже стартует для лекарств, ветпрепаратов, велосипедов и велосипедных рам.

Для лекарств становится обязательной офлайн-проверка через локальный модуль (когда в точке продаж временно отключился интернет). Для велосипедов и велосипедных рам начинается онлайн-проверка, а для ветпрепаратов — оба вида контроля кодов маркировки.

Для работы разрешительного режима необходимо обновить кассовое ПО.

👉 Гайд по разрешительному режиму

Другие изменения с 1 сентября 2025

🍺 Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке:

  • Обязательное использование ЭДО при перемещении между МОД юрлица или ИП. Сведения об обороте напитков необходимо передавать в новом формате УПД с указанием ID ЭПД или реквизитов бумажной ТТН по МОД.
  • Обязанность подавать сведения о выводе из оборота, отличном от розничной продажи. В документе списания надо отражать код маркировки каждой единицы пива или слабоалкогольного напитка.
  • Подача уведомления в систему маркировки об экспорте продукции (до ее отгрузки).

🥤 Безалкогольные напитки (в т. ч. разлитые в кеги):

  • Розничные точки при постановке кега на кран должны создавать документ «Вывод из оборота» с причиной «Фасовка» и передавать сведения в «Честный знак».
  • Старт четвертой волны обязательной маркировки с 1 сентября. Необходимо маркировать напитки с кодами:
ТН ВЭД ЕАЭСОКПД 2

2202 99 910 0

2202 99 950 0

2202 99 990 0

2206 00 390 1

11.07.19.121

11.07.19.131

11.07.19.132

11.07.19.133

11.07.19.134

11.07.19.135

11.07.19.136

11.07.19.170

11.07.19.190

10.86.10.233

10.86.10.245

10.32.22

🚘 Моторные масла и антифризы. С 1 сентября 2025 начинается обязательная маркировка смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Производители и импортеры обязаны наносить коды маркировки на продукцию и передавать в «Честный знак» данные о вводе в оборот.

💉 Ветеринарные препараты. Все участники оборота обязаны передавать в «Честный знак» сведения о поэкземплярном выводе из оборота ветпрепаратов, когда они списаны по другим основаниям, не связанным с розничной продажей.

🐱 Корма для животных. Розничные магазины, ветклиники, ветаптеки при продаже должны сканировать коды маркировки кормов на кассе. Так информация о выводе из оборота отражается в чеке и через оператора фискальных данных передается в «Честный знак». Когда участники оборота списывают корма по другим основаниям, это отражают отдельным документом. В документе указывают данные в объемно-сортовом формате: код товара (GTIN) и количество.

🧴 Антисептики и дезсредства второй волны:

  • Розничным продавцам нужно сканировать на кассе и добавлять в чек коды маркировки каждого дезсредства из расширенного перечня.
  • Если участники оборота списывают дезсредства второй волны по другим основаниям, то передают сведения в «Честный знак» отдельным документом. В нем указывают код маркировки каждого выбывшего товара.
Saby легко встроится в любой бизнес‑процесс
  • Подойдет как крупному предприятию или торговой сети, так и небольшой точке
  • Встроенный ЭДО, ОФД и всё необходимое для маркировки
Все возможности

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также