Топ вопросов про трансграничный ЭДО

Елена Загребова, эксперт по автоматизации документооборота
эксперт по автоматизации документооборота

Трансграничный ЭДО уже работает с Беларусью. Он юридически прозрачен, поддерживает ключевые виды документов и кратно сокращает затраты бизнеса. В статье разберем главные вопросы про трансграничный обмен: о безопасности, маркировке, интеграции с 1С и мировых перспективах.

Что в статье

Как работает трансграничный ЭДО в Saby?

Трансграничный электронный документооборот позволяет обмениваться юридически значимыми документами с иностранными контрагентами. Бизнес‑партнеры могут отправлять счета, договоры, накладные и любые другие документы онлайн, используя привычные системы ЭДО и электронные подписи своих стран. На отправку и получение документов из разных стран уходит всего несколько секунд.

Так приходят документы от иностранного контрагента

Так приходят документы от иностранного контрагента

Так отправляет документы российская сторона

Так отправляет документы российская сторона

Трансграничный документооборот — это законно?

Да, законность ТЭДО гарантируется российским законодательством (включая 63-ФЗ «Об электронной подписи»), международными соглашениями и методическими рекомендациями ФНС.

Юридическую силу ТЭДО обеспечивают электронные подписи. Их валидность подтверждает доверенная третья сторона (ДТС) — удостоверяющий центр, у которого есть полномочия на проверку иностранных электронных подписей. Трансграничный документооборот возможен только при эквивалентном уровне надежности иностранных электронных подписей.

На практике это работает так: при трансграничном обмене между Россией и Беларусью партнеры из РФ используют усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), а компании из Беларуси — эквивалентную ей электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Работать в Saby безопасно?

Saby обеспечивает надежную защиту информации, позволяет безопасно обмениваться электронными документами с партнерами и хранить корпоративные данные. Для этого предусмотрен целый комплекс мер:

  1. Все данные, которые проходят через Saby, хранятся только в рамках защищенного и сертифицированного центра обработки данных (ЦОД). Это гораздо безопаснее локальных серверов или персональных компьютеров, потому что:

    • хранение данных построено на масштабируемой GRID-архитектуре с использованием специализированных систем;
    • сетевая защита данных организована с помощью межсетевых экранов, сертифицированных ФСБ и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.ФСТЭК
      ;
    • в помещении ЦОД работает круглосуточная охрана, внешнее и внутреннее видеонаблюдение, пропускная система;
    • все системы дублируются — каналы связи, энергоснабжение, RAID-массивы;
    • дежурная бригада специалистов круглосуточно отслеживает работу системы;
    • для шифрования данных используется система КриптоПро, которая обеспечивает шифрование по ГОСТ 28147-89.
  2. Каждому клиенту для хранения документов выделяется индивидуальный аккаунт. Доступ в аккаунт получают только авторизованные пользователи. Сотрудник может авторизоваться либо с использованием ключа электронной подписи, либо по логину и паролю. Для хранения паролей используют надежный формат PBKDF-2. Можно дополнительно настроить СМС-подтверждение и ограничение по IP-адресу.

  3. Все действия пользователей записываются в журнал событий, который позволяет четко установить автора и время изменения данных.

  4. Для передачи информации между облаком и клиентом применяют только защищенный протокол https, который исключает перехват данных третьими лицами. Шифрование организовано на базе SSL‑сертификата.

Как настроить интеграцию ТЭДО с 1С?

При трансграничном электронном документообороте компания может вести учет в 1С и обмениваться документами с иностранными контрагентами с помощью Saby. Такая интеграция уже настроена в системе и работает двумя способами:

  • Из браузера. Как ее настроить — рассказываем в учебнике Saby.

  • Через внешнюю обработку. Ее используют, если интеграция из браузера невозможна. При внешней обработке документооборот ведется в интерфейсе 1С через специальный модуль Saby. О настройке этой интеграции также рассказываем в учебнике.

ТЭДО поддерживает передачу кодов маркировки «Честный Знак»?

Да, но при трансграничном обмене коды маркировки не вшиваются в УПД, как это происходит во внутрироссийском ЭДО. Для передачи кодов иностранный контрагент формирует и отправляет в свою национальную систему маркировки специальный документ. Затем его передают в российский «Честный Знак», а местная компания получает документ уже с кодами маркировки.

Если российская компания является отправителем, она тоже может передавать коды маркировки за границу. Для этого в Saby необходимо указать тип договора, сервис направит информацию о кодах в систему «Честный Знак».

Сейчас действует взаимное признание кодов по следующим категориям:

  • обувь;
  • одежда;
  • постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
  • молочная продукция (ОСУ);
  • новые шины и покрышки.

ЭДО и маркировка в одном окне

Как в ТЭДО происходит сопоставление товаров от российских и зарубежных поставщиков?

В России нет требования обязательно включать уникальный международный код для идентификации товара (GTIN) в форму УПД. Если иностранным партнерам это необходимо, можно согласовать с ними, чтобы GTIN указывали при документообороте между компаниями. Также можно найти соответствие по другим критериям — например, артикулам и кодам, — и настроить динамический подбор номенклатуры.

Какие страны подключатся к ТЭДО в ближайшем будущем?

ТЭДО уже работает между Россией и Беларусью, в Saby настроен обмен с операторами ЭДО в Узбекистане и тестируется проект с Казахстаном. В ближайших планах — подключение Китая и Индии. В перспективе — расширение на все пространство трансграничного доверия, а это по меньшей мере 72 страны, чье законодательство позволяет признавать электронные подписи других государств, в том числе все страны ЕС.

Сейчас взаимодействовать с любыми странами можно через международный ЭДО.

Подробнее о том, как работает ТЭДО между Россией и Беларусью, рассказали на вебинаре.

Можно ли в ТЭДО работать с накладной CMR?

Сфера применения трансграничного ЭДО стремительно расширяется. Минтранс России активно работает над внедрением трансграничных электронных документов, особенно в сфере международных автомобильных перевозок. В 2025 году стартовал пилотный проект по трансграничной транспортной накладной e‑CMR. Он определит, какой формат e‑CMR будут использовать участники ТЭДО в ближайшем будущем. После доработки нормативной базы в России и странах‑партнерах, а также после технической реализации этот тип документов сразу станет доступен в Saby.

ЭДО без границ в Saby

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также