Операторы ЭДО: какие требования к ним предъявляют и как выбрать своего

Елена Загребова, эксперт по автоматизации документооборота
эксперт по автоматизации документооборота

Государство активно переводит бизнес с бумаги на цифровой формат: так, ЭДО уже обязателен для всех, кто работает с маркированными и прослеживаемыми товарами, а в 2026 году на него переведут участников грузоперевозок. Со временем цифровизация затронет все сферы бизнеса, поэтому долго откладывать переход на ЭДО не получится. Первое, с чего стоит начать, — подключиться к оператору ЭДО. Оператор ЭДО — посредник, который обеспечивает обмен юридически значимыми электронными документами между контрагентами.

Расскажем, какой функционал предоставляют операторы, какие новые требования к ним появятся и какую ответственность за сохранность и корректность данных они несут.

Что в статье

Кто такой оператор ЭДО

Оператор электронного документооборота (ЭДО) — это компания, которая организует электронный обмен документами между бизнес‑партнерами, клиентами и госорганами, а также предоставляет для этого рабочую среду. Оператор обеспечивает юридическую значимость и безопасность электронных документов, а также проверяет их на правильность заполнения и соответствие государственному формату.

Чтобы получить статус оператора ЭДО, организация должна пройти аккредитацию контролирующего органа — ФНС. Для этого нужно выполнить ряд требований: в частности, получить необходимые лицензии и иметь специальное ПО. Только тогда компанию одобрят, после чего она появится в соответствующем реестре.

Какие требования предъявляются к операторам ЭДО

Сейчас требования к операторам зафиксированы в Приказе ФНС РФ от 08.06.2021 № ЕД‑7‑26/546@. Он регламентирует основания для включения в реестр операторов ЭДО.

Летом 2025 года Минфин вынес на рассмотрение законопроект, который должен дополнить текущие обязанности операторов и закрепить их на федеральном уровне. Если проект примут, обновленные требования начнут действовать с 1 сентября 2027. Ниже — сравнение ключевых обязанностей операторов.

ТребованиеНовые правила по проекту МинфинаТекущие правила по Приказу ФНС
Статус юрлицаОператором ЭДО может быть только организация, созданная в РФ и согласно местному законодательству
Лицензия на криптографиюЛицензия подтверждает, что оператор может шифровать сведения, которые содержатся в электронных документах, и обеспечивать их безопасность от раскрытия третьими лицами. Лицензию выдает ФСБ
Аппаратные и программные средства электронной подписи (ЭП)Оператор должен владеть аппаратными средствами ЭП, а также иметь право на использование программных средств ЭП. С их помощью он обязан обеспечить защиту передаваемых сведений от внешних угрозОператор не обязан владеть аппаратными средствами ЭП. Например, он вправе взять их в аренду или безвозмездное пользование
ЭДО 24/7Оператор обязан иметь на территории РФ телекоммуникационную инфраструктуру на территории РФ, которая обеспечивает круглосуточный электронный документооборот
Порог чистых активовЧистые активы оператора ЭДО должны составлять не менее 500 млн ₽Подобное правило не предусмотрено
Включение в реестр аккредитованных операторов

Если организация не соответствует требованиям выше и, соответственно, не попала в реестр, она не признается оператором ЭДО.

Запись в реестре действует 3 года

Подобное правило не предусмотрено
Наличие договора с участниками ЭДОБез него оператор не вправе реализовывать обмен электронными документами между контрагентамиПодобное правило не предусмотрено
Защита сведенийОператор обязан обеспечивать защиту всей информации, которая передается вместе с электронными документамиПодобное правило не предусмотрено
Идентификация участников ЭДООператор может обеспечить идентификацию участников через усиленную электронную подпись или Единая система аутентификации.ЕСИА

Оператор обязан выявлять и передавать ФНС следующие сведения об отправителях:

  • идентификатор участника ЭДО;
  • наименование организации/ФИО ИП;
  • ИНН, ОГРН;
  • сертификат ключа проверки ЭП.

Также он должен сообщать отправителям их идентификатор участника

Хранение электронных документовПодобное правило не предусмотреноОператор обязан хранить всю информацию об обмене электронными документами столько же, сколько хранятся их бумажные аналоги. Например, для налоговой декларации и счета-фактуры этот срок составляет 5 лет
Резервное копирование документовОператор обязан хранить копии электронных документов в течение 5 лет с их отправки. Также он должен обеспечить возможность их восстановленияОператор обязан обеспечить резервное копирование самих документов, а также сведений об обмене ими
Изменять или удалять электронные документы нельзяОператор не вправе как-либо модифицировать, обезличивать или уничтожать документы и находящиеся в них сведения. Исключение — когда на это есть законные основания (например, если истек срок хранения)Подобное правило не предусмотрено
Передача электронных документов в госсистемыОператор обязан передавать документы в государственные информационные системы, если это предусмотрено законом. Например, при обмене титулами ЭТрН оператор направляет их в ГИС ЭПДПодобное правило не предусмотрено
Техподдержка 24/7Подобное правило не предусмотрено

Участники должны иметь возможность обратиться в техподдержку через следующие каналы связи:

  • сайт оператора ЭДО;
  • номер телефона техподдержки оператора — с максимальным временем ожидания 10 мин.;
  • e-mail — с максимальным временем ожидания 2 ч.

Кроме того, согласно проекту, операторы ЭДО будут нести ответственность не только перед ФНС, но и перед правительством РФ. Налоговая возьмет на себя обязанности по формированию реестра операторов, а правительство должно установить порядок его ведения.

ЭДО в Saby от оператора «Тензор» соответствует всем требованиям ФНС и Минфина — и даже больше

  • «Тензор» занимает 1 место среди аккредитованных операторов России.
  • Saby — это полноценная система для автоматизации бизнес-процессов, в которой реализован весь цикл работы с документами: создание, согласование, отправка и учет.
  • Не обязательно отказываться от привычных программ: если вы уже работаете в 1С или другой учетной системе, настройте интеграцию, чтобы не пришлось менять процессы.
  • Доступ к архивным документам сохранится, даже если решите не продлевать тариф в Saby.
  • Бесплатная техподдержка работает круглосуточно. Специалисты помогут найти оптимальное решение для любого случая и на любом этапе — даже после внедрения ЭДО.
Узнать больше

Чек‑лист: как выбрать оператора ЭДО

Ниже — основные пункты, на которые стоит обратить внимание при выборе оператора.

  • Аккредитация ФНС. Проверьте через официальный реестр операторов ЭДО.

  • Понятное ценообразование и состав тарифов. Обычно абонентская плата за тариф зависит от того, сколько документов вы планируете отправлять ежемесячно. В Saby первые 30 исходящих документов доступны бесплатно, а входящие бесплатны всегда. Из платного тарифа расходуются только те отправленные документы, которые контрагент обработал положительно: то есть если требовалась подпись — документ подписан, не требовалась — документ просто успешно доставлен.

  • Поддержка разных сценариев ЭДО. Обмен с госсистемами, торговыми сетями, поставщиками и маркетплейсами, EDI, трансграничный, внутренний и кадровый ЭДО — всё это есть в Saby.

  • Единая экосистема. Если вести документооборот, учет и другие процессы в разных системах, придется переносить данные из одной программы в другую. Выбирайте оператора, который предлагает экосистемное решение. Saby объединяет ЭДО, бухгалтерский и кадровый учет, управление персоналом, проверку контрагентов и еще 30+ решений для бизнеса. Данные, созданные в одном приложении, сразу доступны во всех остальных — без интеграций и переносов.

  • Интеграция в предустановленные учетные системы. Saby встроится в вашу привычную учетку или CRM: 1C, SAP и любую другую программу по API.

  • Роуминг. С ним не обязательно подключаться к тому же оператору ЭДО, с которым работает ваш контрагент. Роуминг позволяет получать и отправлять документы в привычном режиме в один клик.

    В Saby роуминг настроен со всеми основными операторами России, а также с операторами Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Больше про роуминг — в отдельной статье.

  • Разные варианты подписания. Saby предлагает удобные способы подписать документ: от стандартных УКЭП и УНЭП на физическом носителе до «Госключа», мобильной подписи в смартфоне и отложенного подписания.

  • Возможность работать где угодно. В Saby подписывайте документы через компьютер, телефон или планшет. А если сеть пропадет, система сохранит все изменения и внесет их после того, как интернет‑подключение вернется.

  • Обмен электронными документами с контрагентами, которые не подключены к ЭДО. В Saby юридически значимые документы можно отправлять на почту или в мессенджер. Получателю для подписания понадобится только электронная подпись. Saby сформирует ссылку, перейдя по которой контрагент сможет посмотреть и подписать документ, а также оплатить счет.

  • Бесплатная круглосуточная техподдержка. Специалисты Saby в любое время помогут освоить ЭДО и проконсультирует в нестандартных ситуациях.

Какие функции выполняет оператор ЭДО

Функционал у разных операторов может отличаться. Ниже — ключевые функции оператора, которые обеспечивают бизнесу непрерывный электронный документооборот.

Непрерывный электронный документооборот

Гарантирует легитимность документов. Юридическую значимость обмена электронными документами обеспечивает электронная подпись: она эквивалентна рукописной и подтверждает, что электронный файл равносилен бумажным документам. Если срок действия электронной подписи истечет, подписать документы не получится. Система, разработанная аккредитованным оператором ЭДО, автоматически проверяет, что сроки в порядке. А в Saby заранее приходят напоминания о том, что подпись нужно продлить.

Проверяет правильность заполненных данных. Система убедится, что документ отправится реальному контрагенту по существующим реквизитам. Оператор дополнительно проверяет корректность тех документов, которые необходимо создавать в XML-формате: например, УПД, счета‑фактуры и их корректировочные формы.

В Saby есть готовые шаблоны основных документов, которые значительно упрощают процесс их формирования. А при заполнении некоторые данные можно автоматически внести из связанных документов, что сокращает время работы и риски ошибок.

Обеспечивает сохранность документов. Все файлы передаются по защищенным каналам, а историю их передвижения можно проследить в личном кабинете. Такие документы не потеряются и не испортятся. Их также можно будет предоставить в суде и подтвердить историю действий с документом.

Как организовать работу с оператором ЭДО

Чтобы начать обмен электронными документами, внедрите систему оператора на рабочие места. На сегодняшний день есть три варианта внедрения:

  • Веб-версия. Не требует установки дополнительных программ на устройство. Сотрудники авторизуются в системе через сайт оператора и получают доступ к онлайн-пространству.
  • Интеграция с учетными системами. Например, решения для 1С через внешнюю обработку и специальное расширение, для SAP — через сертифицированный модуль, а для других систем — через API, SDK и коннекторы.
  • Мобильное приложение. В нем можно формировать и подписывать электронные документы через смартфон или планшет, когда компьютера нет под рукой.

Документооборот в Saby: электронно, моментально, практично

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также