Новая концепция развития ЭДО от ФНС: к чему готовиться

Электронный документооборот шагает по стране, но не теми темпами, какими бы хотелось налоговой. ФНС стремится, чтобы еще больше организаций отказывались от бумаги и всем участникам процесса было удобно обмениваться юридически значимыми документами. Какие мероприятия готовит госорган, чтобы вывести обмен электронными документами в России на качественно новый уровень? Расскажем в этой статье.

Хотите быть в ногу со временем? Подключайтесь к СБИС

Что вы узнаете

Задачи ФНС в сфере ЭДО

ФНС России давно и успешно находится на передовых развития ЭДО: еще в 2012 году в Налоговом кодексе появились нормы, закрепляющие обязательность электронных счетов-фактур по форматам ФНС. Но при этом их доля сегодня составляет всего около 9%, получается, что проникновение электронных документов идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы бизнесу.

Для создания условий по развитию ЭДО ФНС в своей структуре создала Управление электронного документооборота, которым руководит Федор Вадимович Новиков. В первую очередь Управление утвердило концепцию электронного документооборота в хозяйственной деятельности. Она устанавливает единые правила и требования к электронной подписи, формату документов, архивному хранению и обеспечению юридической значимости электронного документооборота.

К чему готовиться бизнесу

Список мероприятий будет расширяться, так как выработка стратегии повышения эффективности, безопасности и прозрачности хозяйственной деятельности является приоритетной задачей государства, а Управление ЭДО ФНС, как ведущий методолог гражданского ЭДО, нацелено решать современные и востребованные задачи.

Универсальные форматы электронных документов

Планируется разработать унифицированную структуру для всех электронных документов, чтобы налогоплательщики могли быстрее (автоматизировано) и проще переносить и обрабатывать информацию.

В СБИС форматы самых распространенных xml-документов — счета, договора, акта сверки — уже приведены к единому принципу. Если нужный вам документ отсутствует в системе, его можно создать самостоятельно. СБИС предложит собрать структуру данных и параметры, уточняющие их свойства, из стандартного набора.

Электронные документы с шаблонами визуализации внутри

Сейчас файл может быть создан в формате, который читает только определенная система или ПО. Из-за этого появляются сложности с предоставлением электронных документов, например, в суд. Планируется разработать такие требования, чтобы документы можно было открывать в любой системе и без проблем визуализировать содержимое в понятном виде. В частности, рассматривается вариант использования формата PDF/A3.

В СБИС можно менять внешний вид формализованных электронных документов. Выберите шаблон — pdf, Word, Excel — и отредактируйте, как нужно вам. Новый образ файла увидите и вы, и ваш контрагент. Он будет по умолчанию применяться при создании, отправке и скачивании документа.

Закрепление новых форматов электронных документов

ФНС выделила список документов, которые в первую очередь требуют разработки форматов:

  • договор с контрагентом, оферта, акцепт,
  • акт сверки,
  • транспортная накладная,
  • счет,
  • документ, оформляемый при возврате товара,
  • претензия,
  • КС-2,
  • КС-3.
В СБИС есть все стандартные формализованные документы, которые утверждены законодательно, например товарная накладная. А еще десятки отраслевых, которые используются, к примеру, только в фармацевтике или энергетике. СБИС следит за требованиями закона и всегда генерирует документы в актуальном формате.

Динамичное развитие ЭДО между хозяйственными субъектами

Рассматривается возможность введения обязательности ЭДО для определенных типов документов: счетов-фактур, товарных накладных, путевых листов и др. Внедрение будет постепенным, в несколько этапов с учетом категории бизнеса и особенностей обмена конкретного документа.

Даже самая маленькая компания легко «потянет» ЭДО. Начать обрабатывать электронные документы в СБИС очень просто. Пройдите регистрацию в личном кабинете и принимайте все входящие без ограничений. Это бесплатно — нужна только электронная подпись.

Создание и упрощение правил обмена электронными документами

Планируется разрешить обмениваться электронными документами не только через оператора ЭДО, а и любыми другими каналами связи (e-mail, флешка, файловый обменник и т.д.), с условием обязательной регистрации документа в системе оператора электронного документооборота. Каждый зарегистрированный документ в автоматическом режиме будет передаваться в контролирующий государственный орган.

В СБИС уже можно забыть про роуминг и операторов ЭДО. Ваши контрагенты получат документы и не важно, к какому оператору они подключены. СБИС разместит документ на спецстранице, а клиенту отправит e-mail со ссылкой. Она откроется, только если есть подходящая электронная подпись. Подробнее

Совершенствование технологии предоставления документов в суд и органы исполнительной власти

Единый формат позволит предоставлять электронные документы в исходном виде, без печати на бумаге и заверения.

Также планируется реализовать принцип «однократности» предоставления требуемых документов. Необходимые сведения органы исполнительной власти будут запрашивать не у налогоплательщиков, а в государственных информационных системах или у операторов ЭДО. Например, в отношении счетов-фактур по товарам, подлежащим прослеживаемости, данные будут запрашиваться ФНС у оператора ЭДО.

Хранящиеся в СБИС электронные документы можно представить в суд, казначейство или любой другой госорган в виде файлов или бумажных копий со штампом. А в налоговую их удобно отправить через интернет. Просто выберите нужные документы — СБИС сам сделает опись, отправит и уведомит о приеме.

Развитие международного ЭДО

Управление ЭДО также принимает активное участие в выработке стратегии и тактики международного обмена. Так, при создании единого формата документов будет учитываться международный формат, будет создан международный каталог национальных решений в области регулирования электронного документооборота.

Клиенты СБИС обмениваются документами с Казахстаном, Киргизией, Грузией, Молдавией, Белоруссией, Арменией. Если нужно, в системе есть англоязычный интерфейс. Переключиться на него можно за пару кликов — иностранные партнеры точно справятся с программой.

Расширение сферы использования электронной подписи

Будет реализована возможность хранения закрытого ключа электронной подписи удаленно, а также планируется введение нового вида электронной подписи — обезличенной — для автоматического подписания ряда документов (например, квитанций о приеме документа).

Уже сейчас несколько человек могут работать с одной ЭП и подписывать документы удаленно по технологии «отложенного подписания». Утверждайте документы с любого устройства — СБИС поставит их в очередь и подпишет, как только включится компьютер с ключом электронной подписи.

Как СБИС примет нововведения

Работа ФНС по развитию ЭДО проходит при плотном взаимодействии с операторами электронного документооборота и бизнесом. СБИС активно участвует в рабочих группах и пилотах. Как только утверждаются новые требования, они сразу появляются в программе.

ЭДО в СБИС

СБИС всегда готов к изменениям

Отправляйте через ЭДО:

  • Товарно-транспортные накладные
  • Кадровые документы
  • Формализованные договоры
  • Акты сверки

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее