Тонкости перевозок: как автоматизировать логистику с TMS

знает, почему в логистике не обойтись без TMS

Управление перевозками — непростая задача. Нужно не только отслеживать доставки, но и организовывать документооборот, вести учет топлива и ГСМ, рассчитывать зарплаты, вовремя платить штрафы и контролировать водителей, чтобы нарушений было меньше. Без автоматизации этих и других процессов в 2025 году не обойтись. В статье расскажем про TMS — современное комплексное решение, которое поднимет логистику на новый уровень.

Что вы узнаете

🤔 Что такое TMS

Организация перевозок не ограничивается доставкой груза от склада до получателя. Необходимо продумать оптимальный маршрут, проконтролировать передвижение водителей, зафиксировать расход топлива, наладить коммуникацию с участниками перевозки — и это только малая часть задач. А еще важно правильно заполнить необходимые сопроводительные документы.

Для управления этими и другими логистическими процессами есть готовый инструмент — TMS, что расшифровывается как Transportation Management System. По-русски это «система управления транспортом» или «система управления перевозками». Платформа автоматизирует все этапы работы с грузом, оптимизирует временные и денежные затраты, помогает держать в порядке документацию.

🧩 Кому подойдет TMS

Система управления перевозками понадобится всем компаниям с собственным транспортом — как правило, это перевозчики и отправители грузов. Расскажем, что полезного они могут найти в TMS.

🚘 Перевозчики: логистические, экспедиторские и транспортные компании.

Управление всеми ключевыми показателями автопарка — загруженность водителей, занятость машин, расход топлива и учет ремонтов. А еще можно подключить электронные перевозочные документы (ЭПД): транспортные накладные, путевые листы и заявки на перевозку груза.
  • 📜 С нашими контрагентами мы работаем на бумаге, зачем нам ЭПД?

    Торговые сети, которые выступают в роли получателей товаров, уже активно переходят на электронный документооборот. Среди них, например, X5 Group, «Лента», «Дикси» и «Магнит». За ритейлерами цифровой формат подключают их поставщики. Как правило, они не хотят параллельно вести процессы на бумаге. Поэтому транспортные и другие компании-перевозчики, которые хотят работать с крупными клиентами и расширять список партнеров, также внедряют ЭПД.

🧑🏻‍💼Грузоотправители: поставщики товаров.

Если нужно просто отправить груз через стороннюю компанию, в TMS можно организовать работу с электронными перевозочными документами. Интуитивный интерфейс поможет создавать, заполнять, подписывать и отправлять их на обработку контрагентам.

А если поставщик решает доставить товар на машине из своего автопарка, в TMS можно следить за передвижением груза и быть на связи с водителем в режиме реального времени, ставить задачи, вести учет расходов на топливо и ремонт автотранспорта.

  • 🙋🏻 Нужна ли ИП система управления транспортом?

    Да, если это крупный ИП, который привлекает наемный транспорт или сам является перевозчиком. ИП-водителям внедрять целую платформу невыгодно. Но можно подобрать отдельное решение для работы с электронными путевыми листами или транспортными накладными. К примеру, цена одного цифрового путевого листа в Saby начинается от 3 ₽, в то время как на бумажную путевку уходит в среднем от 30 до 55 ₽.

Работайте в привычном интерфейсе

Или в удобном личном кабинете Saby

🔗 Из чего состоит TMS

Когда все необходимые инструменты собраны на одной платформе, заказы выполняются быстро, проблемы решаются оперативно, а участники перевозки работают слаженно. Расскажем про топ‑8 полезных решений, которые входят в систему управления транспортом.

1️⃣ Перевозочные документы в компьютере и телефоне

Для транспортировки груза могут понадобиться три документа: транспортная накладная, путевой лист и заявка на перевозку. Многие крупные поставщики, торговые сети и транспортные компании уже внедрили цифровой формат этих документов или находятся в процессе. Для работы нужны только компьютер или мобильный телефон и электронная подпись.

📄 ЭТрН
📄 ЭПЛ
📄 Заказ-заявка

Транспортная накладная обязательна, если груз доставляет сторонняя транспортная компания. Она подтвердит факт перевозки, а также отразит каждый этап передвижения груза.

Замена водителя, переадресовка, кросс-докинг или стандартная перевозка — платформа поможет создать и заполнить ЭТрН под любой сценарий грузоперевозки.

📌 Читайте подробный гайд, в котором рассказываем, как работать с электронной транспортной накладной при различных ситуациях на дороге

Путевые листы сопровождают все коммерческие перевозки. Электронная путевка попадает к ответственному водителю через мобильное приложение, как только ее запустил в работу диспетчер. Там же хранится QR-код с информацией о поездке на случай дорожной проверки.

📌 В другой статье рассказываем, кто и как работает с ЭПЛ — по ролям, этапам и с ответами на главные вопросы

Заявка фиксирует договоренность между отправителем и перевозчиком о доставке груза. Если документ сформирован электронно, можно создать связанную с ним ЭТрН — в нее автоматически продублируются данные из заявки. А повторяющиеся заказы реализуются за пару кликов через функцию быстрого ввода

Чтобы подписывать электронные перевозочные документы, у сотрудников должна быть УКЭП или УНЭП ГК.

2️⃣ Оптимизация рейсов

TMS помогает управлять поездками и планировать оптимальный маршрут. Пункты доставки по каждой перевозке представлены списком, их можно вручную переставлять в порядке приоритетности и дальности, а также объединять одинаковые адреса в одну точку.

Если в ходе выполнения маршрута меняются планы — например, появился еще один заказ или нужно попросить водителя заехать на заправку, склад, — сделать это можно также в системе в режиме реального времени. Новую точку нужно просто добавить в текущий маршрут, а об изменениях сообщить водителю в чате в том же окне.

В Saby есть функция автоматической оптимизации: система сама выстроит наиболее быстрый маршрут, покажет расстояние на карте и предполагаемое время в пути.
Так выглядит геолокация транспорта в Saby

3️⃣ Контроль водителей

В TMS можно отслеживать статус водителя онлайн: система покажет его актуальное местоположение, плановый маршрут, отклонение от пути, а также расход топлива. Такое решение поможет минимизировать ситуации, когда водители съезжают с маршрута по личным делам и опаздывают с доставкой груза либо сливают топливо не для рабочих нужд.

Для транспортных компаний, которые перевозят пассажиров, полезно отслеживать, где останавливается водитель — на остановке или в неположенном месте. Кроме этого, TMS покажет, сколько длилась остановка и был ли заглушен двигатель.

Saby фиксирует время в дороге, маршрут и актуальный статус водителей

В системе управления транспортом есть календарь: в нем удобно отслеживать количество рейсов, которые совершает водитель. Анализ этих данных помогает эффективнее распределять нагрузку и приостанавливать сотрудничество, если компания может выполнять текущие перевозки и с меньшим количеством водителей.

Еще одна удобная функция — указание водителям фотографировать груз при приемке, выдаче и во время доставки. Дополнить фото они могут сообщениями в чате, материалы будут доступны всем участникам перевозки. Это поможет сократить риски утраты груза, а если она все-таки произойдет, будет легче отследить, в какой момент это произошло.

📌 Об ответственности сторон, штрафах и алгоритме действий при потере груза рассказали в другой статье.

В Saby TMS можно отправлять и голосовые сообщения — система расшифрует их в текст. Это удобно, когда водитель находится в дороге и у него нет возможности печатать.

🔧 Поможем настроить рабочую среду и проведем экскурсию по личному кабинету

4️⃣ Автоматический расчет зарплаты и KPI

Платформа может сама рассчитывать гонорар водителям. Для этого нужно заранее ввести необходимые параметры — например, стоимость одной доставки и налоговую ставку. А денежные стимулы помогут поощрить самых продуктивных работников.

Saby позволяет добавить в систему мотивации состязательный элемент — например, премии работникам с самым большим количеством рейсов

5️⃣ Учет ГСМ и топлива

Информацию о поступлении топлива на склад удобно вносить электронно — так она моментально попадет в учетную систему компании. Это упростит управление расходами.

Можно вести учет заправки:

💵 за подотчетные средства — сканируйте чеки с АЗС, а система распознает данные и автоматически заполнит нужные поля;

💳 по топливной карте — привяжите ее в личном кабинете TMS или введите номер вручную: укажите адрес и дату заправки, а также количество заправленного топлива;

🏢 со склада — введите дату, склад заправки и количество топлива.

Водители могут отмечать заправки и прикладывать фото чеков прямо с телефона. Информация сразу отобразится и у бухгалтера.

Каждая командировка наших сотрудников у бухгалтера на счету: учет рабочего времени, пробег и расход ГСМ. Проследить за всем помогает Saby.

В программе сотрудник сам создает маршрут, бухгалтер его подтверждает, а после поездки сверяет с показателями датчиков и чеками на бензин. Все по шаблону, лишних действий сделать не получится.

Елена Камбулова, бухгалтер компании «Стратегия 96»

6️⃣ Отчеты за ремонт и покупку запчастей

В TMS можно контролировать состояние автомобилей и их окупаемость. Система управления транспортом хранит сведения о ремонтах и плановом техобслуживании, закупке запчастей и агрегатов — удобно анализировать траты.

А еще такой учет можно визуализировать

7️⃣ Оплата штрафов ГИБДД

Информация о штрафах приходит на «Госуслуги» и сайт ГИБДД, и чтобы не пропустить срок уплаты, компании должны отслеживать уведомления. Это занимает рабочее время, которого особенно не хватает в сезон высокой нагрузки.

Компании и ИП, которые подключили TMS, получают информацию о штрафах прямо в личном кабинете. Если сотрудник нарушил ПДД, платформа сопоставит данные с путевым листом и отобразит ответственного водителя, сведения о машине, нарушение и QR-код для оплаты — можно успеть погасить штраф со скидкой.

📌 Узнайте про топ-5 самых частых штрафах перевозчикам.

8️⃣ Тайм‑менеджмент и управление задачами

Чтобы эффективно организовать работу руководителя и сотрудников, не забывать про дела и контролировать время, в TMS есть возможность создавать задачи. Их можно ставить как на себя, так и передавать другим работникам: следить за выполнением, сортировать по срокам или важности, а также менять статус. Даже если задачу уже взяли в работу, ее в любой момент можно отредактировать, а сроки — перенести.

Задачи можно связывать между собой, добавлять видеосовещания, создавать чат — все материалы и история переписок сохраняются.

Бумажные стикеры легко потерять, а Saby напомнит о планах и сроках

🚀 Почему подключить TMS стоит уже сейчас

🔹 Переход на ЭПД без спешки. Перейти на электронный формат работы с перевозочными документами некоторым компаниям придется уже в 2025 году. Лучше начать перестраивать процессы заранее, чтобы у сотрудников было время протестировать новый функционал.

🔹 Все коммуникации в одном месте. Подтверждайте приемку и сдачу груза в один клик, прикрепляйте его фото, ведите переписку с участниками перевозки, отслеживайте статус доставки, подписывайте документы электронной подписью — разнообразные решения доступны в личном кабинете и мобильном приложении. А еще документы не потеряются, как это бывает с бумагой.

🔹 Ускоренные взаиморасчеты. Не нужно ждать, пока водитель вернется из рейса и передаст бумажные документы, — такой процесс может особенно затянуться, если перевозка была на дальние расстояния. В TMS все быстро и просто: достаточно завершить работу с документами в приложении, и они тут же уйдут на оплату.

🔹 Облачный архив вместо бумажного. Необходимый документ легко найти в своей учетной системе. Доступ к архиву есть в телефоне и на компьютере.

🔹 Актуальность документов под контролем. Система управления транспортом уведомит, если срок действия прав не указан или скоро истечет. Это поможет избежать штрафов.

Переведите перевозки на новый уровень

Видеоматериалы по теме

Смотрите также