При перевозке потерялся груз: что делать и как предотвратить

Потеря груза — неприятный случай для всех участников перевозки. Какие обязанности есть у перевозчиков и экспедиторов, кто и в какой мере несет ответственность за потерю груза и что делать отправителям и получателям — расскажем в статье.

Что вы узнаете

🚚 Какие обязанности у перевозчиков и экспедиторов

Перевозчики. Перевозчики доставляют груз, пассажиров или багаж, не оказывая при этом дополнительных услуг. Чаще всего в качестве грузоперевозчиков выступают транспортные компании, с ними заключают договор перевозки груза. Заключение такого договора подтверждает транспортная накладная. Ее можно составить как в бумажной форме, так и в электронной.

Подробнее о том, что могут и что должны делать перевозчики, — в таблице.

Перевозчик вправе
Перевозчик обязан
  • Получать плату за свои услуги и иные расходы, связанные с перевозкой.
  • Удерживать груз, пока не получит оплату за свои услуги, если дата оплаты по договору уже прошла (п. 4 ст. 790 ГК).

    Но нельзя удерживать груз, право собственности на который уже перешло к грузополучателю.

  • Застраховать свою ответственность на случай, если договор перевозки будет нарушен. Например, если по вине перевозчика произойдет ДТП или сдвинутся сроки доставки. Страховая выплата позволит компенсировать ущерб

Перевозчик не обязан страховать груз, однако это условие можно предусмотреть в договоре.

Экспедиторы. Экспедиторы организуют перевозку и оказывают услуги по договору транспортной экспедиции, например:

  • сопровождают груз при транспортировке;
  • проверяют груз;
  • организуют погрузку и выгрузку;
  • оформляют необходимые документы;
  • выполняют таможенные формальности.

Перечень услуг обязательно закрепляют в договоре транспортной экспедиции. Его можно заключить как с грузоотправителем, так и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Экспедитор может выступать в роли перевозчика — в этом случае стороны заключают смешанный договор на перевозку и экспедирование.

  • 📄 Какие еще документы понадобятся для транспортной экспедиции

    • Поручение экспедитору. Этот документ составляет заказчик — грузоотправитель или грузополучатель. В нем содержится перечень услуг, которые экспедитор оказывает по договору.
    • Экспедиторская расписка. Экспедитор выдает ее отправителю и этим подтверждает факт получения груза.
    • Складская расписка. Экспедитор выдает ее в случае, если груз принят на складское хранение.

Подробнее о правах и обязанностях экспедитора — в таблице.

Экспедитор вправе
Экспедитор обязан
  • В интересах клиента отступать от его распоряжений, если экспедитор по объективным причинам не мог получить на это согласие. Например, при стихийном бедствии или аварии.

    Но в таком случае нужно уведомить об этом клиента в течение суток или как только появится связь.

  • Самостоятельно определить или изменить вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки, если это прямо не запрещено договором.
  • Удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения других расходов, если такая мера предусмотрена в договоре.
  • Не приступать к работе, если клиент не предоставил все необходимые документы.
  • Застраховать свою ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции. Например, если по вине экспедитора сдвинулись сроки доставки
  • Оказывать услуги по договору.
  • Проверять достоверность сведений о юридическом или физическом лице, с которым он заключает договор.
  • Проверять документы и информацию о грузе при его приемке.
  • Застраховать груз от имени клиента, если это закреплено в договоре

Следить за перевозкой удобнее в Saby

  • 📸 проверяйте состояние груза по фото
  • 📍 отслеживайте перемещение водителей
  • 📄 подписывайте накладные онлайн
Все преимущества

🚛 За что ответственны перевозчики и экспедиторы

Перевозчики. Перевозчик несет ответственность за потерю груза с момента, когда он принимает груз, и до момента, пока груз не передали грузополучателю или его представителю (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Также перевозчик будет виноват в утрате:

  • если при приемке груза заметил плохую упаковку, но не сделал необходимых оговорок или замечаний в транспортной накладной (п. 3 ст. 307 ГК РФ);
  • сам принял на себя обязанность упаковать груз, но сделал это некачественно.

Исключение — если утрата груза произошла в следующих ситуациях:

В обоих случаях перевозчик должен доказать, что его вины в потере груза нет. Иначе ему придется возместить ущерб и вернуть провозную плату, если она не входила в стоимость его услуг.

Ответственность лежит на перевозчике, даже если фактически груз перевозили третьи лица по его поручению. Если груз утратили по вине третьего лица в результате ДТП, это также не освобождает исполнителя по договору перевозки от ответственности перед клиентом.

  • 💸 За что еще штрафуют перевозчиков

    Если перевозчик не вывез груз по своей вине, он должен выплатить грузоотправителю штраф в размере 20% от платы за перевозку (п. 1 ст. 34 259‑ФЗ). А если перевозчик просрочит доставку груза, он платит штраф грузополучателю: 9% от суммы провозной платы в сутки (п. 11 ст. 34 259‑ФЗ).

    Это стандартные штрафы, прописанные в законе, но в договоре перевозки можно предусмотреть другие суммы.

Про топ‑5 частых штрафов перевозчикам рассказали в другой статье.

Экспедиторы. Экспедитор также несет ответственность за утрату груза (п. 1 ст. 7 87‑ФЗ). Однако на практике суды могут решить, что перевозчик участвует в схеме доставки как фактический исполнитель, а экспедитор — как звено, которое саму доставку не осуществляет, но оказывает сопутствующие услуги.

  • 💸 За что еще штрафуют экспедиторов

    Если экспедитор отказался выполнять услуги по договору, он должен возместить убытки заказчику и уплатить штраф в размере 10% от понесенных клиентом затрат (п. 5 ст. 6 87‑ФЗ).

    В договоре транспортной экспедиции можно предусмотреть и другие штрафы за нарушения его условий.

👷🏻‍♂️ Какие права у грузоотправителей и грузополучателей

Если груз потерялся или испортился, грузоотправитель вправе потребовать от перевозчика возместить ущерб и вернуть провозную плату. Также грузоотправитель имеет право объявить ценность груза.

Поскольку договор транспортной экспедиции можно заключить как с грузоотправителем, так и с грузополучателем, по нему клиенты могут (ст. 6 87‑ФЗ):

  • выбирать вид транспорта и маршрут доставки;
  • требовать сведения о процессе доставки, если это предусмотрено в договоре;
  • давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В договоре можно зафиксировать, что клиент имеет право не только на возмещение реального ущерба, но и на возврат вознаграждения, если оно не входило в стоимость груза. Его размер пропорционален стоимости утраченного груза.

Также клиент вправе требовать от экспедитора полного возмещения упущенной выгоды в связи с утратой груза (п. 4 ст. 7 87‑ФЗ).

При любых обстоятельствах грузоотправитель и грузополучатель могут требовать исполнения всех условий договора, а также самостоятельно застраховать груз.

📦 Когда груз считается потерянным

По договору перевозки. Груз считают утраченным, если его не предъявили получателю (п. 3 ст. 14 259‑ФЗ):

  • в течение 10 дней со дня приема к доставке — при перевозках в городском и пригородном сообщениях;
  • в течение 30 дней со дня его плановой доставки — при перевозке в междугородном сообщении.

По договору транспортной экспедиции. Груз считают утраченным, если его не выдали получателю (п. 7 ст. 7 87‑ФЗ):

  • в течение 30 дней со дня доставки, который закреплен в договоре;
  • по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.

Договоры с перевозчиками и экспедиторами могут предусматривать иные сроки — тогда ориентироваться нужно на них.

✍🏻 Что делать, если груз потеряли: алгоритм

Для грузополучателя важно понимать, какие условия прописаны в его договоре с грузоотправителем, а именно — когда груз будет считаться собственностью получателя. Если в момент, когда отправитель передает груз перевозчику, то претензии по поводу утраты лягут на получателя. Если же право собственности переходит в момент получения груза, отправитель сам взаимодействует с транспортной компанией или экспедитором.

Чаще всего владельцем груза в момент утраты остается отправитель. Ниже расскажем, что ему следует сделать в этом случае.

Груз потерял перевозчик

  1. Зафиксируйте потерю груза, для этого составьте акт вместе с транспортной компанией. В нем обязательно нужно указать все обстоятельства, при которых груз был утрачен.
  2. Если груз был застрахован, нужно уведомить страховую компанию. В этом случае возмещение произойдет за счет страховых средств. Как правило, порядок действий при наступлении страхового случая, то есть утраты груза, прописан в договоре страхования.
  3. Направьте претензию в транспортную компанию. Ее составляют в произвольной форме, но обязательно указывают такую информацию:

    • дата и место составления претензии;
    • кто подает претензию — данные грузоотправителя;
    • кому предъявляют претензию — данные перевозчика;
    • обстоятельства утраты груза;
    • расчет и обоснование суммы требований;
    • прилагаемые документы — это могут быть договор перевозки, акт об утрате, транспортная накладная;
    • кто подписал претензию — данные о таком лице.

Важно соблюсти сроки и подать претензию не позднее 12 месяцев со дня, когда груз признали утраченным.

Груз потерял экспедитор

Порядок действий аналогичен, за исключением того, что претензии к экспедитору можно предъявить в течение 6 месяцев со дня, следующего за планируемым днем выгрузки.

Для ответа на претензию у перевозчика и экспедитора есть 30 дней.

👩‍⚖️ Что делать, если претензию не удовлетворили

Чаще всего, если транспортная компания или экспедитор не отреагировали на претензию либо клиента не устроила сумма возмещения, приходится обращаться в суд. Для этого важно соблюсти претензионную процедуру, составить исковое заявление и собрать необходимые документы:

  • договор перевозки, транспортную накладную и акт об утрате — если груз потерял перевозчик;
  • договор транспортной экспедиции, экспедиторскую расписку и акт об утрате — если груз потерял экспедитор.
  • ⚖️ Как перевозчиков и экспедиторов наказывают за утрату: примеры из судебной практики

    Разберем две ситуации из Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

    1. Перевозчик несет ответственность за утрату груза.

      Суть спора. В ходе перевозки у автомобиля лопнуло колесо, в результате чего произошел пожар, который полностью уничтожил транспортное средство и груз. Перевозчик отказался возмещать ущерб за утрату груза, поскольку посчитал, что она произошла по независящим от него обстоятельствам.

      Решение. Арбитражный суд и суд апелляционной инстанции поддержали доводы перевозчика, согласившись, что пожар — это чрезвычайное событие, которое невозможно предотвратить. Однако эти решения отменил арбитражный суд округа: он удовлетворил исковые требования.

      Почему так. Основной вид деятельности транспортной компании — это перевозка грузов, которая подразумевает использование автотранспорта. А значит, невозможно не предполагать, что автомобили могут попадать в ДТП, — это естественный и ожидаемый риск при перевозке (п. 1 Обзора).

    2. Экспедитор несет ответственность за утрату груза, если он был фактическим перевозчиком.

      Суть спора. По условиям договора транспортной экспедиции компания‑экспедитор должна была доставить груз клиента лично или с привлечением третьих лиц. Груз передали водителю‑физлицу, экспедитор направил его к грузоотправителю. Водитель похитил груз, в связи с чем возбудили уголовное дело.

      Решение. Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что экспедитор обязан только организовать перевозку груза, а вина за его утрату лежит на перевозчике — то есть на водителе, который получил груз. Но арбитражный суд округа отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

      Почему так. Суды установили, что с клиентом не согласовали кандидатуры перевозчиков, а в договоре указано, что экспедитор обеспечивает доставку груза. Груз передали человеку, которого экспедитор привлек для перевозки. Таким образом, компания‑экспедитор приняла на себя обязательства доставить груз и потому несет полную ответственность, если с ним что‑то случилось в процессе перевозки (п. 8 Обзора).

Как предотвратить потерю груза

Полностью обезопасить себя от утраты материальных ценностей невозможно. Но минимизировать риски потери — вполне. Вот несколько советов:

  • Обращайтесь только к проверенным и надежным контрагентам. Проверить компанию или ИП можно в сервисе Saby Profile.
  • Внимательно изучите договор перевозки или транспортной экспедиции перед его подписанием и зафиксируйте все спорные моменты.
  • Обязательно застрахуйте груз — крупные транспортные компании не пренебрегают этим и закладывают расходы на страховку в стоимость услуг.
  • Автоматизируйте логистические процессы. Переход на ЭПД и систему управления транспортом позволит контролировать этапы перевозки в режиме онлайн — например, отслеживать перемещение водителя по GPS‑трекингу.

Обсудим подключение?

Запишитесь на консультацию

Видеоматериалы по теме

Смотрите также