Единый транспортный документ с 1 сентября 2025
Организовывать и сопровождать прямые смешанные перевозки стало проще: для этого достаточно единого транспортного документа. ФНС уже утвердила формат и правила обмена для электронной и бумажной форм. Расскажем, для кого это важно, обязательно ли переходить, а также почему электронные перевозочные документы — это неизбежно.
Что в статье
Что такое ЕТД
С 1 сентября 2025 действует Закон от 08.08.2024 № 288‑ФЗ, который устанавливает порядок организации прямых смешанных, или прямых мультимодальных, перевозок. Этот вид перевозки позволяет доставлять грузы, пассажиров и их багаж двумя и более видами транспорта на всем участке пути с минимальными остановками. А сопровождать такие доставки теперь возможно с помощью единого транспортного документа — ЕТД.

Как следует из названия, ЕТД объединяет и заменяет сразу несколько перевозочных документов. Если по прежним правилам на каждый тип транспорта нужно было оформлять свою накладную, то теперь разрешается использовать только единый транспортный документ.
Например, один и тот же груз сначала доставляют на машине, а затем везут поездом — сейчас для такой доставки нужно оформить транспортную накладную и транспортную железнодорожную накладную. С сентября 2025 на весь маршрут достаточно одного документа — ЕТД.
Кроме того, ЕТД служит подтверждением, что между участниками заключен договор прямой смешанной перевозки — и неважно, доставляете вы груз или людей. Документ отражает всю необходимую информацию:
- данные о поставке или пассажирах и их багаже;
- сведения об участниках;
- условия и стоимость перевозки;
- полный маршрут, в том числе перевалочные пункты;
- специальные пометки;
- служебная информация перевозчика.
ЕТД должен сократить количество сопроводительных документов: это значительно упростит работу крупных транспортных компаний и торговых сетей, которым приходится проделывать сложные маршруты.
Как работать с ЕТД
Участники перевозки могут использовать электронную или бумажную версию документа.
➡️ Электронный ЕТД. В Приказе ФНС от 13.08.2025 № ЕД-7-26/717 опубликован формат электронного единого транспортного документа (ЭЕТД) — он вступает в силу с 27 сентября 2025. А правила обмена утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.06.2025 № 187, который действует с 1 сентября.
Для работы с электронным ЕТД все участники должны:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) — без нее не получится подписывать и отправлять файлы.
- Подключиться к оператору электронных перевозочных документов (ЭПД) — например, в системе Saby. Оператор организует обмен между всеми участниками перевозки и передает документы в Государственная информационная система электронных перевозочных документовГИС ЭПД.
Как обмениваться электронным ЕТД
Стандартный порядок обмена ЕТД в электронном виде не сильно отличается от правил для электронных транспортных накладных. Для этого используют файлы обмена, еще их называют титулами.
Грузоотправитель создает файл и заполняет всю исходную информацию: сведения о грузе и сопроводительных документах, данные об участниках перевозки, пунктах отправки и приемки груза.
Перевозчик формирует два титула:
- первый — о приемке и погрузке, видах транспорта, которые задействованы в доставке, а также об условиях перевозки груза;
- второй — о передаче груза с одного транспорта на другой в момент, когда фактически происходит перевалка.
Грузополучатель формирует свой титул и заполняет в нем обстоятельства приемки, фактические характеристики груза.
Перевозчик завершает обмен ЕТД, формируя файл выдачи груза.
👀 Как оформлять нестандартные ситуации в электронном ЕТД?
В ЕТД предусмотрены следующие опциональные титулы:
- об изменении грузополучателя и/или пункта назначения;
- о подтверждении смены получателя и/или пункта назначения — формирует перевозчик;
- о замене транспортного средства — формирует перевозчик;
- об изменении финсостояния перевозчика и грузоотправителя — формирует перевозчик;
- о подтверждении изменения финсостояния — формирует грузоотправитель.
👀 Можно ли вносить исправления в электронный ЕТД?
Да, участники вправе вносить правки в электронный единый перевозочный документ. Исключение — следующие части титулов:
- сведения отправителя о передаче груза, когда он уже находится на приеме у перевозчика;
- оговорки и замечания перевозчика при приеме груза;
- сведения о приеме груза получателем от перевозчика;
- оговорки и замечания перевозчика при выдаче груза получателю.
➡️ Бумажный ЕТД. Формат и порядок обмена утвердил Минтранс в Приказе 11.06.2025 № 187, он вступил в силу с 1 сентября 2025.
В отличие от электронного ЕТД, где задействованы все участники перевозки, бумажный документ заполняет только перевозчик, с которым отправитель заключил договор о прямом смешанном сообщении. Соответственно, вся ответственность также ложится на перевозчика: он отвечает за достоверность сведений в ЕТД и сохранность груза на всем пути, а еще согласует маршрут и условия доставки с другими участниками перевозки.
У каждого бумажного ЕТД должны быть свои серия и номер, которые вручную указывают на бланке. Заполнять документ нужно очень внимательно, так как исправлять его нельзя — совсем.
Обязательно ли переходить на ЕТД
Использовать ЕТД для прямых мультимодальных перевозок не обязательно. И даже после 1 сентября 2025 такие доставки можно оформлять по старинке: создавать отдельные накладные на каждый тип транспорта.
Чтобы перейти на ЕТД добровольно, договоритесь с партнерами о таком формате взаимодействия и составьте соответствующее соглашение. В нем пропишите условия работы и зоны ответственности сторон.
Заставят ли переходить на ЭПД
Грузоперевозки стремительно идут в сторону полной цифровизации — с 2026 года ряд перевозочных документов можно будет формировать только в электронном виде. Это затронет авто‑, ж/д‑ и авиаперевозки: в частности, электронная транспортная накладная станет обязательной уже с 1 сентября 2026.
Поэтому даже если вы откажетесь переходить на ЕТД, привычные накладные все равно придется оформлять электронно. Вывод: не стоит откладывать внедрение электронных перевозочных документов в свою работу. Такой способ сопровождения перевозок не только подготовит компанию к обязательной цифровизации, но и значительно сэкономит ее ресурсы.
Управляйте транспортом в Saby TMS
- ЭТрН, путевые листы и заказы‑заявки в одном окне
- Учет топлива и контроль доставки по GPS
- Уведомления о штрафах
- Мобильное приложение для водителей
Видеоматериалы по теме



