ЭТрН станет обязательной, а для экспедиторов введут реестр: что нового в грузоперевозках
Федеральный закон от 07.06.2025 № 140‑ФЗ внес значительные изменения в привычные процессы грузоперевозок. Теперь известна точная дата, когда транспортной накладной можно будет обмениваться только в электронном виде. Это же касается некоторых документов, необходимых для ж/д‑ и авиаперевозок. А еще усиливается контроль за экспедиторами: работать разрешат только тем, кто зарегистрируется в специальном реестре. Подробности и сроки — в статье.
Что ждет сферу грузоперевозок
ЭТрН станет обязательной
🙋🏻♂️ Для кого: все участники автотранспортных грузоперевозок.
⏰ Когда: с 1 сентября 2026.
Теперь точно — с осени следующего года обмениваться транспортной накладной можно будет только в электронном виде. Все сведения из нее будут передаваться в государственную систему электронных перевозочных документов, кратко ГИС ЭПД. Почему это хорошо для участников:
- прозрачность всех этапов грузоперевозок;
- низкий шанс ошибиться в данных или пропустить обязательные поля;
- ускоренные взаиморасчеты.
Для работы нужны только электронная подпись и компьютер либо смартфон.
Стандартно ЭТрН подписывают усиленной электронной подписью — УКЭП или УНЭП «Госключ». Однако для грузополучателей‑физлиц сделают исключение: они смогут использовать простую электронную подпись — ПЭП.
Ввели новые электронные перевозочные документы
🙋🏻♂️ Для кого: экспедиторы и все участники грузоперевозок по воздуху и железной дороге.
⏰ Когда: 1 сентября 2026.
Обязательный переход на электронный документооборот затронет не только автотранспорт, но и перевозки по железной дороге и воздуху, а также транспортировку с участием экспедиторов. ФНС и Минтранс еще утверждают формат файлов, но список новых документов уже известен:
Все экспедиторские документы, в частности:
- экспедиторская расписка;
- поручение экспедитору
Электронная транспортная железнодорожная накладная (ЭТЖН)
Электронная грузовая накладная (ЭГН)
Обязательный реестр экспедиторов
🙋🏻♂️ Для кого: экспедиторы.
⏰ Когда: 1 марта — 30 апреля 2026.
Для тех, кто продолжит оказывать экспедиторские услуги после 30 апреля 2026 без регистрации в реестре, предусмотрена административная ответственность. Федеральный закон от 31.07.2025 № 281‑ФЗ утвердил следующие суммы штрафов:
- для ИП — от 3 000 до 5 000 ₽ за первое нарушение, от 5 000 до 10 000 ₽ за повторное;
- для юрлиц — от 100 000 до 300 000 ₽ за первое нарушение, от 500 000 до 1 000 000 ₽ за повторное.
Как подготовиться к переходу на транспортный ЭДО
Хотя Минтранс заявил, что еще определит, кому и в каких случаях можно будет обмениваться ЭТрН на бумаге даже после 1 сентября 2026, рассчитывать попасть в список исключений не стоит. Это может коснуться только очень узких областей — например, оборонной промышленности.
Кроме того, список обязательных ЭПД будет только расширяться, так что стоит уже сейчас начать перестраивать процессы.
- ➡️ Выбрать оператора ЭПД. Он предоставит рабочую среду, поможет заполнить ЭТрН без ошибок и передаст документ в ГИС ЭПД. Например, Saby подсветит, какие значения не совпадают и какие поля остались незаполненными.
- ➡️ Получить электронные подписи на сотрудников и подготовить рабочие места — например, установить необходимые приложения. В Saby заполнять и подписывать документ можно с компьютера или смартфона — даже без подключения к интернету.
- ➡️ Подготовить учетную систему и освоить новый функционал. Работу с накладной и другими документами можно вести в удобном личном кабинете Saby или в привычной программе — например, при интеграции с 1С или SAP. Круглосуточная поддержка ответит на любые вопросы, а специалисты помогут комфортно встроить ЭТрН в повседневные процессы.
Еще в Saby можно заказать бесплатный тур по сервису и попробовать демоверсию не только электронной транспортной накладной, но и путевых листов и заказов на перевозку груза.
Видеоматериалы по теме









