Дисциплинарные взыскания: виды, сроки и порядок применения
Представим ситуацию: один из работников постоянно уходит с работы раньше положенного времени. Его ругают, грозят уволить, а сотрудник как уходил раньше, так и продолжает это делать.
Как поступить работодателю? Наказать нарушителя можно, но только так, как допускает закон. Важно четко соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий. Если нарушить регламент процедуры, работник вправе обратиться в суд с заявлением или в ГИТ с жалобой. В результате обжалования сотрудник может восстановиться в должности, а работодателю придется платить компенсации (за вынужденный прогул, за моральный ущерб) и штраф по статье 5.27 КоАП РФ. Чтобы этого не произошло, узнайте, какие виды взысканий предусмотрены трудовым законодательством и как они оформляются.
О чем узнаете
Дисциплинарное взыскание
Значение термина приведено в Трудовом кодексе РФ. По статье 192 дисциплинарное взыскание — это мера ответственности, которую применяет работодатель к работнику при неисполнении последним своих трудовых обязанностей. Сотрудника могут наказать:
- За систематические прогулы или опоздания.
- Появление на работе в состоянии опьянения.
- Преждевременные уходы раньше положенного часа.
- Неисполнение рабочих обязанностей.
- Отказ или уклонение от медосвидетельствования.
При трудоустройстве работника знакомят с должностной инструкцией, ПВТР (правилами внутреннего трудового распорядка), другими ЛНА предприятия. В этих документах четко прописываются требования к обязанностям специалиста, способам взаимодействия работника с коллегами, работодателем, деловыми партнерами компании, руководителями.
Прочитав и ознакомившись с локальными актами, что подтверждается личной подписью, работник несет ответственность. А в случае несоблюдения принятых требований работодатель может применить к нарушителю наказание.
Виды дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ
Каким будет наказание и будет ли вообще, работодатель решает по ситуации с учетом принципа соразмерности — тяжести и последствий проступка, обстоятельств его совершения. Трудовое законодательство ограничивает меры воздействия. Всего существует 3 вида дисциплинарных взысканий:
- Замечание — самая мягкая мера.
- Выговор — самая распространенная мера.
- Увольнение — самая строгая мера.
Применять другие виды наказания к сотрудникам коммерческого сектора нельзя. Если речь о специфических работниках, к примеру, федеральной противопожарной службы, прокуратуры, таможни, для них законодательно могут быть предусмотрены и иные меры ответственности. Какие именно, устанавливают соответствующие НПА.
За один проступок наказать можно только один раз. В коммерческих организациях не допускается устанавливать другие виды взысканий — штрафы, депремирование, строгий выговор и т.д. Таких форм в ТК РФ нет, а значит, применять их как меру дисциплинарной ответственности работодатели не вправе (ч. 4 статьи 192 ТК РФ). Как правильно не платить премии — читайте в статье.
Основания
Для объявления работнику замечания основанием может являться любой дисциплинарный проступок. Так как этот вид наказания считается самым легким, на практике замечание могут объявить за незначительные нарушения без серьезных последствий.
Более строгая мера — выговор. В ТК РФ нет четкого списка проступков, за которые можно объявить замечание, а за которые выговор, а также не установлено различий между этими двумя видами наказания. Обычно выговор объявляется, когда нарушения носят не эпизодический, а систематический характер либо организация несет ущерб (денежный или материальный).
Вот примеры проступков, за которые можно объявить выговор:
- Не подготовлены в сроки нужные документы — в результате сорвалась сделка, клиент ушел к конкурентам.
- Неоднократная грубость в отношении с коллегами — в итоге это привело к драке и ухудшению отношений в коллективе.
- Постоянные опоздания на работу — по факту из-за опозданий работник перестал успевать в работе, допускал много ошибок, которые пришлось переделывать другим сотрудникам во внеурочном режиме.
Перечень нарушений при увольнении
Самое серьезное наказание за грубые трудовые нарушения — это увольнение. Работника можно уволить по тем основаниям, которые предусмотрены в Трудовом кодексе (пп. 5–10 части 1 статьи 81, п. 1 статьи 336, 348.11 ТК РФ).
Примеры таких оснований:
- Разглашение государственной или коммерческой тайны.
- Повторное нарушение при наличии уже одного дисциплинарного взыскания.
- Прогул всей смены или отсутствие на рабочем месте больше 4 часов подряд.
- Появление на работе в состоянии опьянения.
- Совершение аморального поступка педагогическим работником.
- Кража или умышленное уничтожение/повреждение имущества компании.
- Несоблюдение требований по охране труда, если из-за этого кто-то пострадал или мог пострадать.
Как увольнять за неоднократные неисполнения обязанностей читайте в статье.
Порядок применения дисциплинарных взысканий
Правильно оформить дисциплинарное взыскание — непростое дело. Давайте рассмотрим, что нужно сделать, чтобы привлечь нарушителя к ответственности с соблюдением всех требований закона (статьи 192, 193 ТК РФ).
Как оформить дисциплинарное взыскание — пошаговая инструкция для работодателя:
- Подтверждение дисциплинарного проступка — в первую очередь необходимо зафиксировать факт нарушения. Для этого составляется акт, решение комиссии, заключение о проверке или докладная записка. Форма документа — произвольная. Обязательно укажите ФИО и должность нарушителя, отдел, дату и время проступка, ФИО свидетелей и подписи.
- Проверка наличия основания для взыскания в ЛНА работодателя — основание для взыскания должно быть четко прописано во внутренних документах компании, а сотрудник должен быть ознакомлен с правилами под личную подпись. К примеру, если соответствующей обязанности нет в ДИ, ТД, наказать работника за неисполнение трудовых функций нельзя.
- Получение объяснительной от работника — еще до применения к нарушителю наказания работодатель обязан получить от него объяснение с изложением причины и обстоятельств проступка. Для этого сотрудником составляется письменная объяснительная. Срок — 2 рабочих дня.
- Если через 2 дня работник не подал объяснительную, работодатель составляет акт об отказе. Форма — произвольная. Нужно указать суть нарушения, дату составления акта и дату его вручения работнику. Непредставление работником объяснений не препятствует применению взыскания.
- Выбор меры дисциплинарного взыскания — вид наказания работодатель выбирает самостоятельно из тех способов, которые разрешены законом. При этом нужно учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения.
- Издание приказа о дисциплинарном взыскании — приказ нужно издать в месячный срок с даты обнаружения нарушения. А в течение 3 дней (рабочих) необходимо ознакомить работника под роспись с содержанием приказа. При отсутствии специалиста на работе это можно сделать после появления на рабочем месте. Если сотрудник отказывается подписывать приказ, составляется акт.
- Применение меры взыскания — применение наказания возможно в течение 6 месяцев с даты совершения проступка. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — в течение 2 лет.
Какой срок установлен для применения дисциплинарного взыскания
По нормам статьи 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание выносится (то есть издается приказ) в течение 1 месяца с даты обнаружения нарушения. Не учитывается время болезни сотрудника, пребывания в отпуске, а также время на учет мнения профсоюза. Применить наказание можно не позже 6 месяцев с даты совершения проступка. Если нарушение выявлено по результатам проверки (финансовой или аудиторской) либо ревизии, срок применения увеличивается до 2 лет. А при нарушениях законодательства о противодействии коррупции — до 3 лет.
Срок действия дисциплинарного взыскания
По статье 194 ТК РФ срок действия дисциплинарного взыскания составляет 1 год с даты его применения. Работодатель вправе снять наказание досрочно. Если этого не сделать, через год примененная мера снимается автоматически и считается, что у работника нет взысканий.
Снятие дисциплинарного взыскания
Если работник однажды ошибся, это не значит, что его вина будет длится вечно. Работодатель вправе досрочно снять взыскание с сотрудника, полностью аннулируя наказание. Обычно так поступают по ходатайству самого специалиста или его непосредственного руководителя. Через год взыскание снимается автоматически. Главное, чтобы работник больше не нарушал дисциплину и повторно не совершил нарушения.
Чтобы снять взыскание, оформляется приказ об отмене дисциплинарного взыскания. В документе указываются:
- ФИО и должность работника.
- Отдел, в котором трудится сотрудник.
- Документальное основание для снятия наказания.
- Дата снятия взыскания.
Последствия неправильного наказания сотрудника
Если неправомерно применить к работнику дисциплинарное взыскание, он может избежать наказания. А в случае признания увольнения незаконным сотрудник может восстановиться в должности через суд. Тогда придется платить зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию за моральный вред. Но это еще не все. Если работодатель нарушит порядок применения взысканий, его могут привлечь к административной ответственности за несоблюдение трудового законодательства.
Что не может выступать в качестве дисциплинарного взыскания
Нередко работодатели штрафуют работников или лишают их премии за нарушения. Такие действия незаконны. ТК РФ допускает применять в качестве дисциплинарных мер наказания только те способы, что обозначены в статье 192. То есть замечание или выговор, или увольнение.
Чек-лист
При любом дисциплинарном взыскании работодатель делает 3 основных шага:
- Фиксирует нарушение.
- Запрашивает объяснения.
- Вовремя издает приказ и знакомит с ним сотрудника.
Эти шаги можно автоматизировать в СБИС.
СБИС соберет статистику на злостных нарушителей.
Покажет кто из сотрудников работает, кто сидит в соцсетях. Возьмет данные с турникета, заполнит по ним табель и пришлет руководителю список опоздавших. Проконтролирует продавца по времени открытия кассовой смены.
Выпустит электронные подписи сотрудникам, чтобы электронная переписка с работниками была юридически значимой.
Проконтролирует сроки издания приказа и ознакомления работника.
Кадровик отправляет документ по готовому маршруту, а СБИС передает его по согласователям и следит за сроками. Самых «забывчивых» СБИС дисциплинирует регулярными напоминаниями.