Охрана труда в ресторане. Готовим документы за 3 часа.

практикующий юрист

Инспектор стоит на пороге ресторана? Берите наши шаблоны журналов, инструктажей, приказов. Вставляйте данные своей фирмы и срочно подписывайте у поваров, официантов, уборщиц.

Хотите подстраховаться на будущее? Исключить уголовную ответственность директора за травму повара от мясорубки, ожег официанта при подаче горячего? Проводите инструктажи, обучайте работе с электропечью, кофемашиной, подписывайте журналы и листы ознакомления. Рассказываем, как это сделать.

Кто и что проверяет

Соблюдение требований охраны контролирует Государственная инспекция труда. Работодателя могут проверить в полном объеме или выборочно.

  • Сплошную проверку деятельности проводят только планово.
    Оценивают и охрану труда, и оформление трудовых отношений, и сроки выплаты зарплат. При этом инспекторы действуют по опросным листам. По ним вы сможете самостоятельно оценить готовность Заведения.
    О плановой проверке можно узнать в декабре предшествующего года на сайте Генпрокуратуры. Дополнительно уведомляют о начале проверки за 3 рабочих дня.
  • Выборочную проверку проводят внепланово, неожиданно, если на ресторан поступит По анонимным заявлениям проверки не проводят.жалоба
    .
    Проверят не всю деятельность, а только доводы жалобы.
    О проверке уведомят за 24 часа. Что конкретно будут проверять написано в пункте «предмет проверки» приказа о ее проведении.
    По жалобе о допуске к работе без инструктажа могут проверять журналы инструктажей. Но не имеют право анализировать графики отпусков и сроки выплаты зарплаты.

В 2020 тоже буду проверять

Правительство РФ приостановило проверки бизнеса до 2021 года. В этом году проверяют только внепланово, если поступит жалоба о вреде жизни, здоровью граждан.

Нарушения по охране труда Роструд сможет проверять в 2020, поскольку включает безопасность труда в понятие вред жизни и здоровью.

  • Какие еще нарушения вправе проверить трудовой инспектор в 2020

    • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
    • отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
    • непроведение специальной оценки условий труда;
    • непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
    • невыплата работникам заработной платы, ее отдельных составных частей;
    • непредставление оплачиваемых отпусков;
    • нарушение режима труда и отдыха;
    • уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление.

Какие штрафы

От 50 до 150 тысяч рублей штрафы для организации за нарушение требований охраны труда. За тяжелую травму или смерть работника директора могут привлечь к уголовной ответственности.

Популярные нарушения.

Повар и официанты работают без обучения охране труда, без осмотра психиатра. Обучать нужно ежегодно, посещать врача раз в 5 лет. Кафе Архангельской области оштрафовали за это на 110 тысяч рублей. В суде штраф удалось снизить до 55 тысяч.
Программы инструктажей отсутствуют, директор не обучен охране труда, нет медосмотров у поваров. За это предприятие в Свердловской области оштрафовали на 115 тысяч. Суд уменьшил штраф до 55 тысяч рублей.
Официанты допущены к работе без предварительного медосмотра. Суд назначил штраф в 15 тысяч рублей директору кафе Ижевска.

Сумма административного штрафа будет меньше, если к ответственности привлекут не саму организацию, а директора, повара, администратора зала. Для этого уже при проверке предоставляйте инспектору должностные инструкции или объяснения работников, на которых планируете переложить вину.

Что сделать перед проверкой

Проверяющие смотрят бумаги. Журналы инструктажей, программы, приказы по охране труда. Если у вас 10-20 работников, то документы для проверки вы успеете распечатать и подписать.

Но чтобы исключить аврал и травматизм, лучше при приеме на работу знакомьте сотрудников с инструкциями, подписывайте журналы, проводите инструктажи.

Обучите директора и 2 сотрудников

Получите удостоверения об обучении для тех, кто потом будет инструктировать остальных работников. Если удостоверений нет, то всё остальное проверяющие уже не смотрят.

Удостоверения выдают образовательные организации.

По нашим сведениям, документы об обучении можно оформить «задним числом». Спрашивайте об этом при личной встрече с сотрудниками учебного центра.

Кому, какие удостоверения получать

  • По программе охрана труда обучите директора и 2 любых сотрудников.
    Часто учат шеф-повара и администратора зала.
    Образовательную организацию выбирайте из реестра Минтруда. Обучение действительно 3 года.
    Стоимость от 1500 рублей за 1 человека. Обучаться можно в другом регионе или дистанционно.
  • По электробезопасности не ниже III группы обучите сотрудника, имеющего электротехническое образование.
    Стоимость обучения от 3000 рублей.
    Если не успеваете обучить, то издайте приказ «о назначении директора ответственным за безопасную эксплуатацию электроустановок». Это может спасти от штрафа.
    По закону по этому приказу работают офисы, непродовольственные магазины, торговые павильоны и иные непроизводственные организации с оборудованием до 380 В. Об издании такого приказа нужно уведомлять местный Адрес ищите в поисковике по запросу «Управление госэнергонадзор ВАШ РЕГИОН».госэнергонадзор

    Общепит — это всегда производство и работать по приказу нельзя. Но в половине случаев инспекторы не вникают в особенности и не штрафуют.

Что у вас должно остаться после учебы

  • Удостоверение об обучении,
  • Протокол по итогам экзамена,
  • Копия образовательной лицензии учебного центра.
Чтобы никого не обучать отдайте охрану труда на аутсорсинг аккредитованной организации. В Москве стоимость от 15 тысяч рублей в месяц. По электробезопасности аутсорсинг невозможен, специалиста нужно взять в штат.

Оформите базовые документы

  • Приказ о назначении ответственного за обеспечение ОТ.
    Этим ответственным должен быть любой из 3 обученных ОТ. Шаблон приказа.
  • Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований ОТ.
    Членами этой комиссии назначьте 3 обученных ОТ. Шаблон приказа.
  • Приказ о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию электроустановок.
    Ответственным указывайте обученного электробезопасности. Шаблон приказа.
  • Приказ о назначении ответственного за противопожарное состояние помещений, эксплуатацию первичных средств пожаротушения, проведение противопожарных инструктажей.
    Назначьте любого работника. Шаблон приказа.
  • Положение о системе управления охраной труда.
    Разрабатывайте по типовой форме. Утвердите приказом. Пример положения о СОУТ.
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
    Должен быть в наличии, проверяют.

Разработайте программы инструктажей и подпишите журналы

Проверяющие смотрят по каждому виду инструктажей:

  • программу,
  • приказ об ее утверждении,
  • подписи в журналах.

Разработайте программы, приказы. Распечатайте журналы. Кто и как часто подписывает журналы зависит от вида инструктажа.

  1. Вводный инструктаж по охране труда.
    Его проводят в первый день работы работникам Ресторана и сотрудникам иных организаций, работающих на территории. Например, приглашенным артистам, ремонтной бригаде.
    Шаблоны: программа, приказ, журнал.
    Программу можно сделать в виде списка вопросов из ГОСТ 12.0.004-2015. Шаблон краткой программы. Но тогда инструктировать работника придется устно. Не получится выдать документ и сказать – читай сам.
  2. Инструктаж на рабочем месте.
    Его проводят работникам при приеме на работу и повторно. Каждые 6 месяцев, при замене оборудования, при переводе на новое место работы, при отсутствии работника на рабочем месте больше 2 месяцев. Например, после самоизоляции или декрета.
    Шаблоны: программа, приказ, журнал.
    Уборщиков и официантов можно не инструктировать. Для этого издайте приказ об освобождении от инструктажа на рабочем месте всех, кто не эксплуатирует оборудование, не хранит продукты.
  3. Инструктаж неэлектротехническому персоналу на группу I по электробезопасности.
    Неэлектротехнический персонал — это уборщица, официант, бухгалтер, все те, кто пользуются, но не обслуживают электрооборудование.
    Шаблоны: программа, приказ, журнал.

Что делать регулярно

Инструктируйте

Чтобы не торопиться при проверках, не собирать подписи «задним числом», снизить риск травм у новичков сделайте процесс инструктажей постоянным.

Как проводить:

  1. Проинструктируйте работника, подробный порядок.
  2. Проверьте полученные знания.
  3. Зарегистрируйте проведение инструктажа в журналах.

Время можно сэкономить, если знакомить с инструкциями электронно в системе СБИС. При проверке просто распечатайте нужный журнал с подписями работников.

По какой программе инструктируемКак частоГде регистрируем
Программа вводного инструктажаЖурнал регистрации вводного инструктажа
Программа инструктажа на рабочем месте
  • При приеме на работу
  • Каждые 6 месяцев
  • При замене оборудования, переводе на новое место работы
  • При отсутствии работника на рабочем месте больше 2 месяцев. После самоизоляции или декрета.
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
Программа инструктажа по электробезопасности неэлектротехническому персоналуЖурнал учета присвоения группы I по электробезопасности

Обучайте

Формальные действия помогают пройти проверку, снизить штраф. Но в ресторане работник сталкивается с хлеборезкой, электроплитой, кипящим маслом во фритюре.

Объясняйте работникам, как работать с мясорубкой, как не сломать кофемашину, какая одежда защищает от ожогов, как вызвать скорую помощь. Чтобы они не травмировались и не портили оборудование. Подробный порядок проведения обучения.

Например, кухонная рабочая поскользнулась на мокром полу, ударилась о раковину и умерла на месте. Нарушен запрет ходить по мокрому полу. 20-летний парень надел на смену обувь напарника на размер больше, запнулся, при падении рукой попал в фритюрницу, получил уродливые ожоги руки и лица. Забыл правило об удобной обуви и спецодежде с длинным рукавом.

Разработайте инструкции по охране труда на «травмоопасные» должности и оборудование. Для повара, для кухонного рабочего, для работы с тестомешалкой.

Знакомьте с инструкциями под роспись. Это страхует вас от уголовной ответственности за травмы, помогает взыскать ущерб за порчу оборудования. Поскольку доказывает, что сотрудник знал о запрете совать пальцы в мясорубку, раскачиваться на стремянке, правила включения кофемашины.

Шаблоны: приказ о введении в действие инструкций по ОТ, приказ о назначении ответственного за разработку инструкций.

По итогам обучения работников надо оформить:

По нашим сведениям, это делает 1 из 500 заведений и исключительно для плановой проверки.

Если решите оформлять, то делайте:

  • в первый месяц работы по всем работникам,
  • ежегодно по поварам, официантам, сотрудникам рабочих профессий,
  • раз в 3 года по бухгалтеру, юристу, иным специалистам и руководителям.

Проводите медицинские осмотры

Здоровье работников в общепите контролируют Инспекция труда, Роспотребнадзор. Работники ресторана обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, сдавать Аттестация по профессиональной гигиенической подготовке.санминимум
. Подробный порядок проведения медосмотров.
КтоКак частоЧто проходят
Все работники, даже бухгалтер.
  • До приема на работу
  • Ежегодно
Медосмотр по перечню врачей и анализов
Повара, контактирующих с мясом, молоком, выпечкой.
  • Ежегодно
Санминимум
Повара, официанты, водители, перевозящие готовую продукцию, иные контактирующие с продуктами.
  • До приема на работу
  • Раз в 2 года
Санминимум
Повара, официанты.
  • Раз в 5 лет
Психиатр

Работодатель оплачивает медосмотр лечебному учреждению или компенсирует затраты сотруднику. День прохождения медосмотра должен быть оплачен работнику в размере среднего заработка.

Что остается у работодателя после медосмотров:

  • Список контингента работников, подлежащих периодическим осмотрам,
  • Договор на проведение медосмотра,
  • Копия лицензии медучреждения,
  • Заключительные акты по медосмотру, выдаваемые медучреждением,
  • Медкнижки, которые работники приносят на хранение работодателю.

Выдавайте СИЗ

СИЗ — это средства индивидуальной защиты. Перчатки, фартуки, крема для рук. Их нужно выдавать мойщицам посуды, поварам. Полный перечень СИЗ и нормы выдачи установлены приказом 1247н. Порядок выдачи определяет Приказ 290н

Большинство заведений СИЗ выдают. Но выдачу оформляют для проверяющих.

Для оформления СИЗ потребуются документы:

  • Список профессий и должностей, которым необходимо выдавать СИЗ,
  • Перечень СИЗ, смывающих или обезвреживающих средств, подлежащих выдаче,
  • Личные карточки учета СИЗ по каждому работнику,
  • Журнал учета и содержания СИЗ,
  • Договоры на поставку СИЗ, декларации и сертификаты на СИЗ от производителя.

Для фанатов охраны труда

Мы рассказали практическую составляющую темы. На крупных заводах и опасных производствах делают еще больше.

Если хотите выполнить все требования, то смотрите вопросы для плановых проверок инспекторов — приложения 28 и 120. Или пройдите пробную проверку в сервисе ГИТ «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что благодаря сервису работодатели сэкономили более 100 млн.рублей.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее