Запрет на массовые звонки без согласия: что изменилось в Законе о связи с 1 сентября и как теперь работать бизнесу

Наталья Толбухина, директор юридического департамента компании «Тензор»
директор юридического департамента компании «Тензор»

С 1 сентября вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи». Так, например, внесли пункты, которые узаконили запрет на массовые звонки без согласия абонентов.

Как бизнесу действовать в новых условиях? Читайте в статье.

Что вы узнаете

Что изменилось в Законе о связи

Сразу отметим, что в законах не прописано, что именно подразумевается под массовыми вызовами: робоозвоны и автообзвоны с участием человека или под термин попадают также полностью «живые» звонки, которые, например, в большом количестве совершают кол-центры. На сайтах операторов трактовка термина «массовые вызовы» разнится и может включать все перечисленные типы звонков.

В любом случае компаниям, которые используют массовые вызовы (например, в информационных и рекламных целях), теперь стоит знать:

  • Массовые вызовы должны осуществляться только с предварительного согласия абонента.
  • Если абонент направит оператору связи отказ от получения массовых вызовов, то тот обязан их блокировать.
  • Отправлять массовые вызовы без согласия могут только государственные органы.

Если вы звоните клиенту по персональному рабочему вопросу (отправка счета, согласование поставки и т. д.), то такой вызов не считается массовым и не требует предварительного согласия.

👉 Обязательная маркировка звонков: что это такое, кто будет маркировать и что делать бизнесу

Как получить согласие абонента на массовые звонки

С 1 сентября нужно получать явное согласие на совершение массовых звонков информационного и рекламного характера. От автообзвонов и робоозвонов без получения предварительного разрешения со стороны абонента стоит отказаться.

Как собрать согласие:

  • При телефонном звонке. В начале разговора с клиентом получите устное согласие (которое будет относиться и к дальнейшим вашим звонкам абоненту). При этом обязательно запишите разговор, чтобы у вас осталось подтверждение согласия на случай споров (о записи также следует уведомить клиента).
  • Через интернет-форму. При регистрации на сайте или оформлении заказа предложите клиенту поставить галочку в поле с текстом: «Я даю согласие на получение направляемых мне смс-сообщений, электронных писем и на совершение по нему массовых звонков рекламного и информационного характера».
  • Письменное согласие. При офлайн-встрече можно предоставить клиенту бумажный или электронный бланк для подписания.

Скачать письменное согласие

Также рекомендуем вести электронный журнал согласий (дата, номер, способ подтверждения) или помечать в базе клиентов в CRM-системе, дал абонент разрешение или нет.

Карточка звонка в телефонии от Saby

  • Cписок лидов. Состояние сделки, этап и следующий шаг менеджера

  • Контакты. Название организации, реквизиты, телефоны, адреса и события

  • История общения. Звонки, выезды, отгрузки и оплаты

  • Журнал согласий. Можно фиксировать разрешения и запреты абонентов на принятие звонков

Карточка звонка в телефонии от Saby

Ответственность и последствия за неисполнение

Компании, которые продолжат работать по-старому, могут получить штрафы и блокировку номеров.

Штрафы

Ответственность за спам-обзвон клиентов в рекламных целях без их согласия прописана в статьях КоАП РФ:

  • Для граждан — от 10 000 до 20 000 ₽.
  • Для должностных лиц — от 20 000 до 100 000 ₽.
  • Для юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 ₽.

Блокировка номеров

Оператор вправе отключить услуги связи без суда при жалобах на спам.

Повысьте эффективность звонков с телефонией от Saby

  • Не нужно менять номер — подключим ваш корпоративный

  • Не только запишем звонок, но и расшифруем его в текст

  • Автоматически создадим лид из пропущенного звонка

  • Сформируем отчеты о звонках и покажем результаты

Повысьте эффективность звонков с телефонией от Saby

Частые вопросы

  • Нужно ли заключать отдельный договор с оператором на осуществление массовых вызовов?

    Нет. Как правило, возможность совершения массовых звонков регулируется договором о подключении виртуальной (облачной) АТС или отдельным договором об отображении информации (маркировка звонков).

  • Нужно ли получать согласие на рекламный звонок у постоянных клиентов?

    Да, обязательно.

  • Нужно ли получать согласие у представителя компании во время телефонного звонка (не конечного потребителя)?

    Неважно, кому вы звоните: физлицу или на корпоративный номер. Согласие на рекламный звонок в любом случае нужно взять.

  • Что делать, если бизнес получил согласие на рассылку, а владелец номера сменился?

    Если владелец номера сменился, то вам нужно получить новое согласие.

  • Если CRM использовалась для обзвона, как действовать сейчас? Можно ли вести журнал согласий прямо в системе?

    Журнал согласий в системе вести можно и нужно. Например, такая возможность есть в Saby CRM.

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также