Запрет на массовые звонки без согласия: что изменилось в Законе о связи с 1 сентября и как теперь работать бизнесу
С 1 сентября вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи». Так, например, внесли пункты, которые узаконили запрет на массовые звонки без согласия абонентов.
Как бизнесу действовать в новых условиях? Читайте в статье.
Что вы узнаете
Что изменилось в Законе о связи
Сразу отметим, что в законах не прописано, что именно подразумевается под массовыми вызовами: робоозвоны и автообзвоны с участием человека или под термин попадают также полностью «живые» звонки, которые, например, в большом количестве совершают кол-центры. На сайтах операторов трактовка термина «массовые вызовы» разнится и может включать все перечисленные типы звонков.
В любом случае компаниям, которые используют массовые вызовы (например, в информационных и рекламных целях), теперь стоит знать:
- Массовые вызовы должны осуществляться только с предварительного согласия абонента.
- Если абонент направит оператору связи отказ от получения массовых вызовов, то тот обязан их блокировать.
- Отправлять массовые вызовы без согласия могут только государственные органы.
Если вы звоните клиенту по персональному рабочему вопросу (отправка счета, согласование поставки и т. д.), то такой вызов не считается массовым и не требует предварительного согласия.
👉 Обязательная маркировка звонков: что это такое, кто будет маркировать и что делать бизнесу
Как получить согласие абонента на массовые звонки
С 1 сентября нужно получать явное согласие на совершение массовых звонков информационного и рекламного характера. От автообзвонов и робоозвонов без получения предварительного разрешения со стороны абонента стоит отказаться.
Как собрать согласие:
- При телефонном звонке. В начале разговора с клиентом получите устное согласие (которое будет относиться и к дальнейшим вашим звонкам абоненту). При этом обязательно запишите разговор, чтобы у вас осталось подтверждение согласия на случай споров (о записи также следует уведомить клиента).
- Через интернет-форму. При регистрации на сайте или оформлении заказа предложите клиенту поставить галочку в поле с текстом: «Я даю согласие на получение направляемых мне смс-сообщений, электронных писем и на совершение по нему массовых звонков рекламного и информационного характера».
- Письменное согласие. При офлайн-встрече можно предоставить клиенту бумажный или электронный бланк для подписания.
Также рекомендуем вести электронный журнал согласий (дата, номер, способ подтверждения) или помечать в базе клиентов в CRM-системе, дал абонент разрешение или нет.
Карточка звонка в телефонии от Saby
Cписок лидов. Состояние сделки, этап и следующий шаг менеджера
Контакты. Название организации, реквизиты, телефоны, адреса и события
История общения. Звонки, выезды, отгрузки и оплаты
Журнал согласий. Можно фиксировать разрешения и запреты абонентов на принятие звонков

Ответственность и последствия за неисполнение
Компании, которые продолжат работать по-старому, могут получить штрафы и блокировку номеров.
Штрафы
Ответственность за спам-обзвон клиентов в рекламных целях без их согласия прописана в статьях КоАП РФ:
- Для граждан — от 10 000 до 20 000 ₽.
- Для должностных лиц — от 20 000 до 100 000 ₽.
- Для юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 ₽.
Блокировка номеров
Оператор вправе отключить услуги связи без суда при жалобах на спам.
Частые вопросы
-
Нужно ли заключать отдельный договор с оператором на осуществление массовых вызовов?
Нет. Как правило, возможность совершения массовых звонков регулируется договором о подключении виртуальной (облачной) АТС или отдельным договором об отображении информации (маркировка звонков).
-
Нужно ли получать согласие на рекламный звонок у постоянных клиентов?
Да, обязательно.
-
Нужно ли получать согласие у представителя компании во время телефонного звонка (не конечного потребителя)?
Неважно, кому вы звоните: физлицу или на корпоративный номер. Согласие на рекламный звонок в любом случае нужно взять.
-
Что делать, если бизнес получил согласие на рассылку, а владелец номера сменился?
Если владелец номера сменился, то вам нужно получить новое согласие.
-
Если CRM использовалась для обзвона, как действовать сейчас? Можно ли вести журнал согласий прямо в системе?
Журнал согласий в системе вести можно и нужно. Например, такая возможность есть в Saby CRM.
Видеоматериалы по теме



