Обязательная маркировка звонков: что это такое, кто будет маркировать и что делать бизнесу
В соответствии с Постановлением Правительства с 1 сентября 2025 года все звонки от организаций и индивидуальных предпринимателей должны быть промаркированы.
Что такое маркировка звонков и зачем она нужна? Кто будет ее осуществлять? И что изменилось для бизнеса? Читайте в статье.
Что в статье
- Что такое маркировка звонков и зачем она нужна
- Когда маркировка обязательна, а в каких случаях — не требуется
- Что входит в состав маркированной подписи
- Кто должен технически маркировать звонки
- Какие данные операторам связи нужны для маркировки
- Какие категории компаний будут отображаться при звонке
- Будет ли бизнес платить за маркировку
- Как бизнесу подготовиться к маркировке звонков. Пошагово
- Отвечаем на вопросы читателей
Что такое маркировка звонков и зачем она нужна
Маркировка звонка — это технология, при которой на экране телефона во время входящего вызова отображается не только номер, но и название компании или ИП, а также категория звонка, в зависимости от основного вида деятельности
Основная цель нововведения — эффективная борьба с телефонными мошенниками. Новая система идентификации позволит абонентам моментально определять, представитель какой компании им звонит.
Когда маркировка обязательна, а в каких случаях — не требуется
Маркировать звонки обязаны:
Организации (в том числе ИП), которые продают товары или услуги по телефону.
Компании с колл‑центрами и виртуальными АТС.
Маркировать звонки не нужно:
Если корпоративный номер используется для некоммерческих целей.
Если рабочие телефоны используются для деловой коммуникации (обсуждение задач с поставщиками, звонки в надзорные ведомства, координация с исполнителями), а не для обзвона клиентов в рекламных целях.
Звонки с личных номеров сотрудников.
Что входит в состав маркированной подписи
В состав подписи входит официальное наименование компании, а также категория — сфера деятельности или конкретная цель коммуникации (например, «Служба доставки», «Кадровое агентство», «Медицинская организация»).

Пример маркировки
В законе указано, что вся информация должна уместиться в 32 символа с пробелами (цифры, строчные и прописные буквы кириллического или латинского алфавита).
Например, «ООО Наименование: категория» или «ИП Фамилия И.О.: категория».
Если полное наименование организации превышает 32 символа, то допускается сокращение. В исключительных случаях можно использовать многоточия.
Например, «ООО Отмоем все: коммунальные усл.».
Кто должен технически маркировать звонки
Обязанность маркировать звонки возлагается на операторов связи.
До 1 сентября большинство операторов и так предоставляли компаниям такую услугу. Разница в том, что теперь порядок маркировки и перечень отображаемой информации прописаны законодательно.
Также отметим, что новый закон касается только звонков — СМС подписываются давно.
Какие данные операторам связи нужны для маркировки
Операторы связи будут работать с данными на основании договора об отображении информации, заключенного с представителем бизнеса.
В договоре должно быть согласие юрлица или ИП на передачу оператору определенных сведений.
В Постановлении Правительства приведен такой перечень:
- полное и сокращенное наименование юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о регистрации товарного знака (при наличии);
- вид деятельности согласно ОКВЭД;
- свидетельство о регистрации ИНН;
- перечень абонентских номеров, с которых будут осуществляться телефонные вызовы, адресованные абонентам и (или) пользователям услуг связи операторов подвижной радиотелефонной связи;
- информацию о категории таких телефонных вызовов.
Какие категории компаний будут отображаться при звонке
На данный момент законом предусмотрены 38 категорий:

Пока нет точной информации, будут ли при маркировке использоваться строго эти категории или будут добавлены еще.
Будет ли бизнес платить за маркировку. И сколько
Да, бизнесу придется платить за маркировку операторам связи.
Примерное представление о стоимости услуги можно получить, если посмотреть на тарифы, которые операторы раскрывают у себя на сайтах. Но помните, что финальная цена зависит от различных факторов (например, количества корпоративных номеров).
| Оператор | Название услуги | Стоимость |
|---|---|---|
| Мегафон | Визитка | 0,5 ₽ за показ номера |
| МТС | Авторизированный вызов | от 0,29 ₽ за вызов |
| Билайн | Этикетка | От 0,24 ₽ за вызов |
| Теле2 | Маркировка вызовов | 30 ₽/мес. для каждого номера компании |
Как бизнесу подготовиться к маркировке звонков. Пошагово
Заключите договор об отображении информации с оператором
На данный момент унифицированного договора нет. Это зависит от оператора, который маркирует звонки.
Передайте оператору:
Название юрлица/ИП или товарный знак
Категорию звонка (нужно выбрать из 38 вариантов)
Дополнительную информацию о деятельности (до 32 символов)
Если вы используете номера, оформленные на другие юрлица, нужно переоформить их на себя
Важно, чтобы отображалась корректная информация у принимающего звонок.
Если бизнес‑номер зарегистрирован на физлицо, переоформите его на юрлицо
С точки зрения маркетинга это сделать желательно, ведь тогда ваши клиенты сразу будут видеть информацию об источнике звонка, и процент дозвонов может увеличиться.
Также вы сможете подключиться к облачной телефонии и использовать многоканальный номер, слушать и анализировать звонки, переводить их в текст, а также интегрировать связь с CRM.
Проведите инвентаризацию корпоративных номеров
Все номера, которые ваши сотрудники используют для общения с клиентами, должны быть промаркированы.
Если кто‑то использует личный номер в работе, то его следует заменить на корпоративный.
Отвечаем на вопросы читателей
-
Смогут ли мошенники подделать маркировку номера?
Нет. Компания не может просто так получить маркировку, так как документы для нее проходят модерацию у операторов связи.
Техническая реализация маркировки также исключает возможность фальсификации, поскольку генерируется и передается только через сеть оператора
-
Какая ответственность за звонок без маркировки? И когда она появится?
Сейчас маркировка хоть и является обязательной юридически, но еще не реализована технически. Кроме того, у операторов нет полномочий блокировать вызовы. Поэтому и ответственности за отсутствие маркировки пока как таковой нет.
Точных сведений тоже пока нет. По некоторым данным, это произойдет в марте 2026 года.
-
Можно ли добавить в маркировку брендированные символы или эмодзи?
Да, как правило, операторы предоставляют такую возможность.
С Saby вы не пропустите ни одного звонка
- Встроенная CRM для продаж
- Легкий контроль пропущенных
- Видны причины недозвона

Видеоматериалы по теме



