Что учесть при перевозке алкоголя
Алкогольная продукция — один из самых сложных грузов, поскольку закон устанавливает особые требования к ее перевозке. Какими видами транспорта можно перевозить алкоголь, какие бумаги и разрешения нужно оформить и как изменится список сопроводительных документов в 2025 году, расскажем в статье.
Что вы узнаете
🍷 Что считается алкоголем
Алкоголем считаются напитки, которые содержат более 0,5% этилового спирта. Исключение — продукция из перечней, которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2020 № 3650‑р. К примеру, квас, кумыс и конфеты с коньяком не считаются алкоголем, даже если содержат более 0,5% спирта.
По видам алкоголь делят на спиртные напитки типа водки и коньяка, различные вина, пиво, сидр, пуаре, медовуху. Полный список перечислен в п. 7 ст. 2 Закона № 171‑ФЗ.
🏢 Кто может перевозить алкоголь
Транспортировка — составная часть оборота. Это значит, что при перевозке алкогольных напитков нужно учитывать требования к их обороту.
Если толковать Закон № 171‑ФЗ буквально, то перевозить алкогольную продукцию вправе только организации ⎯ об этом сказано в п. 1 ст. 11 и п. 16 ст. 2. С такой позицией согласны и контролирующие органы (письма Росалкогольрегулирования от 29.04.2013 № 8877/10‑01, Минфина РФ от 04.10.2019 № 03‑14‑15/76489).
Поэтому на вопрос о том, может ли ИП перевозить алкогольную продукцию, ответ однозначный: нет.
🚚 Какими видами транспорта можно перевозить алкоголь
Если кратко — любыми. Алкоголь можно перевозить на автомобилях, воздушных и морских судах, железнодорожном транспорте.
Закон устанавливает особые требования только к перевозке этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции на автомобилях.
По ст. 8, 9, 14 и 18 Закона № 171‑ФЗ при перевозке такой продукции необходимо:
- подготовить оборудование для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции;
- оснастить автомобили этим оборудованием, а также цистернами и техсредствами автоматической регистрации движения;
- получить лицензию на перевозку.
В России алкогольную продукцию чаще перевозят на автотранспорте и в фасованном виде — в бутылках или других сосудах.
Saby TMS — все для автоматизации логистики
- ✔️ Электронные перевозочные документы
- ✔️ Учет ГСМ и топливных карт
- ✔️ Управление автопарком и учет ремонтов
🚗 Как перевозить алкоголь автотранспортом
Как правильно перевозить алкоголь, устанавливают государственные стандарты: они определяют требования к упаковке, температурному режиму и видам транспорта. Дополнительные условия производители алкоголя могут предусмотреть в технологических инструкциях. Алкогольные напитки должны соответствовать ГОСТам, поэтому соблюдать их нужно и при транспортировке продукции: для этого положения об их применении можно включить в договор перевозки.
❄️ При транспортировке алкоголя в районы Крайнего Севера дополнительно учитывают ГОСТ 15846‑2002: он устанавливает особенности упаковки для алкогольных напитков в бутылках.
В основном требования к условиям перевозки зависят от вида алкоголя. Рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать перевозчикам.
Перевозка некрепкого алкоголя
Закон № 171‑ФЗ не разделяет алкоголь на крепкий и некрепкий, но для перевозчиков такое деление целесообразно. Алкоголь с содержанием спирта менее 24% — например, пиво, сидр и вино — перевозить проще, поскольку ориентироваться нужно только на требования ГОСТов и инструкции производителей.
В таблице — примеры некоторых требований:
Вид алкоголя | Государственный стандарт | Требования к перевозке | ||
---|---|---|---|---|
Упаковка | Температурные условия | Транспортное средство | ||
Игристые и столовые вина, сидр | Транспортные пакеты, которые отвечают ГОСТ 23285-78 | От +5 до +20°С, влажность воздуха не выше 85% | Любое крытое вентилируемое, без воздействия прямых солнечных лучей | |
Пиво | ГОСТ 31711-2012 | Транспортные пакеты, которые отвечают ГОСТ 23285-78 | Устанавливает изготовитель в технологической инструкции | Любое |
По ГОСТ 31711‑2012 пиво можно перевозить в банках, бутылках и кегах. Кеги заполняют минимум на 99,5%, а банки и бутылки ставят в транспортные пакеты, которые размещают на поддонах и формируют одним из двух способов:
- Из ящиков, если продукция упакована в них. Ящики могут быть закрытыми или открытыми, а также различаться по материалу, из которого сделаны.
- Из групповой упаковки — например, полимерной пленки или бумаги. Такой пакет содержит прокладки из гофрированного картона — плоские или прокладки‑лотки.
Вес одного транспортного пакета может быть не более 1 000 кг, а высота — не более 1 800 мм. Размеры пакета зависят от габаритов поддона:
- 840 х 1 240 мм — если поддон составляет 800 х 1 200 мм;
- 1 040 х 1 240 мм — если поддон составляет 1 000 х 1 200 мм.
Груз скрепляют разными способами в зависимости от вида пакета:
- Двумя вертикальными и двумя горизонтальными стальными или полипропиленовыми лентами — если пиво перевозят в закрытых дощатых и фанерных ящиках. Этот же способ можно использовать при перевозке пива в картонных ящиках: тогда дополнительно применяют предохранительные шины — уголки из металла, древесины, картона.
- Клейкой лентой, клеем и термоусадочной пленкой по ГОСТ 21650 — если продукцию транспортируют в картонных ящиках.
- Термоусадочной пленкой — если используют групповую упаковку.
Каждый пакет маркируют по ГОСТ 14192-96: на него наносят манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. По ним необходимо ориентироваться, как обращаться с продукцией при погрузке.
Полный список общих требований к упаковке и погрузке пива, без учета особенностей, которые касаются отдельных его видов, — в ГОСТ 23285-78.
При перевозке пива, как и в случае с другими видами алкоголя, необходимо соблюдать температурный режим, который устанавливает изготовитель. Для этого обычно используют специальные крытые автомобили, в кузове которых можно поддерживать определенную температуру.
Перевозка крепкого алкоголя
Чаще всего для перевозки крепкого алкоголя в бутылках также достаточно ориентироваться на ГОСТы и технологические инструкции. Так выглядят требования для перевозки некоторых популярных видов крепкого алкоголя:
Вид алкоголя | Государственный стандарт | Требования к перевозке | ||
---|---|---|---|---|
Упаковка | Температурные условия | Транспортное средство | ||
Водка | ГОСТ 32098-2013 | Ящики на картонной подложке в пакетах из термоусадочной пленки | От -15 до +30°С, влажность воздуха не выше 85% | Любое крытое |
Ром, виски | Ящики из гофрированного картона, пластмассовые многооборотные ящики | От +5 до +25°С, влажность воздуха не выше 85% | Любое крытое вентилируемое, без воздействия прямых солнечных лучей | |
Бренди | ГОСТ Р 58206-2018 | – | От +5°С, влажность воздуха не выше 85% | Любое крытое, без воздействия прямых солнечных лучей |
Иногда при перевозке крепких спиртных напитков нужно соблюдать требования, которые устанавливает Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Это связано с тем, что алкоголь с содержанием спирта более 24% относят к опасным грузам. Учитывать положения ДОПОГ необходимо, если перевозят такие виды напитков:
- Алкоголь с содержанием спирта более 70%. К таким напиткам относятся некоторые виды абсента, рома и водки — например, тутовая, болгарская и шотландская.
- Алкоголь с содержанием спирта от 24 до 70% в сосудах объемом более 250 литров. То есть алкоголь крепостью менее 70% в бутылках можно перевозить, ориентируясь только на ГОСТы и инструкции производителей.
Чтобы перевозить алкогольные напитки, которые содержат более 70% спирта, потребуется:
- разместить на упаковке груза знаки опасности;
- использовать специальные виды упаковки;
- установить в автомобиле противопожарное оборудование;
- подготовить водителя к перевозке и проверить, чтобы он получил соответствующее свидетельство;
- использовать специальный транспорт типа FL и получить разрешение Ространснадзора — если алкоголь перевозят в цистернах и в объеме более 3 000 литров.
За перевозку опасных грузов без необходимых документов, а также за нарушение условий их перевозки оштрафуют как водителя, так и компанию-перевозчика. Вместо штрафа водителя могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев (ст. 12.21.2 КоАП РФ).
Случай из судебной практики. Одного перевозчика оштрафовали на 400 000 ₽ за то, что он не соблюдал ДОПОГ:
- не имел при себе товарно-транспортную накладную, заполненную в соответствии с требованиями для опасных грузов;
- не установил на автомобиль необходимое оборудование;
- не разместил маркировочные таблички на цистерне.
Водитель попытался возразить, что необходимые документы у него были, но он их забыл. А таблички со знаками опасности снял с цистерны его сменщик и куда-то убрал. Но суд эти доводы не убедили (решение АС Тюменской области от 22.04.2024 по делу № А70-3858/2024).
📄 Какие документы нужны для перевозки алкоголя
Чтобы транспортировать алкоголь грузополучателю, перевозчик должен иметь ряд документов:
- товарно-транспортную накладную (ТТН);
- договор перевозки с покупателем алкогольной продукции — если алкоголь везут его покупателю;
- транспортную накладную — если алкоголь везут автотранспортом.
Есть и другие документы, которые оформляют в отдельных случаях. Например, при транспортировке алкоголя за границу заполняют таможенную декларацию, транспортные и товаросопроводительные документы: CMR‑накладные, международные ж/д накладные (СМГС) — в зависимости от способа перевозки. Нельзя забывать и про путевые листы.
❗️ При транспортировке алкоголя, который является опасным грузом, водителю нужно иметь при себе свидетельство ДОПОГ, а в некоторых случаях — разрешительные документы контролирующих органов. Кроме того, есть особенности в заполнении транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заявки на перевозку такого алкоголя. В них потребуется указать информацию о грузе в соответствии с ДОПОГ, к примеру:
- отгрузочное наименование;
- номер ООН, который присвоен опасному грузу, — UN3065;
- группу упаковки;
- общее количество груза.
Транспортные накладные уже сейчас можно оформлять в электронном виде по утвержденному формату. Пока участники алкогольного рынка вправе сами выбирать, использовать бумажную накладную или электронную. Однако вскоре ЭДО для них станет обязательным — на этом настаивают контролирующие органы. Поэтому удобнее уже сейчас начать использовать ЭТрН: это позволит адаптироваться к грядущим изменениям, сэкономить на доставке и хранении документов, а также минимизировать риски ошибок в них.
Транспортные накладные в Saby
- 🚚 Любые сценарии перевозки
- 🔄 Мгновенный обмен документами
- 📦 Онлайн-контроль доставки
Самый важный документ — это ТТН. На ее основании заполняют заявку в ЕГАИС, в которой отражают сведения о перевозке алкоголя.
Заменить ТТН на любой другой документ — например, на УПД — нельзя, поскольку такая накладная удостоверяет легальность перевозки алкоголя. Ее придется составить и в том случае, если компания перевозит алкоголь между своими обособленными подразделениями — например, отвозит его со склада в точки продаж.
Товарно‑транспортную накладную грузоотправитель оформляет до момента выезда с территории. Он отправляет ее в Росалкогольтабакконтроль в электронном виде через универсальный транспортный модуль (УТМ). В ЕГАИС проверяют сведения из ТТН, а затем ей присваивается регистрационный номер. После этого сервер ЕГАИС перенаправляет ТТН получателю, который загружает ее через свой УТМ.
Пока процедура оформления выглядит так, но вскоре она может измениться. Планируется связать ТТН ЕГАИС и перевозочные документы — государство уже проводит открытые тесты. Как это повлияет на работу с ТТН, покажет время.
📝 Нужно ли перевозчику подавать алкогольную декларацию
Некоторые перевозчики обязаны подавать декларации об объеме перевозки этилового спирта и алкоголя по утвержденной форме. Речь идет о компаниях, которые перевозят этиловый спирт и алкоголь, помещенные под процедуру таможенного транзита.
Декларации подают ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным. В Saby это можно сделать в электронном виде.
Если компания не перевозит такую продукцию или перевозит алкоголь, импортированный в Россию для продажи, подавать декларацию не нужно.
👨⚖️ Какие изменения ждут алкоотрасль в 2025 году
С 1 марта 2025 изменится перечень документов, которые сопровождают оборот алкоголя. В частности, вместо бумажной товарно‑транспортной накладной введут электронный документ. Правила его использования и перечень сведений, которые в него включать, установит правительство. До 1 сентября 2026 будет действовать переходный период, накладную можно формировать и в бумажном виде.
Изменения связаны с тем, что государство планирует ввести отраслевой императив — обязать участников рынка грузоперевозок перейти на электронные перевозочные документы. Пока использовать ЭПД можно в добровольном порядке, но переходный период нужен не для того, чтобы откладывать переход на ЭДО. Чем раньше участники рынка начнут использовать электронные перевозочные документы, тем быстрее они наладят внутренние процессы и начнут пользоваться преимуществами электронного документооборота.
Подготовьтесь к изменениям заранее — подключите ЭТрН