Рейтинг сотрудников: как он помогает компании лучше работать и больше зарабатывать

Менеджер продал лицензий Saby на 5 млн ₽. На корпоративном портале сразу же появился бейдж, рейтинг продажника взлетел на первое место, и система автоматически, без участия эйчара, начислила ему внутренней валюты на 5 000 сабиков. Его мотивация выросла, он купил на сабики худи и термокружку и продолжил работать еще эффективнее.

Рейтинги — это один из инструментов геймификации. Они позволяют экономить бюджет на мотивацию и повышать вовлеченность сотрудников. Вместе с руководителем учебного центра Тензора разбираем, как органично включить рейтинги в корпоративную практику.

Анна Гребенкина, руководитель Академии Saby

Магистр педагогики, уже 13 лет организует обучение в IT-компании «Тензор» и руководит командой из 100 сотрудников. Тензор — это разработчик экосистемы для автоматизации бизнеса Saby

Содержание

Какие критерии оценки можно использовать в рейтингах работников

Критерии оценки работы сотрудников могут быть:

  • количественными, например KPI по сделкам или сумме продаж, баллы за выполненные задания, процент пройденного обучения или онбординга;
  • качественными, например оценка компетенций сотрудника со стороны коллег, клиентов и подрядчиков.

Самый простой вариант для организатора — использовать количественные критерии оценки. Это идеально работает в отделах продаж.

Например, менеджеры Тензора продают клиентам разные тарифы Saby и занимаются продлением контрактов. Некоторые из этих задач даются им чуть проще, некоторые — сложнее. Для повышения продаж более сложных сервисов мы запускаем рейтинги. Это дает возможность сильным менеджерам проявить себя, а остальным — увидеть, что даже сложные продукты реально продавать.

Использование качественных критериев оценки зачастую предполагает их перевод в количественные критерии. Это самый большой методический вызов — придумать, как оцифровать неоцифровываемое. Но и в этом случае найти решение вполне реально.

Студенты нашего учебного центра оценивают удовлетворенность работой преподавателя по 10‑балльной шкале, то есть, по сути, оцифровывают субъективное мнение. Тензор определяет преподавателей с наибольшим числом оценок от 8 до 9 баллов и награждает их бейджем «Золотой снитч».

Похожим образом работает система рейтинга работников в отделе разработки: руководитель направления самостоятельно оценивает специалистов по скорости выполнения задач, низкому количеству ошибок и другим критериям, а лучшим из них присуждает бейдж «Крутой проект». Внутри команды все понимают критерии, но с точки зрения системы это качественная оценка, а не количественная.

Чтобы любые критерии оценки работали, важно, чтобы рейтинги были связаны с реальной мотивационной схемой сотрудников, опирались на достижимые цели и при этом содержали в себе элементы вызова. Кроме этого, желательно обеспечить HR‑команде возможность автоматизировать рейтинги. Особенно важно это делать большим компаниям, у которых есть филиалы.

В Тензоре работает около полутора тысяч менеджеров по продажам. Если бы мы не автоматизировали рейтинги, то их бы в компании попросту не существовало. Благодаря собственному корпоративному порталу Saby мы можем обеспечить участие всех специалистов отдела продаж и объединять филиалы в дивизионы, чтобы они могли соревноваться внутри них. В этом случае соревнование получается честным, так как сравнивать, например, Москву и Южно‑Сахалинск нет смысла — слишком разные объемы региональных рынков. Деление на дивизионы позволяет филиалам соревноваться с равными.

Ключевое преимущество рейтингов — их реально интегрировать в любой процесс: от онбординга сотрудников любых специальностей до целевых программ эффективности. При этом система рейтингов работников должна быть встроена в реальные процессы, а не существовать формально. Например, ее можно интегрировать в процесс обучения (выдавать бейджи за прохождение каждого этапа), добавить в рабочие проекты или даже в обычный лайфстал сотрудников (соревнование по количеству пройденных за месяц шагов).

Может ли участие в рейтингах демотивировать сотрудников

Ответ зависит от портрета сотрудника.

Если говорить о менеджерах по продажам, то они, во-первых, любят игры и азарт, а во-вторых — либо выполняют планы продаж, либо уходят из профессии. Рейтинг для них — это возможность повысить материальный и нематериальный статус.

В остальном людям не всегда обязательно специально участвовать в рейтингах среди сотрудников и отслеживать, какое место они занимают. В случае с автоматически настраиваемым рейтингом результат может отслеживать руководитель и регулировать планы подчиненных или сложность поручаемых им задач.

Демотивация может наступить, если в рейтинге участвуют заведомо неравновесные сотрудники. Но и из этой ситуации есть выход. Если невозможно сгруппировать участников по грейду, результативности или другим критериям, рассмотрите такие варианты:

  • Выдайте самым сильным сотрудникам золотой статус и исключите их из общей гонки. Так вы отметите корпоративных звезд и организуете более честное соревнование между остальными.
  • Увеличьте количество призеров. Например, вместо первых трех мест определяйте топ-10 или топ-20 участников. Так вы обеспечите ротацию победителей рейтинга.

Более того, участие в рейтингах нередко помогает сотрудникам увидеть, в каких направлениях они смогут достичь высот, и найти наилучшее приложение своим талантам.

Запускайте геймификацию с помощью корпоративного портала Saby:

  • магазин подарков
  • ачивки и достижения
  • и многое другое

Повышайте мотивацию, вовлеченность и бизнес‑результаты

Запускайте геймификацию с помощью корпоративного портала Saby:

Какие существуют этапы проведения оценки в рамках рейтинга и как использовать результаты в отчете по сотрудникам

Чтобы внедрить в компании систему рейтингов, воспользуйтесь алгоритмом:

  • Сформулируйте конечную цель. Например, сколько участников хотите привлечь и какие результаты планируете получить.
  • Определите критерии и условия рейтинга. В том числе выберите гипотезу, кто победит в первых запусках и какие изменения в команде произойдут после подведения итогов.
  • Подумайте, как заинтересовать сотрудников участвовать в рейтинге. Например, что получат победители: премию, бейдж или благодарность.
  • Обеспечьте информационную поддержку рейтинга — и с помощью руководителей команд, и за счет публикаций на корпоративном портале, вебинаров, круглых столов и отзывов лояльных участников.
  • Подведите итоги — проверьте, насколько точной была ваша гипотеза, и запланируйте изменения для следующего запуска.

При подведении итогов сопоставляйте планы, которые стояли перед сотрудником во время рейтинга, и полученные результаты.

Ваша задача — не только увидеть, насколько конкретный человек справился с KPI, но и убедиться, что базовая мотивационная схема компании работает правильно:

  • Если с KPI и мотивационной схемой всё в порядке, можно думать о повышении плана для сотрудника на следующий период.
  • Если KPI просели, а мотивационная схема работает корректно, определите дальнейшую судьбу сотрудника в компании — будете ли вы актуализировать его план развития или предпочтете попрощаться с ним.
  • Если выявите проблему с мотивационной схемой — пересматривайте ее и не пытайтесь починить с помощью рейтингов.

Какие инструменты использовать для внедрения рейтинговой системы

Самый удобный способ внедрить рейтинги — настраивать их в корпоративных порталах, таких как Saby. Их преимущество заключается в том, что процесс можно автоматизировать, а в отдельных случаях — использовать ручные настройки. Это особенно важно, если в компании параллельно ведется несколько рабочих рейтингов — например, по продажам, обучению и командной активности. Организовывать рейтинги исключительно вручную могут только маленькие команды.

У каждого корпоративного портала есть свои особенности работы с рейтингами. Мы покажем, как это организовано в Saby.

Рейтинги можно делать автоматизированными или задавать условия вручную. В первом случае нужно выбрать критерий оценки из списка, во втором — прописать его самостоятельно.

Организатор может выбирать, кто из сотрудников или подразделений участвует в рейтинге, а также ограничивать число участников. Дополнительно организатор определяет количество мест в рейтинге и награды победителям.

Чтобы рейтинг действительно напоминал игру, в Saby можно подключить к нему анимированную гонку — участники смогут выбрать или даже купить себе за корпоративную валюту транспорт и отслеживать на карте свой прогресс по отношению к другим участникам.

Результаты рейтинга подводятся автоматически — организатору ничего не придется подсчитывать вручную.

В Тензоре рейтинги используют для всех категорий сотрудников, включая новичков. Например, онбординг в компании проходит в формате квеста. Работник сначала получает простые задания на знакомство с компанией, а затем — задачи посложнее, которые связаны с развитием профессиональных навыков. За выполненные задания система присуждает баллы, из которых формируется рейтинг новичков.

Рейтинги необязательно должны быть серьезными. На корпоративном портале можно проводить конкурсы, которые направлены на сплочение команды и более тесное знакомство друг с другом.

Например, весной 2022 года мы провели в Saby конкурс «Мистер и мисс Тензор» и узнали, что коллеги развивают свои таланты не только на работе, но и с помощью хобби.

Зарабатывать очки можно не только в гонках. В Saby сотрудники могут получать и награждать друг друга бейджами. Их количество тоже работает на рейтинги работников и выступает для них в роли нематериальной мотивации.

Какие ошибки часто допускают HR‑менеджеры в работе с рейтингами и как их избежать

  • Проводят рейтинги, в которых побеждают одни и те же. Продумывайте условия рейтингов так, чтобы была ротация победителей или хотя бы части из них.
  • Объединяют в рейтинг заведомо разноуровневых сотрудников. Чтобы людям было интересно участвовать в рейтинге, объединяйте их в лиги.
  • Выбирают недостижимые или, напротив, слишком легкие цели. Используйте рейтинги как инструмент роста людей — для этого ставьте перед ними амбициозные, но реальные задачи.
  • Не простраивают модель рейтинга. Ваша задача — на берегу сформулировать ожидания от рейтинга и, отталкиваясь от нее, продумать схему его проведения.

Геймификация на корпоративном портале Saby

Запускайте интерактивные рейтинги, внедряйте систему KPI, устраивайте соревнования между отделами и используйте другие способы нематериальной мотивации

Геймификация на корпоративном портале Saby

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также