Система рейтинга внутри компании — польза или вред?

Хочешь рекордных показателей — устрой соревнования! Этот принцип давно применяют не только в спорте, но и в бизнесе, где рейтинги стали мощным инструментом мотивации сотрудников. Почему это работает, какие проблемы есть у систем рейтингов сотрудников и как их решили в IT-компании «Тензор» — расскажем сегодня.

Что вы узнаете

Зачем нужны рейтинги сотрудников внутри компании

Чтобы сотрудники работали лучше. Человеку свойственно желание быть первым и получать признание. Люди готовы вкладывать силы, чтобы увидеть свое имя на условной (или реальной) доске почета. Особенно если за этим последует денежный бонус.

Чтобы оптимизировать расходы компании. Другими словами — сократить издержки на персонал и не переплачивать сотрудникам, которые работают неважно.

Чтобы выбирать сотрудников на руководящие позиции. Рейтинг сотрудников внутри компании поможет разглядеть самых способных и активных.

Виды систем рейтингов персонала

Существуют разные рейтинговые системы оценки персонала — для каждой фирмы и даже конкретной ситуации нужно выбирать наиболее подходящую. Условно рейтинги сотрудников делятся на количественные и качественные.

Количественные рейтинги — об эффективности, которую можно посчитать. Обычно это позитивные показатели вроде количества продаж или закрытых сделок. Но на рейтинг могут влиять и такие факторы, как число опозданий сотрудника или жалобы клиентов. В некоторых агентствах работники получают баллы за каждое выполненное задание. Самые точные рейтинги — построенные на KPI (ключевых показателях результативности). Это сложная многоуровневая система, которая учтет множество исчисляемых данных, связанных с продуктивностью сотрудника.

Качественные рейтинги — о компетенциях, которые невозможно измерить автоматически. Например, никакая машина не расскажет, любят ли этого специалиста коллеги, комфортно ли с ним работать клиентам. Чтобы это выяснить, понадобятся живые мнения. Самый популярный качественный рейтинг — методика 360 градусов, когда сотрудника характеризуют коллеги, руководители и подчиненные. Недостаток качественных рейтингов в том, что результаты нельзя использовать для решений о повышении сотрудников или изменении заработной платы — в противном случае велик риск получать намеренно завышенные или заниженные оценки предвзятых коллег.

Проблемы рейтингов сотрудников

Казалось бы, рейтинг сотрудников компании — очевидный и прозрачный способ управления персоналом, но не все так просто. У систем рейтингов в компаниях часто прослеживаются две проблемы.

  1. Необъективные критерии. Как говорил Эйнштейн, если судить рыбу по способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой. Чтобы система рейтинга была честной, необходимо выделить понятные критерии оценки и анализировать их в совокупности. Например, как сравнить эффективность двух менеджеров, если первый за три месяца привел одного крупного клиента, а второй — нескольких мелких? Если оценивать только по сумме прибыли, они окажутся на равных позициях: справедливо ли это, отражает ли степень вложенного труда?
  2. Конфликты в коллективе. Если между коллегами постоянно идет борьба, соперничество может принять опасный характер.

Гонки СБИС — рейтинг, который мотивирует на успех

Мотивация в рейтингах персонала может быть как позитивной, так и негативной. Одни сотрудники работают изо всех сил, чтобы занимать первые строчки, а другие подтягиваются, чтобы не быть уволенными. Но опыт показывает, что мотивация страхом работает хуже, чем мотивация успехом и положительными эмоциями.

Думая над тем, как сделать рейтинги сотрудников более интересными, мы решили перевести их в игровой формат. Вместо сухих цифр из таблицы с показателями KPI участники видят, что соревнуются с коллегами на ралли во Франции или Египте. Чем выше твои показатели — тем дальше ты уехал. Все как в настоящей компьютерной игре. А где игра, там азарт и нет места настоящим конфликтам.

Гибкость выбираемых критериев. Администратор настраивает рейтинг так, как считает нужным для каждого отдела, должности и даже конкретных сотрудников. Можно построить рейтинг на показателях выручки, числе закрытых сделок или даже положительных отзывах клиентов.

Транспорт на любой вкус. Чтобы игра была зрелищной, участникам доступно пять видов транспорта. Можно выбрать безлимитный, а можно купить эксклюзивный за корпоративную валюту. Какой транспорт будет доступен и по какой цене, решает администратор гонки. Например, участник без проблем может поехать на квадроцикле, а чтобы взять Таунтауна из «Звездных войн», придется поторопиться. В любой момент гонки транспорт можно менять, а цвет выбирать на свой вкус.

Мотивация. Оценить шансы на победу помогает карта гонки. На ней видно текущее положение участников: кто лидирует, кто догоняет, а кто отстал. Можно сориентироваться и понять, насколько коллеги тебя опережают — и успеваешь ли ты их обойти. Можно настроить уведомления, которые будут приходить в личный кабинет: система сама подскажет, когда нужно поднажать, или обрадует сотрудника, который вышел в лидеры гонки.

Пьедестал почета. Итоги рейтинга сотрудников появятся на главной странице СБИС. Ими можно поделиться на странице компании или отдела, отправить любому пользователю системы. Потому что система рейтинга будет работать только в том случае, когда ее результаты открыты и прозрачны для всех. Если никто не видит твоих достижений, то стараться хочется меньше.

Итог: коротко

  1. Система рейтинга в компаниях должна быть основана на понятных и актуальных для каждой конкретной должности показателях.
  2. Рейтинг сотрудников компании, построенный на необъективных критериях, может демотивировать персонал и создавать конфликты в коллективе.
  3. Результаты рейтингов должны быть открытыми и прозрачными.
  4. Гонки СБИС помогают сделать из обычного рейтинга сотрудников внутри компании увлекательную игру, в которой хочется участвовать.

Геймификация на корпоративном портале СБИС

Запускайте интерактивные рейтинги, внедряйте систему KPI, устраивайте соревнования между отделами и используйте другие способы нематериальной мотивации

Узнать больше

Видеоматериалы по теме

Смотрите также