С 2022 года все больничные листы станут электронными
С 1 января 2022 отменят бумажные больничные. Рассказываем о новых правилах и что изменится в работе бухгалтера.
Что вы узнаете
Изменения в законодательстве с 2022
В конце апреля 2021 Госдума приняла Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ, который внес поправки в ряд Федеральных законов в сфере социального страхования: 255-ФЗ от 29.12.2006, 125-ФЗ от 24.07.1998, 323-ФЗ от 21.11.2011.
Согласно поправкам, с 1 января 2022:
- все выплаты по больничному, в том числе по беременности и родам, будут начисляться на основании только электронного листка нетрудоспособности;
- у ФСС появятся новые права, а у работодателя — обязанности;
- утвердят новый механизм начисления пособий — оплата больничных производится не через работодателя, а напрямую из Фонда социального страхования (прямые выплаты).
Обязательная выдача больничных листков только в электронном виде
Во всех вышеперечисленных законодательных актах электронный больничный будет закреплен основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам.
Например, часть 3.2 ст. 59 ФЗ-323 сейчас звучит так:
«Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».
Будет так:
«Листок нетрудоспособности формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».
Новые права ФСС и обязанности работодателя
Также новые поправки закрепили, что Фонд может запрашивать у страхователя сведения (заработок, стаж, ставку, коэффициент и т. д.) и документы для назначения и выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 4.2 255-ФЗ).
ФСС может получать в госорганах электронные данные для проверки документов и сведений, которые представила организация:
- ПФР — СНИЛС, сведения о страхователе, страховом стаже, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя до 1 января 2017;
- ФНС — сведения, в том числе налоговой тайны, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя за период с 1 января 2017;
- ЗАГС — сведения о госрегистрации брака, смерти, рождения;
- ЕГИССО — сведения о назначении (неназначении) органами соцзащиты пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком.
Также у ФСС появятся новые штрафные санкции за нарушения (ст. 15.2 255-ФЗ):
- Если компания не предоставит документов для проверки или предоставит с опозданием, то получит штраф в размере 200 ₽ за каждый документ.
- За недостоверные сведения, отправленные в Фонд, работодатель заплатит 20% от излишне выплаченного пособия (которое, к тому же, придется вернуть). При этом сумма штрафа будет не более 5 000 и не менее 1 000 ₽.
- За предоставление сведения для назначения пособия с опозданием — штраф 5 000 ₽.
У работодателей же появились новые обязанности (ч. 2 ст. 4.1 255-ФЗ):
- Своевременно и в установленном порядке предоставлять в территориальный орган ФСС сведения для назначения и выплаты пособий.
- Предъявлять для проверки в свое отделение ФСС сведения и документы для назначения и выплаты пособий.
- Возмещать ФСС излишне понесенные расходы на выплату пособий, если организация представила недостоверные или неполные сведения.
Порядок обмена информацией между работодателями и ФСС будет утвержден позднее.
Новый механизм начисления пособий
Согласно новым поправкам, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев в 1 ч. 2 ст. 3 255-ФЗ), по беременности и родам, единовременного при рождении ребенка, ежемесячного по уходу за ребенком осуществляются ФСС (п. 1 ст. 13 255-ФЗ).
Основанием для назначения пособия является только электронный листок нетрудоспособности (п. 6 ст. 13 255-ФЗ).
Меняется и срок передачи работодателем сведений в ФСС — не позднее 3 рабочих дней с даты получения больничного (п. 8 ст. 13 255-ФЗ). Сейчас это 5 календарных дней.
ФСС будет выплачивать пособие не позднее 10 рабочих дней со дня получения всех данных. Первые 3 дня больничного по-прежнему оплачивает работодатель.
Для вашего удобства собрали изменения по порядку назначения и выплаты пособий в таблицу:
Вид пособия | Документ для назначения | Что делает работодатель |
---|---|---|
По временной нетрудоспособности и по беременности и родам | Электронный листок нетрудоспособности | В течение 3 рабочих дней после закрытия ЭЛН передать в ФСС реестр сведений |
Единовременное при рождении ребенка | Сведения, полученные ФСС из ЗАГС | Ничего |
Ежемесячное по уходу за ребенком | Заявление сотрудника | В течение 3 рабочих дней после получения заявления передать в ФСС сведения для назначения пособия |
Как работодателю подготовиться к изменениям
- Подключиться к ЭДО с ФСС.
С 2022 обмен информацией между работодателями, медучреждениями и ФСС станет полностью электронным. Вся информация по больничным будет храниться в электронной системе ФСС. Как подключиться к электронному документообороту с ФСС, читайте в нашей статье.
- Подключить специальную программу для бухгалтера.
Чтобы заполнять свою часть электронного листка и отправлять расчет и реестр сведений в ФСС. Например, СБИС, или личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
В СБИС работать удобнее: вам не нужно отдельно отправлять реестр сведений, сервис сам сформирует его и передаст в ФСС вместе с расчетом по больничному.
Частые вопросы
-
Изменятся ли правила расчета пособий?
Нет, порядок расчета останется прежним.
-
Совсем не будет больше бумажных больничных?
Оформляться на бумаге больничные могут только в отдельных случаях, их список утвердит Правительство. По желанию пациента ему могут выдать выписку из электронного больничного, форму позже утвердит ФСС.
-
Зачем отменять бумажные больничные, в чем преимущество электронного листка нетрудоспособности?
Электронный больничный невозможно потерять, испортить, неправильно заполнить, подделать. И конечно, электронные больничные сокращают время оформления и ведения бумажного документооборота. Для работодателей сократится трудоемкость начисления пособий и передачи в Фонд сведений о страховых случаях.
-
Можно ли использовать одну электронную подпись на нескольких компьютерах?
Да, это возможно в случае установки средств электронной подписи и соблюдения требований информационной безопасности.
-
Что такое личный кабинет страхователя?
Работодатель в личном кабинете организации на сайте cabinets.fss.ru может получать данные о ЭЛН по его номеру и СНИЛС работника, просматривать электронные листки, печатать. Для входа организации потребуется регистрация на Едином портале государственных услуг.
Все это можно делать в автоматическом режиме в СБИС, а также еще множество возможностей. Подробнее
-
Как и где можно проверить подлинность больничного листа?
Вы можете обратиться в ваше отделение Фонда или в медицинскую организацию, реквизиты которой указаны в листке нетрудоспособности. Для зарегистрированных на Портале Фонда страхователей также есть возможность проверить, существует ли листок нетрудоспособности с указанным номером.
СБИС сам проверит подлинность больничного, автоматически отправив запрос в ФСС.
-
Нужно ли распечатывать и хранить электронные больничные наряду с бумажными бланками?
Нет, не нужно. Электронные листки нетрудоспособности являются документами, имеющими юридическую силу, и, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ, формируются и хранятся в информационной системе ФСС.