Отходы ресторана: как оформить самому и без штрафов

юрист

Владелец киоска с фастфудом, фирма с юридическим адресом в квартире обязаны заключить договор на вывоз мусора и платить за ТКО. У ресторана и кофейни должен быть паспорт на пищевые отходы. А отчитываться об отходах в Росприроднадзор обязаны не только крупные заводы, но и небольшие кафе.

В статье разбираемся, какие документы на мусор должны быть в ресторане. Даем пошаговую инструкцию, как самостоятельно оформить паспорт отходов, отчет об отходах и что можно сделать, чтобы не заключать договор на вывоз мусора.

Вы узнаете

Обязательно ли заключать договор на вывоз мусора

п.1 ст.14 закона 89-ФЗПо закону
отходы образуются в каждой организации и у каждого ИП. Отходы есть даже у ИП, работающего из дома по месту своей прописки, и у фирмы с юридическим адресом по месту регистрации директора.
На каждый вид отхода должен быть договор о вывозе мусора, паспорт отходов и отчет в конце года. Иначе Росприроднадзор, Роспотребнадзор могут оштрафовать по п.1), 9), 10) ст.8.2 КоАП РФст. 8.2 КоАП РФ
 или приостановить деятельность.
Например, Решение Мясниковского рай.суда 12-23/202020 тысяч
  рублей заплатил директор за отсутствие паспортов отходов на старые картриджи и компьютеры. Решение Челябинского областного суда 7-161/2023 от 01.03.2330 тысяч рублей
  штрафа получил владелец павильона быстрого питания из-за отсутствия договора на вывоз ТКО. А дело А43-36636/2020вот в этом деле
 суд сказал, что платить за мусор обязана фирма с юридическим адресом в квартире директора.

Когда можно не оформлять отходы

Договор на мусор не нужен, если отхода нет. Поэтому некоторые заведения скрывают от госорганов ртутные лампы и жироуловители, чтобы не оформлять их отходы.

Учитывайте, что если в ресторане п. 8.28 СП 118.13330.2012больше 200 мест
, то установка жироуловителей обязательна и отходы от них придется оформлять официально.
Но есть отходы, которые скрыть нельзя. Любой проверяющий понимает, что в ресторане всегда есть пищевые отходы и твердые коммунальные отходыТКО
. Поэтому чтобы не оформлять паспорта отходов, отчетность, рестораны избавляются от отходов и передают ответственность за него другим.

Два официальных способа избавиться от отходов:

  • Продайте. Например, некоторые заведения регулярно продают отходы от фритюра. При заключении договора поставки учитывайте, что у покупателя должна быть лицензия на сбор этого отхода. Найти покупателя на отход можно в интернете по запросу «вывоз фритюрного масла <название вашего региона>».
  • Передайте ответственность за отход арендодателю.

    Пример формулировки договора аренды3.2. Арендодатель обязан организовать вывоз отходов, образующихся в результате деятельности Арендатора.
    3.2.1. Вывоз отходов Арендатора производится специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение (захоронение) отходов, на основании договоров, заключенных с Арендодателем.
    3.2.2. Отходы, подлежащие вывозу в соответствии с пп. 3.2. настоящего Договора, собираются Арендатором в специально предназначенные для этого мусорные контейнеры (далее — контейнеры), предоставленные Арендодателем.
    3.2.3. Все права и обязанности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства, в т. ч. в области обращения с отходами, возлагаются на Арендодателя.
Документы на отходы можно оформить самостоятельно по нашей инструкции или заказать у посредников. Часто услуги по оформлению документации предлагают фирмы-перевозчики.

6 шагов для оформления отходов в ресторане

Шаг 1. Определите, какие коды ФККО у ваших отходов

Почти всем видам отходов государство присвоило коды. Полный перечень кодов смотрите в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Основные коды отходов для общепита мы собрали в таблице ниже.

Если отхода нет в каталоге, тогда шаги 2–5 будут другие. Но у ресторанов так бывает редко, поэтому мы не пишем об этом.
Последняя цифра в коде ФККО обозначает класс опасности. Все отходы делятся на. ст.4.1 закона 89-ФЗ5 классов опасности
. Чрезвычайно опасный — первый, практически неопасный — пятый.
Класс опасностиКод отхода по ФККО
I4 71 101 01 52 1Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
IV7 33 100 01 72 4Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), ТКО
7 36 111 11 32 4Отходы фритюра на основе растительного масла
7 36 101 01 39 4Отходы жиров при разгрузке жироуловителей
V7 36 100 01 30 5Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

Шаг 2. Подберите на каждый код отхода документ, обосновывающий его компонентный состав

Проще говоря, нужно собрать официальные документы, которые подтвердят, какой в вашем мусоре процент картофельных очистков, яичной скорлупы или офисной бумаги.

п.4 Порядка отнесения отходов к конкретному классу, приказ МПР 541 от 05.12.14Такими документами могут быть
:
  • Технологический регламент, технические условия, стандарт, проектная документация, профильный справочник, энциклопедия.
    Подобные документы оформляют по ТКО, ртутным лампам. Найти их можно самостоятельно. На этом сайте по коду отхода подберите названия регламентов. Скачайте скан-копии нужного документа из интернета.

    Например: по отработанным люминесцентным лампам —Письмо ГУП Лисма о компонентном составеписьмо от производителя
    или методика расчета МРО-6-99, по твердым коммунальным отходам (ТКО) — справочник «Санитарная очистка и уборка населенных мест», по отходам из жироуловителя — паспорт жироуловителя.
  • Либо протокол результатов количественного химического анализа (КХА).
    Его оформляют, если на отход нет или не может быть техрегламента, ТУ. Например, на пищевые или отходы жироуловителя.
    Изготавливают протокол аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Лаборатория должна выдать: протокол КХА, заверенные копии акта отбора проб и аттестата аккредитации лаборатории.

    Например, ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО. По нашим сведениям, исследование за один код отхода стоит от 5 тысяч рублей, весь комплект — от 11 тысяч. Срок изготовления примерно 2 недели

Шаг 3. Составьте на каждый год исходные сведения об отходе

Потребуется указать происхождение отхода, условия образования, агрегатное состояние, форму. Состав с процентами перепишите из техрегламента или протокола КХА.

Форма такого документа свободная, смотрите образец в приложение 2 к приказу Ростехнадзора 13 от 16.01.07приказе Ростехнадзора
. Или скачайте заполненный пример сведений для пищевых отходов.

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Telegram — там новости появляются быстрее 😉

Шаг 4. Составьте паспорт отходов и храните на случай проверок

Паспорт нужен только для I–IV классов отходов. На V класс не требуется.

Форма паспорта типовая, утверждена Приказом Минприроды 1026 от 08.12.2020. Вот образец заполнения паспорта для ТКО.

Шаг 5. Заключите договор на вывоз, утилизацию и размещение отходов

Заключайте договор с подрядчиком (региональным оператором), имеющим лицензию на работу с данным кодом отхода. Лицензия не нужна только для отходов V класса (пищевые). Договор с подрядчиком без лицензии равносилен отсутствию договора.

Учитывайте, место размещения контейнера влияет на размер платы за ТКО. Пример расчета для ресторана в Ярославской области.

Храните договоры и акты к ним. Они потребуются для отчетности и при проверках РПН, Роспотребнадзора.

Подробно об особенностях работы с основными отходами ресторана мы рассказывали в статье «Как открыть ресторан».

Шаг 6. Сдайте ежегодные отчеты

За отходы отчитываются в территориальный орган Росприроднадзора по месту образования отходов. Например, юридический адрес фирмы в Перми, а ресторан в Москве. Отчеты сдаем в московский Росприроднадзор.

Отчет по форме 2-ТП

Отчет ст.19 закона 89-ФЗ от 24.06.98обязаны сдавать
все ИП и юридические лица по всем имеющимся у них классам отходов.
п. 2 указаний к приказу 627 от 09.10.20Исключение
: фирмы и ИП, субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых есть отходы ТКО весом до 100 кг в год, а ТКО по договору вывозит региональный оператор. Например, офисное помещение в 10-12 кв. м или ИП без работников.
Узнать вес вашего ТКО можно из справки регионального оператора, которую он выдает всем в конце года. Или рассчитать по нормативу для вашей области. Ищите в поиске «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории ВАШ РЕГИОН». Например, приказ по Ярославской области.

Срок сдачи отчета — ежегодно до 1 февраля за предыдущий год.

Приказ Росстата 627 от 09.10.20Бланк формы
2-ТП. Как заполнить.

Способы подачи:

  • Электронно.
    В новом личном кабинете на сайте РПН или отправьте в СБИС. Потребуется электронная подпись.
  • На бумаге.
    Лично или Порядок подачи - п.10 Положения 620 от 18.08.08почтовым отправлением
    с описью о вложении. При личной подаче РПН требует отчет, распечатанный из личного кабинета с отметкой РПН об электронной сдаче.
До 20 тысяч рублей ч.1 ст.13.19 КоАП РФштраф
за непредоставление отчетности. Привлечь могут органы Росстата и только должностных лиц, не организацию. Через 2 месяца (то есть после 1 апреля) штраф уже не назначат,ч.1 ст.4.5 КоАП РФистечет срок давности
.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Большинство ресторанов п.5 Правил 255 от 03.03.17не должны
сдавать декларацию НВОС. Декларацию ч.1 ст.16.1 закона 7-ФЗ от 10.01.02обязаны сдавать
владельцы опасных объектов Как определить категорию. Постановление 2398 от 31.12.201–3 категории
, оказывающие негативное воздействие на среду. Например, газовой котельной мощностью более 2 Гкал/час. Такой объект подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.
ст.23 закон 89-ФЗ от 24.06.98Декларацию сдают
ежегодно до 10 марта за предыдущий год.
Подробнее про заполнение декларации.

Способы подачи:

  • Электронно.
    В новом личном кабинете на сайте РПН. Потребуется электронная подпись.
  • На бумаге.
    Возможно так подавать, только если в прошлом году размер платы был п.6 порядка к приказу Минприроды 1043 от 10.12.20меньше 25 тысяч рублей
    . Потребуется приложить на флешке выгрузку декларации из личного кабинета.
До 20 тысяч рублей — ст.8.5 КоАП РФштрафы
за несвоевременную подачу декларации.
Сроки оплаты по декларации: раз в год до 1 марта (для субъектов МСП) или ежеквартально ст. 16.4 закона 7-ФЗв порядке, установленном законом
. За ТКО отчитывается и платит региональный оператор.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Автоматизация любых форматов общепита

Автоматизация любых форматов общепита
26 декабря'23
15 документов уголка потребителя в ресторане в 2024 году
15 образцов документов от юриста.
8 июля'23
Что готовить в ресторане: тренды 2023
Рассказываем о прибыльных блюдах и способах организовать работу.
8 июля'23
Событийный маркетинг в ресторанном бизнесе
Как организовать мероприятие с пользой для ресторана: примеры и лайфхаки.
28 апреля'22
Онлайн-касса для кафе и ресторана
Поможем выбрать модель для вашего заведения.
1 октября'20
Чек-лист для программы автоматизации ресторана
Насколько современное и функциональное ПО вы используете в своем заведении, поможет оценить наш чек-лист.
23 мая'20
Проверка Госпожнадзора в ресторане
Как быстро и без лишних затрат подготовить документы и помещение к пожарной проверке.
  • Delivery forum

    Узнай, как зарабатывать больше на доставке

    26 ноября в 11:00 мск

    РЕГИСТРАЦИЯ
    Delivery forum