Уголок потребителя в ресторане в 2025 году: 15+ образцов документов от юриста
У сотрудников Роспотребнадзора есть неофициальная статистика: если в ресторане или кафе уголок потребителя оформлен с нарушениями, то чаще всего и на кухне не соблюдаются требования СанПиН.
В статье рассказываю, что должно быть в уголке потребителя в 2025 году, и делюсь шаблонами документов — их можно скачать бесплатно.
Что в статье
Как и зачем оформлять уголок потребителя в ресторане

Уголок потребителя в общепите в 2025 году оформляем в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания. Их утвердили Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.
🖼️ Требований к формату и внешнему виду уголка нет. Можно оформить стенд на стене и назвать его «Уголок потребителя» или «Доска информации». Можно убрать все документы в папку с надписью «Уголок потребителя» и разместить на видном месте. Какие конкретно документы должны быть в уголке потребителя, расскажу в следующем разделе.
🚪 Размещаем уголок до зала обслуживания. Например, вешаем доску информации в вестибюле или кладем папку с документами на стойку при входе. У гостей должна быть возможность ознакомиться со всей информацией вне зала обслуживания, это требование закона (п. 11 Правил оказания услуг общепита).
❌ Если уголка нет или он оформлен с нарушениями — штраф до 10 000 ₽ (ст. 14.8 КоАП РФ). Проверки проводит Роспотребнадзор. Обычно по жалобам недовольных граждан или конкурентов.
Что должно быть в уголке потребителя в 2025
За последние несколько лет изменился перечень документов уголка потребителя для общепита. Обновились редакции законов и требования Роспотребнадзора, вышли новые Правила оказания услуг общепита, отменили санитарные правила СП 2.3.6.1079‑01. Даже если уголок потребителя в кафе или ресторане есть, рекомендую проверить список документов на актуальность.
🖨️ Распечатываем или покупаем в книжном магазине
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.Требование размещать закон и правила в уголке потребителя прописано в п. 8.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 27.10.2020 № 32.
- Выписка из указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» об обслуживании вне очереди.
✍️ Заполняем по образцам
- Информационный листок о заведении. Указываем в нем: наименование организации или ИП, юридический адрес организации, адрес заведения, режим работы, тип заведения (ресторан, бар, кафе, иное), перечень оказываемых услуг, способы реализации продукции.
- Список контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пожарный надзор, прокуратура, полиция, мэрия) с адресами и телефонами.
- Объявление о запрете продавать алкоголь и табак детям и об ответственности за продажу.
- Объявление о запрете для несовершеннолетних находиться в заведении в ночное время без сопровождения взрослых. Оно нужно, если в конкретном регионе детям запрещено находиться ночью в заведениях общепита. Найти региональный закон можно по запросу «несовершеннолетние после 22 часов ВАШ РЕГИОН».
Дополнительно нужно проверить, не прописана ли в законе обязанность разместить предупреждающий знак о запрете. Например, ст. 11 закона Ярославской области требует размещать предупреждающие надписи и знаки при входе в помещение, так чтобы была возможность оповестить всех посетителей. Предупреждающий знак может быть оформлен, например, вот так:

- Информация о возможности проверить вес блюд.
Например, можно повесить такое объявление: «Уважаемые посетители! По вашему требованию мы немедленно предоставим вам контрольные весы для проверки объема (массы) предлагаемой продукции». Аналогичный текст лучше включить и в меню. Другой вариант — поставить в уголке реальные весы и разместить копию свидетельства об их поверке.
Требование зафиксировано в п. 18 Правил оказания услуг общепита. За его нарушение организации грозит штраф до 40 000 ₽ (ст. 14.5 КоАП РФ).
📄 Размещаем копии
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Вместо копии можно повесить информационный листок (ст. 9 закона «О защите прав потребителей»). А в нем — указать дату регистрации ИП или юрлица, номер записи регистрации, наименование зарегистрировавшего органа, фирменное наименование и адрес.
- Лицензия на продажу алкоголя (если заведение им торгует). Альтернатива — разместить информационный листок (ст. 9 закона «О защите прав потребителей») и в нем указать: вид деятельности, номер лицензии, срок ее действия и орган, который ее выдал.Копии надо заверить печатью и подписью. Например, в таком формате: «Копия верна. Директор ООО «Наше любимое кафе» И. С. Фомин. Подпись. Печать».
📝 Вывешиваем оригиналы
- План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности.
- Книга отзывов и предложений. Страницы надо пронумеровать, книгу — скрепить печатью и подписью. Можно не хранить в уголке, но нужно предоставлять потребителю по требованию (п. 6 Правил оказания услуг общепита).
- Прейскурант с ценами в рублях всех блюд и напитков из меню. Это требование пп. 9, 10 Правил оказания услуг общепита.
- Сведения об основных потребительских свойствах продукции. Закон требует указать для каждого блюда: фирменное наименование, способ и условия приготовления, основные ингредиенты, вес (объем) порций, пищевую ценность, калорийность, БЖУ (п. 9 Правил оказания услуг общепита).
Некоторые заведения прописывают все эти сведения в основном меню, меню бизнес‑ланча и даже в чеках. Тогда в уголке достаточно вывесить все действующие меню и следить за их актуальностью.
Кто‑то пишет сведения в отдельном документе, чтобы не перегружать меню информацией и выполнить требования проверяющих. Тогда в меню добавляют фразу: «С дополнительной информацией об основных потребительских свойствах предлагаемой продукции вы можете ознакомиться в уголке потребителя на входе в заведение».
⭐ Лучше сделать
Следующие документы необязательны по правилам оформления уголка потребителя в 2025 году. Но мы всё равно размещаем их, чтобы исключить претензии проверяющих и посетителей.
- Список правил и технических регламентов. В действующих Правилах оказания услуг прямо не сказано, что список нужен. Но по предыдущим правилам (п. 12) за его отсутствие штрафовали. Мы проконсультировались с Роспотребнадзором в трех регионах. Нас уверили, что список по-прежнему нужен, теперь на основании ст. 10 закона «О защите прав потребителей».
- Правила поведения для гостей. Нужны для конфликтных посетителей и на случай проверок по их жалобам. В правилах, например, можно узаконить запрет на верхнюю одежду в зале, вход с животными.
👉 За какие правила для гостей заведению может прилететь штраф
До 2021 года мы делали правила, чтобы запретить курение в заведении. Сейчас отдельный документ не нужен — запрет установили в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» (подп. 14 п. 1 ст. 12).
❌ Какие документы убрать из уголка
Не нужен в уголке потребителя в кафе или ресторане журнал учета проверок юридического лица или ИП.
Тем не менее некоторые заведения выставляют журнал в уголке. В нем отмечаются все проверяющие, пишут, какие нарушения выявили при проверке и какие предписания выдали (ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Для любопытного посетителя чтение журнала в вестибюле может стать лишним поводом для жалоб.
Как не тратить время на бумаги и соблюсти закон
В кафе и ресторанах проверяют не только уголок потребителя и не только Роспотребнадзор. Из‑за моратория на проверки нас чаще стали контролировать удаленно, проверять по документам.
- Россельхознадзор проверяет сроки хранения мяса и оформление ВСД в «Меркурии».
- Выдавший алкогольную лицензию департамент контролирует продажи алкоголя и отражение вина в ЕГАИС.
- Росприроднадзор требует договоры на утилизацию отходов и взносы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Инспекция труда анализирует оформление трудовых договоров и соблюдение требований охраны труда.
- Налоговая проверяет отчетность.
Многие до сих пор думают, что выполнить все требования проверяющих можно только со штатом бухгалтеров, юристов и кадровиков. Но это не совсем так. Стандартные процессы давно автоматизировал Saby Presto. Программа сама:
- проконтролирует сроки годности продукции;
- спишет продукты, из которых состоят проданные блюда;
- отчитается в ЕГАИС о продаже каждой порции алкоголя;
- сообщит в «Честный знак» о продаже маркированного товара;
- погасит пачку ВСД за один клик и передаст сведения в «Меркурий»;
- заполнит первичку по фотографиям накладных;
- покажет директору в режиме онлайн выручку, средний чек и продажи официантов.
Обслуживайте гостей на 20% быстрее с Presto
- Все бизнес‑процессы в одной программе: продажи в зале, складской учет, госсистемы
- Быстрый прием заказов на станции и в приложении официанта
- Готовое решение для онлайн‑бронирования и запуска доставки за 1 день
- Собственное мобильное приложение и сайт
Видеоматериалы по теме




