Уголок потребителя в ресторане в 2025 году: 15+ образцов документов от юриста

Ксения Корчагина, бизнес-юрист
бизнес-юрист, автор телеграм-канала «Юрист для работодателей»

У сотрудников Роспотребнадзора есть неофициальная статистика: если в ресторане или кафе уголок потребителя оформлен с нарушениями, то чаще всего и на кухне не соблюдаются требования СанПиН.

В статье рассказываю, что должно быть в уголке потребителя в 2025 году, и делюсь шаблонами документов — их можно скачать бесплатно.

Что в статье

Как и зачем оформлять уголок потребителя в ресторане

Главное про уголок потребителя в ресторане и кафе

Уголок потребителя в общепите в 2025 году оформляем в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания. Их утвердили Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.

Предыдущие правила от 15.08.1997 № 1036 отменили с 1 января 2021 года.

🖼️ Требований к формату и внешнему виду уголка нет. Можно оформить стенд на стене и назвать его «Уголок потребителя» или «Доска информации». Можно убрать все документы в папку с надписью «Уголок потребителя» и разместить на видном месте. Какие конкретно документы должны быть в уголке потребителя, расскажу в следующем разделе.

🚪 Размещаем уголок до зала обслуживания. Например, вешаем доску информации в вестибюле или кладем папку с документами на стойку при входе. У гостей должна быть возможность ознакомиться со всей информацией вне зала обслуживания, это требование закона (п. 11 Правил оказания услуг общепита).

Если уголка нет или он оформлен с нарушениями — штраф до 10 000 ₽ (ст. 14.8 КоАП РФ). Проверки проводит Роспотребнадзор. Обычно по жалобам недовольных граждан или конкурентов.

Что должно быть в уголке потребителя в 2025

За последние несколько лет изменился перечень документов уголка потребителя для общепита. Обновились редакции законов и требования Роспотребнадзора, вышли новые Правила оказания услуг общепита, отменили санитарные правила СП 2.3.6.1079‑01. Даже если уголок потребителя в кафе или ресторане есть, рекомендую проверить список документов на актуальность.

Перечень документов для уголка потребителя в общепите
Документы, которые должен содержать уголок потребителя

🖨️ Распечатываем или покупаем в книжном магазине

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
  2. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.
    Требование размещать закон и правила в уголке потребителя прописано в п. 8.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 27.10.2020 № 32.
  4. Выписка из указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» об обслуживании вне очереди.

✍️ Заполняем по образцам

  1. Информационный листок о заведении. Указываем в нем: наименование организации или ИП, юридический адрес организации, адрес заведения, режим работы, тип заведения (ресторан, бар, кафе, иное), перечень оказываемых услуг, способы реализации продукции.
    Это требование п. 12 Правил оказания услуг общепита и ст. 8 закона «О защите прав потребителей».
  2. Список контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пожарный надзор, прокуратура, полиция, мэрия) с адресами и телефонами.
Образец списка контролирующих органов для уголка потребителя в ресторан
Список контролирующих органов для уголка потребителя: образец. Дополнительно на нем нужно указать телефоны экстренных служб. Полную версию списка можно скачать в конце этого раздела
  1. Объявление о запрете продавать алкоголь и табак детям и об ответственности за продажу.
  2. Объявление о запрете для несовершеннолетних находиться в заведении в ночное время без сопровождения взрослых. Оно нужно, если в конкретном регионе детям запрещено находиться ночью в заведениях общепита. Найти региональный закон можно по запросу «несовершеннолетние после 22 часов ВАШ РЕГИОН».

    Дополнительно нужно проверить, не прописана ли в законе обязанность разместить предупреждающий знак о запрете. Например, ст. 11 закона Ярославской области требует размещать предупреждающие надписи и знаки при входе в помещение, так чтобы была возможность оповестить всех посетителей. Предупреждающий знак может быть оформлен, например, вот так:

Предупреждающий знак о запрете для уголка потребителя в ресторане
  1. Информация о возможности проверить вес блюд.

    Например, можно повесить такое объявление: «Уважаемые посетители! По вашему требованию мы немедленно предоставим вам контрольные весы для проверки объема (массы) предлагаемой продукции». Аналогичный текст лучше включить и в меню. Другой вариант — поставить в уголке реальные весы и разместить копию свидетельства об их поверке.

    Требование зафиксировано в п. 18 Правил оказания услуг общепита. За его нарушение организации грозит штраф до 40 000 ₽ (ст. 14.5 КоАП РФ).

📄 Размещаем копии

  1. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Вместо копии можно повесить информационный листок (ст. 9 закона «О защите прав потребителей»). А в нем — указать дату регистрации ИП или юрлица, номер записи регистрации, наименование зарегистрировавшего органа, фирменное наименование и адрес.
  2. Лицензия на продажу алкоголя (если заведение им торгует). Альтернатива — разместить информационный листок (ст. 9 закона «О защите прав потребителей») и в нем указать: вид деятельности, номер лицензии, срок ее действия и орган, который ее выдал.
    Копии надо заверить печатью и подписью. Например, в таком формате: «Копия верна. Директор ООО «Наше любимое кафе» И. С. Фомин. Подпись. Печать».

📝 Вывешиваем оригиналы

  1. План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности.
  2. Книга отзывов и предложений. Страницы надо пронумеровать, книгу — скрепить печатью и подписью. Можно не хранить в уголке, но нужно предоставлять потребителю по требованию (п. 6 Правил оказания услуг общепита).
  3. Прейскурант с ценами в рублях всех блюд и напитков из меню. Это требование пп. 9, 10 Правил оказания услуг общепита.
  4. Сведения об основных потребительских свойствах продукции. Закон требует указать для каждого блюда: фирменное наименование, способ и условия приготовления, основные ингредиенты, вес (объем) порций, пищевую ценность, калорийность, БЖУ (п. 9 Правил оказания услуг общепита).

    Некоторые заведения прописывают все эти сведения в основном меню, меню бизнес‑ланча и даже в чеках. Тогда в уголке достаточно вывесить все действующие меню и следить за их актуальностью.

    Кто‑то пишет сведения в отдельном документе, чтобы не перегружать меню информацией и выполнить требования проверяющих. Тогда в меню добавляют фразу: «С дополнительной информацией об основных потребительских свойствах предлагаемой продукции вы можете ознакомиться в уголке потребителя на входе в заведение».

⭐ Лучше сделать

Следующие документы необязательны по правилам оформления уголка потребителя в 2025 году. Но мы всё равно размещаем их, чтобы исключить претензии проверяющих и посетителей.

  1. Список правил и технических регламентов. В действующих Правилах оказания услуг прямо не сказано, что список нужен. Но по предыдущим правилам (п. 12) за его отсутствие штрафовали. Мы проконсультировались с Роспотребнадзором в трех регионах. Нас уверили, что список по-прежнему нужен, теперь на основании ст. 10 закона «О защите прав потребителей».
  2. Правила поведения для гостей. Нужны для конфликтных посетителей и на случай проверок по их жалобам. В правилах, например, можно узаконить запрет на верхнюю одежду в зале, вход с животными.

    👉 За какие правила для гостей заведению может прилететь штраф

    До 2021 года мы делали правила, чтобы запретить курение в заведении. Сейчас отдельный документ не нужен — запрет установили в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» (подп. 14 п. 1 ст. 12).

Документы для уголка потребителя в общепите

Скачайте 15+ шаблонов от юриста, чтобы без нарушений оформить уголок потребителя в кафе или ресторане

Получите бесплатные шаблоны


как к вам обращаться

номер телефона
Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту Saby

❌ Какие документы убрать из уголка

Не нужен в уголке потребителя в кафе или ресторане журнал учета проверок юридического лица или ИП.

Тем не менее некоторые заведения выставляют журнал в уголке. В нем отмечаются все проверяющие, пишут, какие нарушения выявили при проверке и какие предписания выдали (ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Для любопытного посетителя чтение журнала в вестибюле может стать лишним поводом для жалоб.

Как не тратить время на бумаги и соблюсти закон

В кафе и ресторанах проверяют не только уголок потребителя и не только Роспотребнадзор. Из‑за моратория на проверки нас чаще стали контролировать удаленно, проверять по документам.

  • Россельхознадзор проверяет сроки хранения мяса и оформление ВСД в «Меркурии».
  • Выдавший алкогольную лицензию департамент контролирует продажи алкоголя и отражение вина в ЕГАИС.
  • Росприроднадзор требует договоры на утилизацию отходов и взносы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Инспекция труда анализирует оформление трудовых договоров и соблюдение требований охраны труда.
  • Налоговая проверяет отчетность.

Многие до сих пор думают, что выполнить все требования проверяющих можно только со штатом бухгалтеров, юристов и кадровиков. Но это не совсем так. Стандартные процессы давно автоматизировал Saby Presto. Программа сама:

  • проконтролирует сроки годности продукции;
  • спишет продукты, из которых состоят проданные блюда;
  • отчитается в ЕГАИС о продаже каждой порции алкоголя;
  • сообщит в «Честный знак» о продаже маркированного товара;
  • погасит пачку ВСД за один клик и передаст сведения в «Меркурий»;
  • заполнит первичку по фотографиям накладных;
  • покажет директору в режиме онлайн выручку, средний чек и продажи официантов.

Обслуживайте гостей на 20% быстрее с Presto

  • Все бизнес‑процессы в одной программе: продажи в зале, складской учет, госсистемы
  • Быстрый прием заказов на станции и в приложении официанта
  • Готовое решение для онлайн‑бронирования и запуска доставки за 1 день
  • Собственное мобильное приложение и сайт

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также