Обязательная маркировка медицинских изделий в 2024 году

С 1 октября 2023 года обязательно маркировать медицинские изделия. Среди них — обеззараживатели воздуха, слуховые аппараты, компьютерные томографы, кресла‑коляски. Участникам производственно‑сбытовой цепочки необходимо зарегистрироваться в «Честном знаке», наносить коды маркировки на продукцию и передавать информацию о ее обороте в систему мониторинга. Это поможет контролировать движение товара от производителя к покупателю и выявлять подделки.

Рассказываем, какие виды медицинских изделий и в какие сроки нужно маркировать, какое для этого требуется оборудование и как выстроить бизнес‑процессы.

Нет времени разбираться? Поможем!

Что вы узнаете

Кого касаются законы о маркировке медицинских изделий и кресел‑колясок

Обязательная маркировка затрагивает индивидуальных предпринимателей и организации, в том числе медицинские учреждения, которые участвуют в обороте медизделий и кресел‑колясок: производят, импортируют, продают, закупают оптом и в розницу.

Правила, сроки и этапы маркировки закреплены в Постановлениях Правительства РФ от 31.05.2023 № 885 и № 894.

Какие медизделия нужно маркировать

Чтобы понять, маркировать медицинское изделие или нет, нужно руководствоваться наименованием и кодами 3 видов:

  • ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности;
  • ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
  • кодом номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения.

Для кресел‑колясок важны только коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2.

НаименованиеКод ТН ВЭД ЕАЭСКод ОКПД 2Код номенклатурной классификации медицинских изделий
Медицинские кресла‑коляски с ручным приводом (без механических устройств для передвижения)8713 10 0000

30.92.20.000

32.50.50.190

30.99.10.190

Медицинские электрические кресла‑коляски (оснащенные двигателем или другими механическими устройствами)8713 90 0000
Обеззараживатели — очистители воздуха, в том числе оборудование, бактерицидные установки и рециркуляторы, применяемые для фильтрования и очистки воздуха в помещениях

8421 39 200 8

8421 39 800 6

8539 49 000 0

9018 20 000 0

28.25.14.110

32.50.50.190

131980

152690

152700

182750

209360

292620

336330

375930

Ортопедическая обувь и вкладные корригирующие элементы для нее (стельки, полустельки)9021 10 100 0

32.50.22.150

32.50.22.151

32.50.22.152

32.50.22.155

32.50.22.156

32.50.22.157

250220

250230

250250

250260

320560

343610

Слуховые аппараты, за исключением частей и принадлежностей9021 40 000 026.60.14.120

113850

173110

202800

202810

204370

210000

228560

302870

Коронарные стенты9021 90 900 1

32.50.22.190

32.50.22.195

135820

155760

155800

155820

218190

273880

343410

343540

Компьютерные томографы

9022 12 000 0

9022 13 000 0

9022 14 000 0

9022 19 000 0

26.60.11.111

26.60.11.111

26.60.11.119

135190

142570

280730

282030

Санитарно‑гигиенические изделия, используемые при недержании9619 00 89017.22.12.130

233730

233900

280360

320550

331320

331330

331830

356150

126750

233860

343580

Сроки и этапы маркировки для производителей и продавцов

С 1 сентября 2023 года участники оборота начали регистрироваться в системе мониторинга. Следующие обязательства вводятся в несколько этапов: сроки отличаются для кресел‑колясок и других видов медицинских изделий.

ЭтапМедизделияКресла‑коляски
Регистрация в системе маркировки1 сентября 2023
Маркировка на производстве

1 октября 2023

(обеззараживатели воздуха, ортопедические стельки и обувь)

1 октября 2023

1 марта 2024

(коронарные стенты, компьютерные томографы, подгузники и пеленки для взрослых, слуховые аппараты)

Маркировка при импорте

1 ноября 2023

(обеззараживатели воздуха, ортопедические стельки и обувь)

1 января 2024

1 апреля 2024

(коронарные стенты, компьютерные томографы, подгузники и пеленки для взрослых, слуховые аппараты)

Маркировка остатков

С 1 октября 2023 до 1 сентября 2024

С 1 октября 2023 до 1 сентября 2024
Подача сведений о выводе из оборота (ККТ, иные причины)1 сентября 2024
Обязательный ЭДО1 сентября 2025

Маркировка остатков медизделий

Остатками считаются медицинские изделия, которые произвели или ввезли до старта обязательной маркировки.

Остатки медизделий со сроком годности маркировать не надо: их можно продавать, пока не истечет срок годности. Даже если срок истекает после 1 сентября 2024 года.

Остатки медизделий со сроком службы можно продавать без кодов маркировки только до 1 сентября 2024 года. После — на них обязательно должны стоять коды. При этом сама возможность промаркировать остатки тоже закрывается 1 сентября 2024.

Не наносить коды можно только в том случае, если есть стопроцентная уверенность, что остатки получится продать до 1 сентября. Если не успеете, с ними уже ничего нельзя будет сделать: они станут контрафактной продукцией, которую нельзя продавать.

Если позиций много, маркировка остатков может растянуться не на один день. Поэтому рекомендуем не откладывать ее на последний момент.

Поможем вовремя промаркировать остатки

  • Описать товары, получить GTIN, заказать коды маркировки
  • Подобрать расходные материалы и настроить оборудование
  • Или напечатать этикетки с кодами, если остатков немного

Схема работы с оборотом медицинских изделий

Между производителем и точкой продаж может быть любое количество оптовых дистрибьюторов. Сервисы Saby автоматизируют отправку данных в «Честный знак»

Когда заработают все этапы маркировки, общая схема движения медицинских изделий будет выглядеть так:

  1. Производитель или импортер получает коды в «Честном знаке», размещает их на товаре.
  2. Производитель при отгрузке отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок.
  3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в УПД с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
  4. Дистрибьютор при отгрузке товара розничному магазину формирует УПД с кодами.
  5. Магазин получает УПД с информацией о маркированных товарах, при приемке сканирует коды и сверяет их с указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара, при расхождениях — отклоняет приемку или утверждает поступление с актом о расхождении.
  6. При продаже кассир сканирует код на упаковке медицинского изделия — так информация о продаже маркированного товара отражается в чеке. Оператор фискальных данных видит эту продажу и отправляет сведения о ней в «Честный знак». Так код выбывает из оборота.

Штрафы за работу без маркировки

За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки кресел‑колясок и медицинских изделий Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар.

Полный перечень штрафов — на сайте «Честного знака», ниже приведем основные.

НарушениеАдминистративная ответственностьУголовная ответственность
Приемка и продажа товара без кода

Конфискация продукции и штраф:

5 000–10 000 ₽ — для должностных лиц и ИП;

25 000–150 000 ₽ — для малого бизнеса;

50 000–300 000₽ — для среднего и крупного юрлица

Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодамиШтраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом

Как работать с маркированными товарами

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  2. Наносить коды на продукцию (для производства и импорта): подключить сервис для работы с маркировкой, приобрести оборудование для печати этикеток.
  3. Отгружать и принимать маркированные медизделия через ЭДО: подключиться к оператору ЭДО, приобрести оборудование для сканирования кодов.
  4. В рознице обновить кассовое ПО и прошивку ККТ, подключиться к ОФД, поставить 2D‑сканер на рабочее место кассира.

Маркировка под ключ в Saby

Для производителей, импортеров, оптовых продавцов и розничных магазинов

Регистрация в системе маркировки

Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе «Рутокен».

Получить электронную подпись

  1. Установите необходимое ПО:

  2. Перейдите на сайт системы маркировки и нажмите «Проверить». Если все настроили верно, кликните «Продолжить».
  3. Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.
  4. Перейдите по ссылке из письма и укажите:

    • являетесь ли вы производителем или импортером товаров;
    • оператора ЭДО и ID участника ЭДО;
    • группы товаров, с которыми работаете;
    • являетесь ли вы членом ассоциации «ГС1 РУС». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
  5. Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие.

Маркировка на производстве и при импорте

Что понадобится

  1. Оборудование для печати этикеток. Выберите подходящее в нашем каталоге.
  2. Подключение к системе маркировки, чтобы зарегистрировать выпускаемые или ввозимые товары, заказывать на них коды и вводить в оборот. Например, СБИС Маркировка.

Как маркировать

ПроизводительИмпортер
  1. Заказывает коды в «Честном знаке».
  2. Печатает этикетки с кодами и наклеивает их на товары.
  3. Отчитывается в «Честный знак» о вводе в оборот
  1. Заказывает коды в «Честном знаке».
  2. Передает иностранному поставщику файл для печати этикеток или готовые этикетки — тот наклеивает этикетки на товары и отгружает их.
  3. Импортер после прохождения таможни отчитывается в «Честный знак» о вводе в оборот

Чтобы не сканировать код маркировки каждого медицинского изделия при поступлении или оптовой продаже и быстрее оформлять документы, производитель или импортер может объединить (агрегировать) их в транспортную упаковку. Для этого он создает код транспортной упаковки и печатает для нее этикетку, отчитывается в «Честный знак» о кодах маркировки всех медизделий, которые входят в упаковку.

Приемка медицинских изделий

Что понадобится

  1. Подключение к ЭДО. В онлайн‑сервисе СБИС для обмена документами все входящие — бесплатно.
  2. Оборудование для сканирования марок.

Как принимать

Покупатель получает от поставщика по ЭДО электронный УПД с кодами. Проверяет, нет ли расхождений, утверждает или отклоняет поступление.

Оптовая продажа

Что понадобится

Подключить ЭДО, чтобы отправлять розничным продавцам электронные УПД.

Как отгружать

Оптовику необходимо сформировать электронный УПД, указать в нем коды с отгружаемых товаров, подписать электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в «Честный знак» после подписания получателем, а коды внутри документа перейдут в собственность покупателя.

СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту Saby

Розничная продажа

Что понадобится

  1. Обновить прошивку онлайн‑кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Тензор имеет статус АСЦ — обращайтесь.
  2. Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать коды из чека в систему маркировки. Например, СБИС ОФД.
  3. 2D‑сканер для считывания марок.

Как продавать

Продавать маркированный товар нужно через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Со СБИС скорость продаж при сканировании маркировки не упадет: кассиру достаточно считать Data Matrix, а СБИС сам добавляет товар в чек. Данные передаются в «Честный знак» автоматически.

Оборудование для маркировки

Принимать товар можно при помощи смартфона, сканера штрихкодов или терминала сбора данных (ТСД). Выбор оборудования зависит от размера склада: от маленького складского помещения до оптовых складов. А для печати кодов вам понадобится принтер этикеток.

Частые вопросы

  • Из чего состоит код маркировки?

    Код маркировки по‑другому называется Data Matrix. В нем зашифрованы:

    • код товара — 14 знаков;
    • индивидуальный серийный номер товара (единицы) — 13 знаков;
    • ключ проверки — 4 знака;
    • код проверки — 44 знака.
  • Сколько стоит код маркировки?

    Стоимость одного кода — 50 копеек (без учета НДС). Это прописано в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.
  • Когда нужно нанести коды на импортные товары?

    Нанести коды на товары необходимо:

    • при ввозе с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — до пересечения государственной границы РФ;
    • при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
  • Что делать с возвратами маркированных товаров?

    Если вам вернули качественный товар с читаемым кодом маркировки и вы хотите снова продать его, повторно введите код в оборот чеком возврата. Если код поврежден — перемаркируйте.

    Если вам вернули товар ненадлежащего качества (брак), никаких действий в системе маркировки не требуется.

  • Обязательно ли использовать сервис ЭДО до 1 сентября 2025?

    Нет, обязанности нет. Но можно настроить роуминг, выбрать оператора ЭДО и выстроить бизнес‑процессы.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее