Обязательная маркировка велосипедов и велосипедных рам
Обязательная маркировка велосипедов начнется в России с 1 сентября 2024 года. Бизнесу важно вовремя перестроиться: наносить на товары специальные коды, обмениваться с контрагентами только электронными документами, передавать сведения в систему маркировки «Честный знак».
Рассказываем, как работать с велотоварами по‑новому, и отвечаем на главные вопросы: где и как регистрироваться, обязательно ли подключать ЭДО, какое требуется оборудование, что делать с остатками.
Что в статье
- Какие велосипеды и рамы подлежат обязательной маркировке
- На кого распространяется закон об обязательной маркировке
- Сроки и этапы маркировки велосипедов и рам
- Что делать с остатками
- Код маркировки: в чем его отличие от других кодов
- Как подключиться к системе маркировки «Честный знак»
- Как работает маркировка велосипедов: схема
- Как производители и импортеры организуют работу с маркировкой
- Дистрибьюторы и оптовые продавцы: особенности работы
- Как работает с маркировкой розничный магазин
- Складское оборудование для быстрой приемки
- Штрафы за работу без маркировки
- Частые вопросы
Какие велосипеды и рамы подлежат обязательной маркировке
Под маркировку подпали двух‑ и трехколесные велосипеды, а также велорамы. Чтобы понять, должна ли на конкретном товаре стоять маркировка, нужно ориентироваться на коды двух видов.
ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
👆 Коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 можно найти в товарно‑сопроводительной документации: декларации или сертификате соответствия. Если коды совпадают с указанными в таблице, на велосипеде или раме должен стоять код маркировки. Если не совпадают — маркировка не нужна.
Велотовар | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
---|---|---|
Электровелосипеды с колясками или без них | 8711 | 30.91.11.120 |
Велосипеды без двигателя: двухколесные и трехколесные для доставки грузов | 8712 00 | 30.92.10 |
Трехколесные велосипеды | 9503 00 100 9 | 32.40.31.121 |
Велосипедные рамы | 8714 91 100 | 30.91.20 30.92.30.110 |
На кого распространяется закон об обязательной маркировке велосипедов
Обязательная маркировка касается всего велосипедного рынка. Если юрлицо или ИП производит, ввозит из‑за границы, продает или покупает оптом и в розницу велосипеды или рамы, он автоматически становится участником оборота. А значит, обязан соблюдать правила маркировки.
Послаблений нет ни для крупных компаний, ни для микробизнеса. Крупный велобренд и небольшая розничная точка — равноправные участники оборота. То же самое с каналами продаж: правила едины для офлайна, интернет‑продаж и маркетплейсов.
На законодательном уровне требования к маркировке велосипедов и рам закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2024 № 645.
Сроки и этапы маркировки велосипедов и рам
Первый шаг для всего велобизнеса — регистрация в «Честном знаке». Она стартует с 1 сентября 2024 года, но те, кто готовится заранее, могут подключаться уже сейчас.
Глобальных дедлайна два: 1 сентября 2024 и 1 марта 2025. Что необходимо сделать в эти сроки — в таблице ниже. Как быть с товарами, которые произвели или ввезли в Россию до старта обязательной маркировки, подробно расскажем дальше.
Дата | Этап | Что нужно сделать |
---|---|---|
С 1 сентября 2024 | Обязательная маркировка велосипедов на производстве и при импорте | Производители и импортеры обязаны описать свои товары в Национальном каталоге, размещать на них коды маркировки и передавать в «Честный знак» сведения о вводе товаров в оборот. ✔️ Продавать немаркированные велосипеды и рамы можно, если их произвели или ввезли в Россию до 1 сентября 2024. ☝️ Важно проверять при приемке велосипедов и рам коды маркировки, если эти товары произвели или ввезли после 1 сентября 2024 |
До 1 марта 2025 | Маркировка остатков | Всем участникам рынка необходимо либо распродать, либо промаркировать товары, которые произведены или импортированы до 1 сентября 2024. Если не нанести маркировку на такие велотовары до дедлайна, их придется утилизировать, потому что с 1 марта 2025 «Честный знак» отключит возможность заказывать коды для остатков |
С 1 марта 2025 | Обязанность использовать электронный документооборот при отгрузке и приемке, подавать сведения о выводе из оборота и добавлять код маркировки в чек при розничной продаже | Все участники оборота должны обмениваться электронными УПД. Розничные магазины при продаже должны сканировать коды маркировки на кассе. Таким образом информация о выводе из оборота отражается в чеке и через оператора фискальных данных передается в «Честный знак». Когда участники маркировки списывают товары по другим основаниям, то отражают это отдельным документом. ❌ Продавать немаркированные велосипеды и рамы нельзя, независимо от даты производства или импорта |
🌍 Для импортеров велосипедов и рам предусмотрены две отдельные даты:
- до 1 ноября 2024 таможня будет выпускать товары без маркировки, которые приобрели до 1 сентября 2024;
- до 1 января 2025 все эти товары предстоит промаркировать.
🔍 При приемке партии важно контролировать дату производства или импорта и наличие кода маркировки:
- Если велосипед произведен или ввезен в страну после 1 сентября 2024, он должен быть промаркирован. Без маркировки такие товары нельзя ни принимать, ни хранить, ни продавать. Единственная опция — вернуть производителю или поставщику.
- Если велосипед произведен или ввезен до 1 сентября 2024 года, то формально его можно принимать и продавать без кода до 1 марта 2025. Однако уже 1 марта этот немаркированный товар превратится в нелегальный.
- Если код маркировки на товаре есть, рекомендуем его проверить. Это можно сделать через бесплатное приложение «Честный знак». Если работаете в Saby (СБИС), программа при сканировании кодов предупредит, что есть незарегистрированные в системе маркировки позиции.
Сроки для нового бизнеса
На регистрацию в «Честном знаке» дается 7 календарных дней с момента производства, ввоза или старта продажи маркированных велотоваров. Если бизнес в отдаленной или труднодоступной местности, срок увеличивается до 30 дней.
Что делать с остатками велотоваров
Помимо новых велосипедов и рам, маркировка затронет и остатки — товары, которые произвели или ввезли в Россию до 1 сентября 2024 года. Их разрешено продавать без кодов до 1 марта 2025 года. Чтобы легально продавать после этой даты, такие велосипеды и рамы надо промаркировать. Дедлайн такой же — 1 марта 2025.
Допустим, в январе 2025 года веломагазин закупил у производителя партию немаркированных велосипедов. Если все их получится продать до 1 марта, всё в порядке. А вот если не получится, то к 1 марта на всех нераскупленных товарах должны стоять коды маркировки, которые магазину надо самостоятельно заказать в «Честном знаке». Если кодов не будет, есть риск получить штраф.
Что нужно для маркировки остатков:
- Понять, сколько на остатках конкретного товара. Для этого надо провести инвентаризацию.
- Зарегистрироваться в «Честном знаке». Обычно регистрация занимает несколько минут, но заявку могут обрабатывать до 24 часов.
Зарегистрироваться в ассоциации «ГС1 РУС». «ГС1 РУС» обрабатывает заявление до 4 дней. Членство в ассоциации платное: взнос необходимо перевести на расчетный счет ассоциации — это еще 2—3 рабочих дня.
Для участников оборота маркированных товаров взнос для вступления в «ГС1 РУС» — 3 000 ₽. Бесплатно можно получить только 100 GTIN. Если необходимо описать больше 100 товаров, придется оплатить членский взнос.
- Описать товары в Национальном каталоге. Для каждого необходимо создать карточку и указать: код товара, товарный знак, модель, двузначный код ТН ВЭД ЕАЭС, вид товара (например, велосипедная рама или двухколесный велосипед). Это минимальный набор сведений, который актуален только для остатков. Для товаров, ввезенных или произведенных после 1 сентября 2024 года, характеристик намного больше.
- Отправить карточку на модерацию. Она может занимать от 1 до 3 дней.
- Опубликовать карточку. В итоге товару будет присвоен международный код товара GTIN, который необходим для заказа кодов маркировки. Если карточек много, отправлять их придется отдельными партиями: в каждой — максимум 100 карточек.
- Заказать код маркировки, дождаться, пока «Честный знак» его сгенерирует, напечатать, нанести на товар и ввести в оборот с причиной «Маркировка остатков».
Процесс небыстрый, поэтому рекомендуем начинать подготовку заранее.
Поможем промаркировать остатки
- Описать товары, получить GTIN, заказать коды маркировки
- Подобрать расходные материалы и настроить оборудование
- Или напечатать этикетки, если остатков немного
Код маркировки: в чем его отличие от других кодов
На каждый велотовар наносят уникальный код в формате Data Matrix. Он представляет собой графический код. Если отсканировать код маркировки с велосипеда, можно получить всю информацию о нем: место, дату и время производства, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи.
Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR‑кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но они не взаимозаменяемы. Единственное средство идентификации, которое предусмотрено правилами маркировки, — именно Data Matrix.
Из чего состоит код маркировки?
Участники оборота велосипедов, обмениваясь электронными УПД, передают коды маркировки не в графическом, а в текстовом виде. В этой последовательности символов зашифрованы:
- международный код товара GTIN — 14 символов;
- индивидуальный серийный номер товара — 13 символов;
- ключ проверки — 4 символа;
- код проверки (криптохвост) — 44 символа.
Куда наносить код маркировки?
Точное место компании определяют самостоятельно. В ходе эксперимента участники решили, что удобнее размещать коды на подседельной трубе. А для более удобной логистики можно наносить дублирующий код на упаковку.
Сколько стоит код маркировки?
Стоимость одного кода — 60 копеек (с учетом НДС).
Как подключиться к системе маркировки «Честный знак»
Требования к регистрации в «Честном знаке» одинаковые для производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов.
Предпринимателям и компаниям, которые участвовали в эксперименте по маркировке велотоваров, повторно регистрироваться не нужно. Тем, кто уже продает другие маркированные товары, — тоже: достаточно добавить в личном кабинете товарную группу «Велосипеды и велосипедные рамы».
Что нужно для регистрации | Как сделать |
---|---|
Усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе «Рутокен» или JaCarta LT | 👉 Получите электронную подпись за 15 минут |
Программное обеспечение (ПО) для работы с «Честным знаком» | ⚙️ Установите:
|
Проверить ПО |
|
Заполнить профиль |
|
Как работает маркировка велосипедов: схема
В общем виде цепочка движения велотоваров выглядит так:
- 🏭 Производитель получает коды в системе маркировки и размещает их на товаре. При отгрузке отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами.
- 🚛 Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО. Отгружая товар розничному магазину, также формирует аналогичный УПД.
- 🏪 Магазин получает УПД и сканирует Data Matrix на товарах. Если расхождений нет — подтверждает приемку. При расхождениях отклоняет приемку или утверждает поступление с актом о расхождении.
- 🧾 При розничной продаже кассир сканирует код маркировки — так информация о продаже маркированного товара отражается в чеке. Оператор фискальных данных видит эту продажу и отправляет сведения о ней в «Честный знак». Код маркировки выбывает из оборота.
В следующих разделах подробнее разберем особенности процесса для каждого участника оборота и покажем, как можно автоматизировать работу с маркировкой.
Как производители и импортеры организуют работу с маркировкой
Что нужно для маркировки
✅ Электронный документооборот, чтобы отправлять и получать электронные УПД.
✅ Оборудование для печати этикеток и сканирования кодов маркировки.
Выбрать подходящее оборудование в каталоге и проконсультироваться →
Как маркировать товары
🏭 Производитель | 🚛 Импортер |
---|---|
|
|
📦 Как отгружать большие партии товаров. Можно объединить (агрегировать) в одну транспортную упаковку партию одинаковых товаров. Для этого создается код транспортной упаковки, для нее печатается этикетка. В «Честный знак» надо сообщить о кодах маркировки всех товаров, которые входят в упаковку.
Агрегирование ускоряет процесс сканирования — не придется «пропикивать» Data Matrix на каждом велосипеде, достаточно считать общую транспортную этикетку, в которой зашиты все коды из партии.
Как продавать
Производитель или импортер отправляет покупателю электронный УПД со всеми кодами с отгружаемых товаров. Покупатель принимает товары и подписывает УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет сведения из УПД в систему «Честный знак», и коды переходят на баланс покупателя.
Как процесс автоматизирован в Saby (СБИС)
Прямо из акта выпуска можно заказывать коды для маркировки велосипедов и рам в «Честном знаке», создавать этикетки с индивидуальным дизайном и печатать их, вводить товары в оборот.
Добавлять коды маркировки в отгрузочный УПД можно с помощью мобильного приложения Saby Docs. Оно работает на смартфонах и терминалах сбора данных. Менеджер склада сканирует Data Matrix через приложение, и все коды автоматически попадают в УПД на отгрузку. Отправить УПД покупателю можно через встроенный сервис ЭДО.
Дистрибьюторы и оптовые продавцы: особенности работы
Что нужно для маркировки
✅ Электронный документооборот, чтобы отправлять и получать электронные УПД. В Saby (СБИС) все входящие документы — бесплатно.
✅ Оборудование для сканирования кодов маркировки.
Как принимать товары
Дистрибьютор или оптовик получает от поставщика по ЭДО электронный УПД с кодами маркировки. Проверяет, нет ли расхождений, утверждает или отклоняет поступление.
Как продавать
Дистрибьютор или оптовый продавец формирует электронный УПД и указывает в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Покупатель принимает товары и подписывает УПД по ЭДО. Оператор ЭДО сам отправляет сведения из УПД в систему «Честный знак», и коды переходят на баланс покупателя.
Как процесс автоматизирован в Saby (СБИС)
Saby проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить неточности.
Как работает с маркировкой розничный магазин
✅ Электронный документооборот, чтобы получать электронные УПД. В Saby (СБИС) все входящие документы — бесплатно | Протестировать ЭДО от Saby → |
✅ Онлайн‑касса, которая добавляет коды маркировки в чек (для этого нужно обновить прошивку) | Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Специалисты Тензора настроят кассу для работы с маркировкой в любом городе страны. |
✅ Подключиться к ОФД, который передает коды из кассового чека в «Честный знак» (актуально для новых точек) | Подключить кассу к Saby OFD → |
✅ 2D‑сканер для считывания кодов | Выбрать сканер штрихкодов и проконсультироваться → |
Как принимать товары
Магазин получает от поставщика по ЭДО электронный УПД с кодами маркировки. Проверяет, нет ли расхождений, утверждает или отклоняет поступление.
Как продавать
Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу, подключенную к ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Как процесс автоматизирован в Saby (СБИС)
Сканирование маркировки не отражается на скорости розничных продаж: кассиру достаточно считать Data Matrix, а Saby сам добавит товар в чек. Данные передаются в систему маркировки автоматически.
Оборудование для маркировки и быстрой приемки
Для печати кодов и последующего нанесения на товары нужен принтер этикеток. Он может понадобиться не только производителям, но и другим участникам велорынка для маркировки остатков. При выборе принтера важно понимать, сколько этикеток в день надо печатать. Чем больше этикеток, тем мощнее должен быть принтер. На что еще обратить внимание, рассказали в статье.
Принимать товар можно при помощи смартфона, сканера штрихкодов или терминала сбора данных (ТСД). Выбор оборудования для маркировки зависит от размеров склада: от маленького помещения до оптовой базы.
2D‑сканер штрихкодов. Самый популярный вариант: бюджетный и удобный. Главный минус — отсутствие экрана: сотрудник узнаёт о проблемных кодах маркировки, только когда возвращается к компьютеру. Поэтому сканеры подходят для небольших складов, где не придется постоянно бегать к компьютеру для проверки.
Терминал сбора данных (ТСД). Самый прокачанный вариант: очень быстро сканирует товары, работает по 12 часов без подзарядки, защищен от падений. Поэтому подходит для больших складов и приемки крупных поставок, но стоимость существенно выше, чем у сканеров.
Смартфон с бесплатным приложением Saby Docs. Это терминал сбора данных на минималках. Как и у ТСД, у него есть экран, на котором сразу видны проблемные товары. Скорость приемки сопоставима со сканером: 3–5 минут на палету. Минус в том, что батарейку разряжают сторонние приложения. Поэтому вариант оптимален для небольших складов.
Штрафы за работу без маркировки
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. Нарушителей Роспотребнадзор штрафует, а нелегальную велопродукцию конфискует.
👉 Подробнее о том, за что грозят штрафы и как бизнесу работать без нарушений, рассказываем в статье. Ниже приведем основные санкции.
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
Приемка и продажа велосипедов и рам без кодов маркировки | Конфискация продукции и штраф:
| Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора |
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодами | — | Штраф до 300 000 ₽ или до 6 лет лишения свободы со штрафом |
Saby легко встроится в любой бизнес‑процесс
- Система подходит крупному производителю, торговой сети и небольшой точке
- Встроенный ЭДО, ОФД и работа с госсистемами
Частые вопросы
-
Маркируются ли велосипедные шины?
Нет, велосипедные шины, а также велосипедные камеры, покрышки и ободные ленты не подлежат маркировке.
-
Как проверить товар на обязательность маркировки?
Нужно ориентироваться на коды ТН ВЭД и ОКПД 2. Подробно рассказали о них и привели коды для велосипедов и рам в отдельном разделе.
Для любого товара обязательность маркировки можно проверить через сайт «Честного знака». По результатам проверки сервис выдаст товарную группу, к которой относится код, и другую важную информацию: когда стартует обязательная маркировка и есть ли какие‑то исключения.
Правда, коды велосипедов на момент публикации статьи в систему еще не добавили 🙁
-
Когда нужно нанести коды маркировки на импортные товары?
Нанести коды Data Matrix на товары необходимо:
- при ввозе с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — до пересечения государственной границы РФ;
- при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
-
Обязательно ли подключаться к ЭДО для работы с маркировкой?
Да, электронный документооборот необходим для передачи в систему маркировки сведений о смене собственника при приемке и продаже, а также для отправки покупателю электронных УПД.
-
Что делать с возвратами маркированных велосипедов?
Если вернули качественный товар с читаемым кодом маркировки и вы хотите снова продать его, повторно введите код в оборот чеком возврата. Если код поврежден — перемаркируйте, то есть закажите и нанесите новый код взамен испорченного.
Если вернули товар ненадлежащего качества (брак), никаких действий в системе маркировки не требуется.
-
Кто проверяет маркировку велосипедов?
За правонарушениями в сфере маркировки следит Роспотребнадзор. Для этого ведомство разработало индикаторы риска, при срабатывании которых проводит внеплановую проверку магазина или другого участника оборота. К индикаторам относятся, например, проблемные коды и жалобы покупателей.
-
Зачем маркировать велосипеды и велосипедные рамы?
🕵️ Маркировка помогает государству контролировать оборот велосипедов: выявлять недобросовестных производителей и подделки.
✅ Для этого на товар наносят уникальный код маркировки в формате Data Matrix со сведениями о товаре. По коду можно проследить движение каждого товара: кто и когда произвел конкретный велосипед, какой магазин и когда его купил, а потом продал конечному покупателю.
🤔 Если цепочка прервется, для контролирующих органов это сигнал: с товаром что‑то не так.
👀 Следит за жизненным циклом каждого товара «Честный знак»: от момента производства до финальной стадии — вывода из оборота. Для этого участники оборота при закупках используют ЭДО и обмениваются электронными документами (УПД), а розничные продажи фиксируют через чеки.
Благодаря такому контролю у контрафактной велопродукции непонятного происхождения нет шансов попасть в магазины, а потом — к покупателям.