Как проверить деловую репутацию контрагента

Наталья Васильева, консультант по налогам и взносам
консультант по налогам и взносам

Проверка деловой репутации — это одно из мероприятий проявления должной осмотрительности. И если она не проводится, налоговая может отказать в вычете по НДС и признании расходов по налогу на прибыль. В статье расскажем, как проверить деловую репутацию так, чтобы налоговая и суды ее признали.

Что относят к проверке деловой репутации:

Что налоговая и суды понимают под проверкой деловой репутации

О том, что при выборе контрагента налогоплательщик должен в числе прочего изучить его деловую репутацию, говорится в п. 15 письма ФНС РФ от 10.03.2021 № БВ‑4‑7‑3060@. Также на необходимость ее проверки часто ссылаются суды, принимая решения по делам о получении необоснованной налоговой выгоды.

Но такого понятия как деловая репутация в НК РФ нет. Мы проанализировали разъяснения ФНС и судебную практику и составили список мероприятий, которые госорганы признают как ее проверку:

✅ получение рекомендательных писем;

✅ мониторинг информации о контрагенте в СМИ;

✅ проверка сайта контрагента;

✅ поиск информации по судебным спорам.

Рассмотрим каждое подробнее.

мероприятия по проверке деловой репутации

Получение рекомендательных писем

Суды принимают благодарственные письма в качестве документального подтверждения проверки деловой репутации контрагента. Но есть нюанс: вы должны проверить, что письмо неподложное. Например, запросить подтверждение у организации, выдавшей рекомендацию.

Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что компания, от чьего имени дана рекомендация, ее на самом деле не выдавала, это может негативно сказаться на ходе дела.

⚖️ Пример из судебной практики, когда письма помогли

Что произошло: ФНС начислила строительной компании налоги, пени и штрафы на 109 млн ₽, так как посчитала некоторые сделки фиктивными.

Что решил суд: подрядчики ведут реальную деятельность, налогоплательщик проявил должную осмотрительность при их выборе, получив рекомендательные письма и отзывы от других крупных компаний. Решение налоговой в части этих сделок недействительно.

Постановление арбитражного суда Волго‑вятского округа от 15.10.2019 года по делу № А29‑10049/2018

⚖️ Пример из судебной практики, когда письма оказались фиктивными

Что произошло: ФНС начислила компании налоги, пени и штрафы на 12 млн ₽. Налоговики установили, что два ее подрядчика фактическую деятельность не ведут, поэтому посчитали сделки с этими подрядчиками фиктивными. Пытаясь доказать реальность оказанных услуг, налогоплательщик предоставил в том числе рекомендательные письма на подрядчиков. Но ФНС выяснила, что письма недостоверны: одно было подписано лицом, которое не являлось руководителем организации, а подписание второго отрицала сама организация, от имени которой оно было выдано.

Итог: поддельные рекомендательные письма сыграли против налогоплательщика, подтвердив выводы налоговиков о фиктивности сделок.

Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2020 по делу № А65‑5411/2019

Мониторинг информации о контрагенте в СМИ

С помощью публикаций в СМИ вам нужно узнать:

  • Как давно контрагент работает на рынке. И речь не про дату регистрации компании или ИП, а про то, сколько он реально работает в этом направлении.
  • Инфоповоды, в которых фигурировало имя контрагента и его первых лиц (учредителей, директора).

С одной стороны, по итогам мониторинга не должно быть публикаций, которые доказывали бы, что компания реальную деятельность не ведет, а с другой, темы публикаций должны соответствовать сфере деятельности, в которой работает ваш контрагент.

Сохраните ссылки на найденные публикации, а еще лучше распечатайте скрины с сайтов, чтобы в дальнейшем можно было предоставить их налоговикам или в суд — в качестве одного из подтверждений проявления должной осмотрительности.

Провести мониторинг можно по старинке: вбив в поисковике название контрагента и перебрав множество ссылок. А можно воспользоваться системой проверки контрагентов Saby. Программа обобщит данные из разных источников, а вам лишь останется ознакомиться с полученными результатами.

Saby соберет любые упоминания в СМИ

будьте в курсе, что о вас говорят, и быстро реагируйте на негатив или усиливайте позитивные тренды

находите новые темы, которые набирают популярность в вашей нише, и создавайте контент и PR‑кампании

экономьте время на аналитике: в Saby готовые отчеты с графикой и динамикой упоминаний

скрин раздела «Упоминания в СМИ» в Saby Profile

⚖️ Пример из судебной практики

Что произошло: строительной компании сняли расходы по некоторым подрядчикам, так как инспекция посчитала, что они не могли поставить товар и оказать услуги. Поэтому эти сделки фиктивны.

Что решил суд: решение налоговой отменить, так как все сделки экономически обоснованны, а налогоплательщик проявил должную осмотрительность и проверил ведение реальной деятельности подрядчиков в открытых источниках и СМИ.

Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2012 по делу N А40‑128151/10

Проверка сайта компании

Когда налоговая сомневается, что конкретный контрагент мог оказать услуги или поставить товар, то просит доказать обоснованность выбора такого контрагента, то есть показать, как вы вообще его нашли и почему выбрали. Поэтому обязательно изучите:

  • Есть ли у контрагента сайт. Если его нет, то у налоговиков и суда может возникнуть вопрос, а каким образом была получена информация об услугах или товарах, которые предлагает контрагент. Источниками информации могут быть рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах. Также обязательно сохраняйте всю деловую переписку с контрагентом.
  • Какие услуги и товары указаны на сайте. Если вы заключаете договор на перевозку груза, а на сайте есть информация только по оказанию строительных услуг, такая сделка может вызвать сомнения у налоговиков.

О том, что в числе прочего налогоплательщик должен изучить сайт контрагента, а точнее его наличие, говорится в письме ФНС РФ от 26.08.2011 № АС‑4‑2/13988.

⚖️ Пример из судебной практики, когда налоговая требовала доказать обоснованность выбора контрагента

Что произошло: ИФНС отказала компании в признании расходов по ряду контрагентов. С одним из них у компании был заключен договор на поставку щебня. Но у контрагента не было опыта работы, деловой репутации на рынке, необходимого персонала и оборудования. Документов, доказывающих поиск, мониторинг, отбор контрагента налогоплательщик не предоставил. Сайта, рекламных материалов у контрагента не было.

Что решил суд: выводы налоговой обоснованы, сделки формальны.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2023 N Ф06‑4976/2023 по делу N А65‑13716/2022

⚖️ Пример из судебной практики, где налоговая ссылалась на несоответствие вида деятельности контрагента фактическим услугам по договору

Что произошло: УФНС признала необоснованными налоговые вычеты грузоперевозчика по сделкам с одним контрагентом. По договору контрагент оказывал налогоплательщику услуги перевозки, тогда как основной вид его деятельности — строительство. У компании нет собственного транспорта, арендных договоров и водителей в штате.

Что решил суд: доначисление НДС и штрафы правомерны, налогоплательщик должен был проверить деловую репутацию и возможности контрагента.

Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 06.05.2025 по делу №А48‑269/2024

Изучение информации по судебным спорам

Если у контрагента есть судебные споры, которые показывают, что он не исполнял свои обязательства по договору, то он считается проблемным. И заключение договора с такой компанией налоговая может расценить как формальный документооборот.

Но инспекторы используют судебные споры как аргумент в налоговых спорах только в совокупности с другими признаками недобросовестности. Например, контрагент не имел ресурсов для исполнения обязательств или документы по сделке содержат противоречия.

⚖️ Пример из судебной практики

Что произошло: ФНС доначислила компании налоги из‑за того, что посчитала двух ее контрагентов формальными. Один из них уже не исполнял обязанности по поставке товаров и стал участником судебных разбирательств, суд проиграл и стал должен значительную сумму денег.

Что решил суд: у налогоплательщика была возможность оценить деловую репутацию контрагента, поэтому заключение договора с «проблемной» компанией было осознанным решением с целью получения налоговых вычетов.

Постановление Арбитражного суда Алтайского края от 25.09.2023 по делу А03‑2993/2023

Saby покажет всю информацию по судебным спорам: как часто судится компания, с кем и по каким вопросам. По клику на исполнительный документ можно ознакомиться с ходом судебного процесса, решением по делу или узнать номер исполнительного производства.

скрин раздела «О компании» в Saby Profile

Saby покажет наличие у контрагента судебных споров

С Saby полное досье на контрагента всегда под рукой

  • Отчет о должной осмотрительности
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Финансовое состояние
  • Данные проверок
  • Долги
скрин раздела «Надежность» в Saby Profile

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также