Учет топлива и ГСМ: как сэкономить в 2025 году

эксперт по автоматизации логистики

Избыточный расход топлива, ошибки при заполнении путевых листов, опоздания водителей — все это риски, которые критически влияют на бюджет перевозчиков и компаний со служебным транспортом. Поделимся фишками, которые снизят затраты на топливо и горюче‑смазочные материалы, а также оптимизируют работу автопарка.

Что вы узнаете

✍🏻 Что такое ГСМ

ГСМ расшифровывается как горюче‑смазочные материалы. Это понятие включает в себя нефтепродукты, которые можно разделить на три группы.

Что к ним относится, перечислили в таблице:

⛽️ Топливо
🛢️ Смазочные материалы
💦 Специальные жидкости
  • Бензин
  • Дизельное топливо
  • Сжиженный нефтяной газ
  • Сжатый и сжиженный природный газ
  • Моторные масла
  • Трансмиссионные масла
  • Специальные масла
  • Пластичные смазки
  • Тормозные
  • Охлаждающие

🙋🏻‍♂️ Кто и зачем должен вести учет ГСМ

Вести учет расхода топлива и других горюче‑смазочных материалов должны все организации и ИП, которые совершают коммерческие рейсы. Это может быть перевозка грузов, багажа или пассажиров. При этом не имеет значения, каким транспортом пользуется компания — собственным или арендованным.

Учетом ГСМ занимается бухгалтерия: она отражает движение нефтепродуктов в бухгалтерском и налоговом учете. Это нужно, чтобы отчитаться о сопутствующих расходах и признать их при расчете налогов.

Чтобы правильно отразить расход жидкостей, понадобятся чеки за бензин и путевой лист — в нем отражают показания одометра и уровень топлива. Бухгалтер сможет увидеть, какое расстояние проходит транспорт за рейс, сколько горючего расходует и по какой стоимости.

  • 🚗 Если сотрудник использует личное авто для работы, должна ли компания учитывать ГСМ?

    Нет, само топливо организация в этом случае не учитывает. Работодатель, сотрудники которого используют собственный транспорт для служебных поездок, должен возмещать им расходы на содержание авто, в том числе компенсировать ГСМ. Работник в свою очередь должен предоставлять топливные чеки только за рабочие поездки. Такую компенсацию организация отражает в бухгалтерском учете.

  • 🛍️ А если компания использует свой транспорт в личных целях?

    Если автомобиль оформлен на организацию, но его не используют для коммерческих перевозок, формировать путевой лист и фиксировать данные одометра не нужно.

    Если авто, наоборот, используют для нужд компании, но на нем иногда ездят по не связанным с работой делам, ситуация сложнее. В путевом листе нужно оформить данные только по рабочим перевозкам. Прежде чем передать машину в личное пользование, следует составить приказ об использовании служебного автомобиля в личных целях. А для показателей одометра за каждую нерабочую поездку следует составить акт приема‑передачи транспорта в свободной форме. Это нужно, чтобы обосновать разрыв в показаниях одометра. Также может понадобиться составить договор аренды.

    Кроме того, для лица, которое использовало служебную машину, такой расход топлива будет считаться доходом в натуральной форме. И с этого дохода бухгалтер должен будет удержать НДФЛ. Так как это сложный кейс, рекомендуем оставить заявку на консультацию — специалисты подготовят ответ с учетом конкретной ситуации.

💧 Нужно ли нормировать расходы на ГСМ

Закон не обязывает организации, которые используют транспорт в служебных целях, устанавливать норму расхода топлива. Отражать затраты в бухгалтерском и налоговом учете можно и по фактическим показателям.

Тем не менее организации вправе установить норму, чтобы дополнительно контролировать расходы. Это позволит понять, какой бюджет следует закладывать на покупку ГМС ежемесячно, а также отслеживать, не расходуют ли водители больше, чем требуется. Нормативный объем нужно будет закрепить в учетной политике компании.

Норматив расхода топлива устанавливается по модели, марке и модификации автомобилей, которые использует компания. Также следует учесть условия, в которых совершают перевозки, согласно классификации и назначению авто. Рекомендуемые показатели можно найти в Распоряжении Минтранса РФ.

📌 Пример с легковым авто. Представим, что ярославская компания-перевозчик «Драйв» использует для доставок легковушку Honda Civic 1.6. Ей нужно рассчитать расход бензина за март. Для расчета бухгалтер использует формулу из приложения к Распоряжению Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-Р (далее — Методические рекомендации):

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D)

И подставляет следующие значения:

Базовая норма расхода топливаHs7,7 л/100 км
Пробег за мартS95 км
Надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек (Ярославль)D15%
Зимняя надбавка (Ярославская область)D10%

Получается такой расчет: 0,01 × 7,7 × 95 х (1 + 0,01 × (15 + 10)) = 9,14375 л — норма расхода топлива перевозчика «Драйв» на легковом авто за март.

  • 🚚 Пример с грузовым авто

    Транспортная компания «Поехали» при перевозках использует грузовик ГАЗ‑2310 «Соболь». Для расчета бухгалтер использует формулу:

    Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D)

    Сперва нужно рассчитать норму расхода топлива на пробег машины в снаряженном состоянии без груза:

    Hsan = Hs + Hg × Gпр

    Бухгалтер подставит в формулу следующие значения:

    Базовая норма расхода топливаHs15,2 л
    Норма расхода бензина на доп. массу полуприцепаHg2 л
    Собственная масса полуприцепаGпр3 т

    Получится: 15,2 + 2 × 3 = 21,2 л/100 км

    Далее нужно узнать объем транспортной работы:

    W = Gгр × Sгр

    Для расчета даны показатели:

    Масса грузаGгр1,5 т
    Пробег с грузомSгр150 км

    Результат: 1,5 × 150 = 225 т.км

    Теперь бухгалтер может узнать норму ГАЗа за прошедший месяц:

    Норма расхода бензина на пробег авто в снаряженном состоянии без грузаHsan21,2 л/100 км
    Пробег за мартS400 км
    Норма расхода бензина на транспортную работуHw2 л
    Объем транспортной работыW225 т.км
    Надбавка за работу в нижнегорьеD5%

    Итоговый расчет выглядит так:

    0,01 × (21,2 × 400 + 2 × 225) × (1 + 0,01 × 5) = 93,765 л

    Получается, норма расхода топлива перевозчика «Драйв» на грузовом авто за март составляет 93,765 л.

Учет топлива в Saby: ни капли мимо бюджета

⛽️ Рассчитаем затраты на топливо по путевым листам

🧾 Заполним данные о заправке в одно сканирование чека

📈 Подготовим статистику расходов за нужный период

🕹️ Как вести учет ГСМ по путевым листам

Путевой лист — документ, который обязательно сопровождает коммерческие рейсы. По нему можно отследить всю информацию о перевозке. В путевке фиксируют в том числе и метрики, которые помогут контролировать и обосновывать затраты на ГСМ.

Так, в нем указывают:

Маршрут. В нем отражают пункты отправления и прибытия. Промежуточные точки, которые могут возникнуть во время поездки, также нужно фиксировать после или во время поездки.

Дозаправки. Если в ходе рейса водителю потребовалось заехать на АЗС, эту остановку нужно также зафиксировать в путевом листе. Время и место заправки должны соответствовать сведениям в чеке, который нужно будет приложить к путевке.

Пройденное расстояние. В путевом листе обязательно нужно указать:

  • Данные одометра до начала рейса. Их вносит сотрудник, ответственный за выпуск машины. Данные должны совпадать со значением в конце предыдущего рейса.
  • Данные одометра в конце рейса. Их вносит сотрудник, ответственный за приемку машины.

Значения топлива. Для расчета горючего, которое водитель фактически потратил за поездку, указывают:

  • Уровень топлива до того, как машина покинула парковку.
  • Остаток топлива по возвращении из рейса.
📌 Подробнее о содержании путевого листа и порядке его заполнения рассказали в другой статье.

Некоторые компании используют ГСМ для заправки спецтехники, которая не входит в категорию транспортных средств. Например, бензо‑ и электропил, газонокосилок, мотоблоков. Такой расход топлива следует фиксировать в акте о списании ГСМ, а не в путевом листе. Этот документ составляется в свободной форме. Тем не менее в него нужно включить реквизиты, обязательные для всех первичных документов, — в частности, название и дату составления документа, стороны акта, содержание сделки, события или операции.

Путевые листы прямо в телефоне

🧮 Как отражать списание ГСМ в бухгалтерском учете

Бухгалтер учитывает горюче‑смазочные материалы по их фактической стоимости. Для учета ГСМ в бухгалтерии используют счет 10 «Материалы», субсчет 10‑3 «Топливо». Поступление топлива отражают по дебету (Дт) счета, а списание — по кредиту (Кт).

Бухгалтер для списания горючего может выбрать один из вариантов:

  1. Списывать по себестоимости запасов, которые организация закупила раньше, — метод ФИФО/FIFO.
  2. Рассчитать среднюю себестоимость ГСМ и списывать по ней. Формула такая:

(Стоимость остатков + Стоимость поступления) / (Количество остатков + Количество поступления)

  • 🗂️ Какие документы понадобятся для расчета?

    ДокументЧто подтверждает
    Для обоснования расходов на ГСМ
    Путевой листФактический расход топлива
    Акт приема-передачи ГСМ / Транспортная накладнаяПокупку горючего
    Акт списанияРасходы на техобслуживание автомобилей и на спецтехнику
    Для принятия НДС к вычету
    Счет-фактураПраво на налоговый вычет

Чтобы списать топливо, бухгалтер указывает его фактически потраченное количество. А если в организации установлена норма расхода, затраты ГСМ нужно сравнить с ней:

  • Если фактический расход меньше или равен норме, его списывают и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
  • Если превышает норму, в бухучете списывают фактическое количество, чтобы зафиксировать перерасход, а в налоговом — норму.

📌 Пример бухучета бензина по фактическим расходам. Транспортная компания «Молния» закупила 150 л бензина по цене 48 ₽ за литр, в том числе НДС 8 ₽. Поступление бухгалтер оформил проводками:

Дт 10-3 Кт 606 000 ₽оприходовал поступивший бензин
Дт 19 Кт 601 200 ₽отразил НДС по поступившему бензину

На складе уже было 15 л бензина остатками, который ТК «Молния» покупала по цене 35 ₽ за литр. Для списания топлива бухгалтер рассчитал его среднюю себестоимость:

(35 ₽ × 15 л + 40 ₽ × 150 л) / (15 л + 150 л) = 6 535 ₽ / 165 л = 39,6 ₽

Утром водитель отправился в рейс. В путевом листе он отразил следующую информацию о топливе:

  • уровень топлива до выезда — 32 л;
  • уровень топлива по завершении поездки — 12 л.

Так как до начала поездки дополнительный бензин ему не требовался, а заправок в пути не было, соответствующие поля он оставил пустыми. В конце рейса заполненный путевой лист передали бухгалтеру.

За всю поездку водитель потратил 20 л бензина: 32 л - 12 л. Стоимость этого объема к списанию: 20 л × 39,6 ₽ = 792 ₽. Проводка выглядит так:

Дт 20 Кт 10-3792 ₽списал бензин

💸 Как списывать ГСМ в налоговом учете

Оформлять расходы на горюче‑смазочные материалы в налоговом учете нужно исходя из того, зачем организация использует транспортные средства:

  • 🚚 Если для грузовых и пассажирских перевозок — ГСМ учитывается в составе материальных расходов.
  • 🚗 Если для служебных поездок — ГСМ учитывается в составе прочих расходов.

Обоснованные и документально подтвержденные затраты на ГСМ можно списать из суммы расходов и уменьшить налог на прибыль.

Для налогового учета расходов на горючее понадобятся те же документы, что и для бухгалтерского.

🎮 Как оптимизировать учет и расходы на ГСМ

При работе с топливом на бумаге организации не застрахованы от ситуаций, когда работники допускают ошибки в отчетах или вовсе портят и теряют бланки путевых листов. Расходы на ГСМ могут составлять до половины всех затрат компании, а рисковать и переплачивать из‑за нарушений сотрудников не хочется.

Отслеживать реальные ситуации на дороге и получать достоверное обоснование от водителя, почему он сжег больше топлива, не так‑то просто. Например, если водитель утверждает, что по маршруту перекрыли дорогу и пришлось сделать круг, у него следует запросить служебную записку, а у местной администрации — справку, которая подтвердит эту ситуацию.

Поэтому компании, которые работают с перевозками, обращаются к современным инструментам контроля и работы с топливом.

1️⃣ Электронные путевые листы

Компании, в которых работают с путевыми листами на бумаге, бухгалтерам приходится формировать шаблон в Excel, печатать или вписывать информацию от руки. Это особенно трудозатратно, когда нужно заполнять повторяющиеся данные: например, имена водителя и механика, предыдущие показания одометра. А после рейса бухгалтеры ждут, когда водитель передаст заполненный документ. Если это был дальний рейс, ждать придется долго.

С 2023 года можно формировать электронные путевые листы (ЭПЛ). Организации, которые хотят оптимизировать работу с документами, выбирают этот вариант — и вот почему:

Готовый универсальный бланк. Операторы электронных перевозочных документов (ЭПД) предоставляют документ по утвержденному формату, который остается только заполнить. Не нужно тратить время и составлять свой шаблон, как в случае с бумажной формой. А готовые бланки из интернета не всегда включают поля, которые необходимы конкретной компании, — и придется искать заново.

Мгновенный документооборот. Участники заполняют путевой лист в специальном сервисе оператора и обмениваются им друг с другом в один клик. Понадобится только электронная подпись — какую выбрать и как получить, рассказали в статье с частыми вопросами об электронных путевых листах. Кстати, все изменения можно отслеживать не только с компьютера, но и со смартфона. Это особенно удобно для водителей, которые находятся в пути.

Помощь в расчетах. Программа сама рассчитает пройденный путь и остаток топлива. Сотрудникам нужно только ввести исходную информацию.

Низкий шанс ошибиться и получить штраф. Так, если данные о движении топлива не совпадают с учтенными и в результате компания платит меньше налогов, штраф составит 40% от суммы неуплаты. Программа подскажет, какой остаток был введен в конце предыдущего рейса, и автоматически перенесет данные из прошлого путевого листа.

Так выглядит заполненный путевой лист в Saby

2️⃣ Датчики ГЛОНАСС/GPS

Проверить, рационально ли водители расходуют топливо, можно с помощью Глобальная навигационная спутниковая системаГЛОНАСС

или GPS‑мониторинга. Это спутниковая система, которая позволяет отслеживать следующие параметры:

Местоположение водителей. Удобно проверять, есть ли отклонения от маршрута, и отслеживать продолжительность остановок и простоев.

Расход ГМС. Датчик показывает уровень топлива и заправки. А еще можно узнать, сливает ли водитель бензин. Например, если фактический расход горючего систематически превышает норму.

Эти данные доступны с любого устройства, при этом контролировать можно как транспорт из собственного автопарка, так и арендованный. Выявить водителей, которые нецелесообразно расходуют топливо или используют его в личных целях, можно в режиме реального времени.

  • 📍 Что еще можно контролировать через эти датчики

    Скорость передвижения. Можно выявить, кто из водителей нарушает ПДД, и применить санкции. Это поможет сократить расходы на оплату штрафов.

    Погрузка и выгрузка. В функционал устройства может входить видеонаблюдение — это дает возможность проверить не только факт приемки и выдачи, но и состояние груза на всех этапах.

3️⃣ Топливные карты

Топливная карта — аналогичный наличным деньгам способ оплаты топлива на заправках. По своему назначению и внешнему виду она напоминает обычную банковскую карту. Есть два типа топливных карт:

  • 💦 Литровые — компания устанавливает объем и вид топлива, при этом фактическая цена ГСМ на момент заправки значения не имеет.
  • 💰 Рублевые — компания вносит на баланс карты определенную сумму, которую водитель может тратить не только на топливо, но и на любые товары на заправке.

В чем преимущества топливных карт перед наличными:

Полный контроль финансов. Водитель не сможет потратить больше средств, чем есть на карте. А литровый счет вовсе невозможно обналичить.

Прозрачность операций. Всю информацию о списаниях компания получит в электронном виде.

Упрощенный бухучет. Отчет о покупке топлива попадает в личный кабинет оператора ЭПД — бухгалтеру нужно только проверить правильность реквизитов, сравнить фактическое поступление топлива с данными из отчета и оприходовать документ.

👌🏻 В Saby можно автоматически создать проводки и рассчитать НДС.

Учитывать затраты по топливным картам просто:

  1. Водитель оплачивает ГМС. В путевом листе он делает отметку о заправке, заполняет необходимые сведения о ней и прикрепляет фото чека с АЗС — в Saby это можно сделать прямо в мобильном приложении. Система сама заполнит нужные данные.

  2. Бухгалтер получает эту информацию вместе с путевым листом в конце рейса. А в конце месяца поставщик топлива пришлет счет‑фактуру, по которому нужно оформить поступление топлива.

4️⃣ Система управления транспортом

В стандартном варианте организовать работу со всеми подключенными функциями кажется сложной задачей: вести путевые листы нужно в одной программе, контролировать дозаправки — в другой, а организовать коммуникацию между диспетчерами и водителями — и вовсе в третьей. В таком хаосе может сложиться впечатление, что электронные методы контроля не помогают, а только добавляют лишнюю работу. Но это не так.

Для решения этой проблемы операторы ЭДО предлагают единую систему управления транспортом — Transportation Management SystemTMS
. Это рабочее пространство объединяет в себе все ключевые функции, чтобы контролировать расходы ГСМ. Так, в Saby TMS реализованы:

🔥 Путевые листы. Для работы нужны только телефон/компьютер и электронная подпись, весь документооборот проходит дистанционно, а актуальная информация появляется мгновенно.

🔥 Запасы топлива на складе. Поступления сразу попадают в учетную систему.

🔥 Расход топлива в пути. Легко узнать, сколько было дозаправок и сливает ли кто‑то ГСМ не для рабочих нужд.

🔥 Контроль и анализ расходов. Можно заполнить информацию о заправках за наличные и по топливной карте, анализировать расход топлива со склада организации, прикладывать фото чеков.

🔥 Трекинг через GPS и карты. Отследить в реальном времени, придерживаются ли водители маршрута и заглушают ли двигатель при остановках? Легко!

Эти и другие показатели удобно отслеживать в едином окне Saby

Доступ в TMS можно настроить всем ответственным сотрудникам: логистам, диспетчерам, водителям и бухгалтерам.

📌 О других функциях системы рассказали в обзорной статье.

Переводим перевозки на новый уровень

Видеоматериалы по теме

Смотрите также