Мораторий на 44‑ФЗ в 2023 году

редактор, эксперт по торгам и закупкам

9 мая 2023 года вступил в силу 154‑ФЗ о масштабных изменениях закона о госзакупках. Власти упростили и ускорили закупки по 44‑ФЗ, а еще — продлили антикризисные меры. Рассказываем, что именно изменилось в госзакупках и как нововведения повлияют на работу поставщиков и госзаказчиков.

Что изменилось в 44‑ФЗ

Увеличили НМЦК и лимит запроса котировок

Начальную цену (НМЦК) запроса котировок увеличили с 3 до 10 млн ₽ (154‑ФЗ от 28.04.2023). Требования к лимиту таких заказов убрали до конца 2026 года (ч. 75 ст. 112 44‑ФЗ). Далее заработает обычный порядок: запрос котировок можно будет применять при годовом объеме таких заказов не больше 20% от общего объема закупок или не больше 100 млн ₽ при общем объеме заказов до 500 млн ₽.

Закон о моратории на закупки 44‑ФЗ существенно упрощает работу госзаказчиков и поставщиков. Запрос котировок — более быстрый способ закупки, чем аукцион или конкурс. Заказчики получат быстрее нужный товар, а поставщики — деньги. Также запрос котировок — отличная возможность для новичков выйти на рынок госзаказа. В таких заказах меньше требований к участникам, чем в конкурсах.

Минус такого способа больше касается заказчиков: участники не видят предложений друг друга и снижаются не так активно, как в аукционе. Перед выбором способа закупки рекомендуем определиться, что для заказчика в приоритете — экономия бюджетных средств или скорость получения товара.

Напоминаем: до конца 2023 года научным организациям и государственным вузам разрешено проводить запрос котировок без ограничения по НМЦК и годовому объему закупок. Список товаров, для которых действует правило, можно посмотреть в Распоряжении Правительства от 26.05.2022 № 1316‑р.

Увеличили НМЦК и установили лимит закупок «с полки»

Допустимую НМЦК закупок у ед. поставщика по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ увеличили с 3 до 5 млн ₽. Также власти установили требования к лимиту закупок «с полки» — 100 млн ₽ в год. С лимитами малых закупок, в том числе по п. 4–5 ч. 1 ст. 93 44‑ФЗ, эта цифра не связана.

Процедура закупки у ед. источника по ч. 12 ст. 93 44‑ФЗ от размещения заказа в системе до поставки может занять пару дней. Увеличение ценового порога и лимита таких закупок поможет заказчикам получать больше товаров в сжатые сроки. Для поставщиков это нововведение тоже положительное — больше шансов получить быстрые деньги. Однако такие заказы не размещаются в ЕИС. Их нужно собирать по разным электронным площадкам. Упростят задачу сервисы по поиску закупок.

Поиск тендеров по государственным и коммерческим электронным площадкам

Изменили правила расчета НМЦК

Поправки в закон упростили порядок подготовки НМЦК по правилам ст. 22 44‑ФЗ. Теперь строго следовать методике из Приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 необязательно. Заказчикам дали право выбора использовать методику из приказа при расчете НМЦК или нет.

Нововведение по 154‑ФЗ решает проблему с однородностью товаров при мониторинге цен. При небольшом выборе на рынке заказчик сможет самостоятельно решить, стоимость каких товаров учитывать при анализе рынка. Сложностей при применении новой методики не предвидится. Многие заказчики и так пользовались не только приказом Минэкономразвития, но и региональными правилами.

Добавили новые основания для закупок по товарному знаку

Власти разрешили покупать медизделия и лечебное питание по товарному знаку (п. 1 ч. 1 ст. 33 44‑ФЗ). Обоснованием необходимости закупки послужит решение врачебной комиссии. Точный перечень продукции дополнительно установит правительство.

Теперь поставщику не удастся предложить заказчику более дешевый аналог медизделия или лечебного питания, если заказчик сослался в описании товара на конкретный товарный знак. Придется поставлять именно ту продукцию, что запросил заказчик. Круг потенциальных поставщиков может сузиться — участвовать в тендере смогут только те фирмы, у которых есть товар с определенным товарным знаком.

Продлили возможность размещения строительных заказов под ключ и поменяли правила авансирования

Строительные закупки под ключ — это заказы, в которые одновременно включены проектные работы, строительство и закупка оборудования (ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ). Изначально заказчики вынуждены были для проведения ремонта проводить несколько закупок: на создание проекта, сам ремонт и иногда — на покупку оборудования. С контрактами под ключ эта необходимость отпала.

Федеральный закон 154‑ФЗ продлил срок проведения таких закупок до 1 января 2025 года, что сэкономит заказчикам время и деньги, а стройкомпаниям позволит получать более крупные заказы.

Также изменены правила авансирования стройконтрактов под ключ (ч. 61.1 ст. 112 44‑ФЗ). Ранее авансы по каждому этапу строительных работ начислялись одинаково. Пример: если госучреждение установило аванс 30%, подрядчик получал за каждый этап предоплату в 30% от стоимости работ. По новым правилам заказчикам разрешено устанавливать для каждого этапа стройконтракта свой аванс.

Какие нюансы авансирования сройконтрактов под ключ предусмотрены новыми правилами:

  • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания может быть равен нулю.
  • Аванс за проектные работы и инженерные изыскания, поставку оборудования для работы на объекте может быть меньше, чем за строительство, реконструкцию и капремонт.

Возможность снижать размер предоплаты по 154‑ФЗ по отдельным этапам снижает риски для заказчика. Например, не получить результат работ после предоплаты. Если заказчики начнут активно использовать новые возможности, подрядчикам станет сложнее исполнять подобные контракты — начальные этапы работ потребуют собственных ресурсов.

Изменили правила подписания контракта со следующим участником

Власти ввели мораторий на заключение контракта по 44‑ФЗ и разрешили заказчикам заключать контракты со следующим участником тендера, даже если победителя торгов не внесли в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Обязательное условие: победитель тендера расторг сделку из‑за форс‑мажора (ч. 17.1 ст. 95 44‑ФЗ).

Раньше заказчики могли подписать соглашение со следующим участником, только если победитель торгов внесен в РНП. Теперь работать проще: заказчики смогут заключать контакты со вторыми участниками, а те — поставлять товар без победы в тендере.

Сократили сроки согласования контракта с ед. источником

Госзаказчики обязаны согласовать заключение контракта с единственным участником конкурса или аукциона, если НМЦК тендера выше той, что установлена правительством (п. 4 ч. 5 ст. 93 44‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 961). Теперь срок согласования сокращен с 10 до 8 рабочих дней (ч. 8 ст. 93 44‑ФЗ). Нововведения позволяют ускорить процесс закупки: заказчики получат быстрее товар, а поставщики — оплату по контракту.

Поиск тендеров и закупок по всем площадкам России

Таблица — шпаргалка по изменениям 44‑ФЗ

Что изменилосьСсылка на статью 44‑ФЗ
Запрос котировок
Увеличили допустимую НМЦК запроса котировок до 10 млн ₽П. 1 ч. 10 ст. 24
Приостановили требования к лимиту таких заказов до 31.12.2026Ч. 75 ст. 112
Закупки «с полки»
Увеличили допустимую НМЦК закупок у ед. поставщика по до 5 млн ₽Ч. 12 ст. 93
Установили требования к лимиту закупок «с полки» — 100 млн ₽ в годЧ. 12 ст. 93
Правила расчета НМЦК
Разрешили не применять методику Минэкономразвития по расчету НМЦКП. 17 ст. 22
Закупки по товарному знаку
Разрешили покупать медизделия и лечебное питание со ссылкой на товарный знакП. 1 ч. 1 ст. 33
Стройконтракты под ключ
Продлили срок проведения закупок на стройку под ключ до 01.01.2025Ч. 56 ст. 112
Изменили правила авансирования стройконтрактов под ключ

Ч. 61.1 ст. 112,

Ч. 63.1 ст. 112

Подписание контракта со следующим участником
Разрешили заказчикам заключать контракты со следующим участником тендера, даже если победителя торгов не внесли в РНПЧ. 17.1 ст. 95
Согласование контракта с ед. источником
Сократили срок согласования заключения контракта с единственным участником конкурса или аукциона с ФАС до 8 рабочих днейЧ. 8 ст. 93

Видеоматериалы по теме

Смотрите также