Вынужденный простой в работе компании и ИП

эксперт по бухучету, налогам и кадрам

В форс‑мажорных ситуациях работодатель вправе временно приостановить работу — объявить простой. Такой период не оплачивается или оплачивается ниже, чем обычная работа. Поэтому к этому кадровому событию может быть повышенный интерес у контролеров. Более того, о режиме простоя нужно отчитаться в службу занятости. Расскажем, как оформить и оплатить простой, а также — какие есть альтернативные варианты.

Что вы узнаете

Что такое простой

Простой — это всегда вынужденная временная приостановка работы. Бывает по вине работника, работодателя или по независящим от сторон причинам.

Вид простояВозможные причины, пример
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателя

Отключение электричества или отопления в районе

Чрезвычайные природные бедствия (сильный ливень, оползни, лесные пожары, наводнение, землетрясение)

Пандемия COVID-19

Бездействие работника по вине другого сотрудника

По вине работодателя

Отзыв лицензии на деятельность из-за нарушений в бизнесе

Несвоевременные поставки от контрагентов по причине несвоевременной оплаты

Неисправность рабочего оборудования при отсутствии вины сотрудника

По вине работника

Поломка оборудования из-за халатного обращения или в результате неправильной эксплуатации

Опоздание, несвоевременное прохождение медосмотра без уважительных причин

Как оформить простой

Издайте приказ о введении простоя

Ознакомьте с приказом о простое работников, на которых распространяется введенный режим, под подпись.

В приказе фиксируются:

  • Причина простоя. Если таковой состоялся по вине сотрудника, тот должен устно или письменно (в докладной записке) уведомить об этом руководство (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). Целесообразно указать в приказе, как сотрудник проинформировал работодателя о начале простоя.
  • Дата начала простоя.
  • Дата окончания простоя — по возможности. Если точная дата неизвестна, укажите, до какого события вводите режим простоя. Например, до включения отопления. Или до окончания пандемии. Пропишите, что точная дата выхода из простоя будет установлена отдельным приказом, о чем работники будут оповещены дополнительно.
  • Список работников, работа которых временно приостанавливается (структурного подразделения или всей компании).
  • Размер оплаты труда на время простоя. Либо составьте отдельный приказ об оплате.
  • Информация о том, где должны находиться работники во время простоя: на рабочих местах или дома.
Работник не может отказаться от нахождения на рабочем месте в период простоя, так как это время считается рабочим. Если простой продлится несколько дней или месяцев, работодатель вправе разрешить сотрудникам остаться дома. Таким способом работодатель сэкономит, например, на электроэнергии (письмо Минздравсоцразвития от 02.02.2009 № 22‑2‑2004).
Приказ о простое. Образец

Пример приказа о вынужденном простое

Сообщите о простое в службу занятости

Работодатели должны оповестить службу (центр) занятости населения (ЦЗН) о введении режима простоя. Для этого подайте сведения о мероприятии:

  • На портале «Работа России» (trudvsem.ru). Как это сделать — смотрите инструкцию на портале.

ИЛИ

  • Лично либо по почте. Способ недоступен, если среднесписочная численность свыше 25 человек (п. 5 Правил из постановления Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576).

Срок размещения (предоставления) информации в ЦЗН — 3 рабочих дня после издания приказа об объявлении простоя (п. 3 ч. 1 и ч. 5 ст. 53 Закона о занятости от 12.12.2023 № 565‑ФЗ).

Отчитываться в ЦЗН о простое должны как индивидуальные предприниматели (ИП), так и организации.

Исходя из структуры предоставляемых сведений и буквального прочтения Закона о занятости от 12.12.2023 № 565‑ФЗ следует, что отчитываться нужно, даже если в простой вы отправляете одного работника или группу работников. Приостановка всего производства — однозначно повод подать подобный отчет. До 2024 года, по старому Закону о занятости населения в РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 (п. 2 ст. 25), службу занятости уведомляли, только если простой предполагал полную приостановку производства. Рекомендуем уточнить в местном ЦЗН необходимость уведомлять службу при «индивидуальных» простоях.

Если меняется дата начала или окончания простоя либо численность работников, находящихся в простое, скорректируйте предоставленные сведения. То есть подайте новые.

До 1 сентября 2024 года форма сведений была приведена в Приложении № 3 к приказу Минтруда от 26.01.2022 № 24. С 1 сентября 2024 используется форма № 3 из приказа Минтруда от 16.04.2024 № 195н. На портале «Работа России» для заполнения предлагается отчет по указанной форме.

Заполните корректно табель

Типовые коды для заполнения табеля при простое привели в таблице. Если компания (ИП) использует свою форму табеля или собственные коды, отразите тот код, который предусмотрен для конкретного вида простоя.

Вид простояКаким кодом отметить в табеле учета рабочего времени
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателя«НП» или «32»
По вине работодателя«РП» или «31»
По вине работника«ВП» или «33»

Как оплатить простой

Оплата времени простоя регулируется ст. 157 ТК РФ. В таблице собрали действующие нормы. По желанию работодатель может утвердить в локальных документах повышенный размер оплаты. Например, в размере 100% оклада (среднего заработка).

Вид простояСколько платить
По причинам, которые не зависят от сотрудника и работодателяНе менее ⅔ оклада или тарифной ставки
По вине работодателяНе менее ⅔ среднего заработка
По вине работникаНе оплачивается

Сотрудника компании отправили в вынужденный простой на 5 рабочих дней в июне и на столько же дней — в июле 2024 года. Оклад сотрудника — 50 000 ₽. Оплата за вынужденный простой — ⅔ оклада. Итого работодатель должен заплатить сотруднику за вынужденный простой минимум:

в июне — 8 771,93 ₽ (50 000 х ⅔ / 19 раб. дн. х 5 дн.);

в июле — 7 246,38 ₽ (50 000 х ⅔ / 23 раб. дн. х 5 дн.).

Чтобы не погружаться в формулы, доверьте расчет оплаты труда современной программе. Saby (СБИС) автоматически определит сумму выплаты по меткам табеля и отразит информацию в расчетном листке.

Ввести расчеты с сотрудниками в Saby (СБИС)

Узнать больше

Как выйти из простоя

Завершение простоя оформляется в зависимости от того, как вы оформили приказ о его начале. Возможных вариантов — два.

Вариант 1. Дату окончания вы указали в приказе об объявлении простоя. В таком случае уведомите работников о выходе из простоя. Дополнительно не требуется издавать приказ об окончании (отмене) простоя.

Вариант 2. Дату окончания изначально не предусмотрели. Значит, при фактической отмене простоя издайте приказ о его окончании. Заблаговременно уведомите сотрудников о выходе на работу, ознакомьте их с приказом под подпись. Снова проинформируйте службу занятости — на этот раз об отмене решения о простое. Срок — 3 рабочих дня со дня издания приказа об отмене простоя. Как взаимодействовать с ЦЗН и по какой форме подавать данные, рассказали выше.

В приказе пропишите следующие пункты:

  • С какого числа отменяется простой (дата выхода на работу).
  • Список сотрудников, на которых распространяется приказ.
  • ФИО работника, ответственного за оповещение сотрудников, которые должны выйти из простоя.
Приказ об отмене простоя. Образец

Пример приказа о выходе из простоя

Ответственность за ошибки при объявлении простоя

В таблице ниже привели возможные санкции за неправильно оформленный простой.

НарушениеРазмер штрафа, ₽Основание
Неоповещение о простое или оповещение с опозданием службы занятости
  • От 300 до 500 — для ИП и должностных лиц;
  • От 1500 до 2500 — для малых компаний, включая микропредприятия;
  • От 3000 до 5000 — для остальных юрлиц

Ст. 19.7 и ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ

Оплата простоя в меньшем размере, чем предусмотрено законом
  • От 1000 до 5000 — для ИП и малых компаний, включая микропредприятия;
  • От 10 000 до 20 000 — для должностных лиц;
  • От 30 000 до 50 000 — для остальных юрлиц
Ч. 6 ст. 5.27 и ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ

Чем заменить режим простоя

В большинстве случаев время простоя, согласно закону, оплачивается. И этот порядок для компании (ИП) невыгоден: оплата сотруднику — полагается, а работа — не делается.

Если обстоятельства позволяют, можно рассмотреть законные альтернативы режиму простоя. Рассмотрим возможные варианты.

Оформить удаленку. Условие — трудовую функцию можно выполнять из дома. Для этого подпишите дополнительное соглашение с сотрудником. Если вынужденный простой связан с эпидемией, наводнением, пожаром или аварийной ситуацией, которая опасна для жизни и здоровья работников, согласия сотрудников на такой перевод не нужно. Например, большинство работодателей перевели сотрудников на удаленку во время пандемии COVID‑19. Если угрозы жизни и здоровью нет, получите согласие на временный перевод на удаленку. Как оформить перевод сотрудника на удаленную работу, читайте в другой статье.

Отправить работника в ежегодный отпуск. Условие — период отпуска совпадает с вынужденным простоем. График отпусков обязателен как для работников, так и для работодателя. Если по графику отпуск у сотрудника позже, работодатель не может в одностороннем порядке перенести даты ежегодного отпуска на более ранние. Про график отпусков рассказывали тут.

Заставлять персонал идти в отпуск за свой счет нельзя — это грубое нарушение трудового законодательства. Сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию или в суд для восстановления своих прав. В этом случае работодателю придется выплатить работнику зарплату за весь период отпуска за свой счет, с начислением процентов за задержку выплаты (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2022 по делу № 88‑12847/2022, ст. 236 ТК РФ). Отпуск за свой счет оформляется только по желанию сотрудника, на основании его письменного заявления, с разрешения работодателя (ст. 128 ТК РФ).

Экономьте время на оформлении бумаг. Попробуйте кадровый ЭДО

Знакомьте работников с приказами, ЛНА, доп. соглашениями за пару кликов. За 30 минут покажем, как оформить простой или отправить на удаленку, если компания (ИП) применяет кадровый электронный документооборот

Видеоматериалы по теме

Смотрите также