Планируем отпуск кадровика: какие задачи временно передать коллегам

20+ лет в HR-консалтинге, помогает HR и работодателям в управлении персоналом

Специалисту отдела кадров лучше заранее начать подготовку своего отпуска, чтобы успеть составить два списка дел. Один вы закроете самостоятельно, а второй — передадите коллегам и расскажете, как действовать в ситуациях, когда нельзя ждать вашего выхода на работу. Ранее мы рассказывали, как HR подготовиться к уходу в отпуск. А в этой статье вместе с Ольгой Чумакиной, HR‑директором и партнером консалтинговой компании CordisON, собрали чек‑лист, который поможет специалисту отдела кадров подготовиться к отпуску, чтобы без вас все работало как часы.

Какие задачи кадровик может закрыть самостоятельно

Заявления на отпуск и командировки

За месяц до своего отсутствия попросите коллег заранее определиться с планируемыми на период вашего отдыха отпусками (написать заявления) и командировками, чтобы оформить все необходимые документы самостоятельно.

Не забудьте сами подписать заявление и приказ об отпуске у руководителя.

Испытательный срок новых сотрудников. Заранее поговорите с руководителями отделов и выясните, кто из кандидатов точно не пройдет испытание. После этого проведите необходимую процедуру:

  1. Составьте проект заключения о результатах срока испытания и уведомления с причиной и датой увольнения, эту задачу лучше никому не делегировать, т.к. она требует квалификации в области трудового права.
  2. Сделайте памятку замещающему вас работнику с дальнейшими шагами:

    • вручить сотруднику уведомление и ознакомить с заключением не позднее чем за 3 дня до увольнения и издать приказ об увольнении;
    • сделать запись в трудовой книжке (если ведется);
    • подписать приказы у работника, выдать трудовую книжку (если ведется) и соответствующие справки в день увольнения.

Необходимо также разъяснить руководителям новичков, что процедура должна быть выполнена грамотно, чтобы не было рисков судов и восстановления сотрудника на работе, поэтому решение лучше принять оперативно.

Назначьте замещающее лицо. На время отпуска подпишите соглашение и издайте приказ на сотрудника по ст. 60.2 ТК РФ о совмещении вашей должности в период временного отсутствия работника, т.е. вас. То есть подготовьте проект приказа и подпишите его у единоличного исполнительного органа вашей организации или индивидуального предпринимателя, если работодатель — ИП. Не забудьте, что документ должен содержать срок (такое поручение может быть только временным) и размер оплаты за совмещение. Если вы используете только приказ, подпись совмещающего работника должна содержать не только информацию об ознакомлении, но и однозначное согласие с порученным совмещением, иначе приказ будет неприменим.

Попробуйте кадровый электронный документооборот от Saby

  • подписывайте кадровые документы онлайн
  • готовая интеграция с 1С
  • внедрение от 2 дней
Узнать больше

Каким процедурам необходимо обучить замещающее лицо

Если вы работаете в небольшой компании и второго сотрудника, отвечающего за кадровое делопроизводство, нет, то временно передайте свои обязанности, например работникам бухгалтерии. Они знакомы с интерфейсом программного обеспечения, у них есть доступ к персональным данным в том же объеме, что и у вас, они знают основы трудового права. Процедуры, связанные с проведением дисциплинарных расследований, передайте юристу или подготовьте решение по привлечению консультанта для таких ситуаций.

Делегируйте кадровые задачи в Saby за пару кликов

Увольнения и отпуска без стандартного уведомления. Подготовьте памятку для коллеги, как оформлять документы в рисковых ситуациях. Включите в нее:

  • все случаи, когда работники могут внезапно уходить в отпуск и уволиться без стандартного уведомления за 14 календарных дней: муж в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам; женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком; работники в возрасте до 18 лет; родитель, воспитывающий ребенка — инвалида в возрасте до 18 лет; работники, имеющие 3 и более детей в возрасте до 18 лет; доноры крови; совместители и др.;
  • пример заявления от сотрудника;
  • инструкцию по оформлению документов для увольнения и отпуска с конкретными шаблонами.

А также расскажите, что делать, если сотрудник срочно потребует дни для прохождения диспансеризации или принесет заявление на оплату больничного. Сотрудников с заявлениями на приостановление работы в случае невыплаты заработной платы лучше переадресовывать юристу.

Прием новых сотрудников. Обратите внимание коллег, что без вас они с большой вероятностью совершат ошибку при оформлении приема нового сотрудника. Поэтому в идеальной вселенной прием должны оформлять вы.

В любом случае подготовьте минимальный набор документов, который должен быть подписан. Расскажите замещающему лицу, где находятся:

  • локально-нормативные акты, с которыми работник должен быть ознакомлен до подписания трудового договора;
  • инструкции по охране труда и кто должен провести вводный инструктаж;
  • согласия на обработку персональных данных;
  • типовые формы трудового договора;
  • листы ознакомления с документами.

Не забудьте также рассказать, как подавать заявки на пропуска для новых работников на территорию работодателя, прикреплять к другим сервисам, за которые ответственны вы. Как организовывать рабочее место и подключение к информационным ресурсам и доменной сети.

В Saby вы оформите нового сотрудника дистанционно всего за несколько минут

  • ИИ распознает необходимые для приема документы и автоматически загрузит все данные в систему
  • система проверит кандидатов по базам
  • пакет документов для подписания сформируется автоматически

Запросы документов сотрудниками. Расскажите коллеге, что он должен подготовить документы в течение 3 рабочих дней с даты запроса, согласно ст. 62 ТК РФ.

В случае неполучения ответа на запрос в установленный срок сотрудник может подать жалобу в трудовую инспекцию.

Создавайте справки для сотрудников в Saby в один лик

Трудовые книжки. Подготовьте приказ о временном назначении лица, которое будет ответственно за хранение, ведение и учет трудовых книжек и вкладышей к ним. Эту процедуру оформите актом приема‑передачи, где пропишите:

  • приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • весь перечень трудовых книжек, которые хранятся в сейфе, включая бланки;
  • наличие заявлений о выдаче работникам временно трудовых книжек (кто может вернуть в период вашего отсутствия);
  • передачу ключей и/или кода от сейфа.

Дисциплинарные взыскания. Напишите памятку, какие процессы и в какие сроки необходимо провести в случае нарушения сотрудником трудовых обязанностей. Не забудьте предупредить коллегу, что необходимо ждать объяснения 2 рабочих дня, не включая день запроса. Даже если работник говорит, что не будет их предоставлять. И только на следующий после истечения срока день можно принимать решение о применении дисциплинарного взыскания, оценив все обстоятельства, включая тяжесть проступка.

Также предупредите коллег, что применить дисциплинарное взыскание можно только в течение 1 месяца (в общем случае) после дисциплинарного проступка или когда о нем стало или должно было стать известно. Если меры необходимо принять в ваше отсутствие, а квалификация у заменяющих отсутствует, рекомендуем обращаться к юристу или внешнему консультанту по трудовому праву.

Также подготовьте стандартные запросы письменных объяснений в случае:

  • Отсутствия сотрудников на рабочем месте (не забудьте указать коллегам, что нельзя до получения объяснений оценивать проступок, например, написать в запросе «Предоставьте письменные объяснения по факту вашего прогула такого‑то числа». Прогул это или нет, можно будет установить только после дисциплинарного расследования. Поэтому запрашиваем о причинах отсутствия на рабочем месте с такого‑то времени такого‑то числа по такое‑то время такого‑то числа).
  • Пропажи материальных ценностей.
  • Невыполнения поставленной задачи в информационной системе в срок.
  • Других типовых отклонений для вашей компании.

Кадровый электронный документооборот. Замещающий сотрудник должен иметь право доступа к персональным данным и системе. Ему необходимо проверять входящую корреспонденцию в системе электронного документооборота не менее 2 раз в день. Если сотрудник подал электронное заявление на отпуск, увольнение или иной документ, то считается, что работодатель его получил на следующий рабочий день, даже несмотря на то, что вы не открыли письмо.

В Saby все кадровые документы как на ладони

Чек-лист: как правильно уйти в отпуск специалисту отдела кадров (рекомендации)

  • Предупредить за 1 месяц коллег о своем отсутствии, чтобы своевременно собрать заявления на отпуск и командировки, подготовить приказы
  • Оформить документы по кандидатам, которые не прошли испытательный срок
  • Издать приказ о назначении работника, исполняющего ваши обязанности в период отсутствия (ст. 60.2 ТК РФ)
  • Подготовить памятку, как действовать в случае незапланированного увольнения и отпуска сотрудников, которые имеют право уходить в любое время
  • Подготовить список и шаблоны документов, которые необходимо оформить и подписать при приеме на работу
  • Рассказать коллегам о сроках подготовки документов по запросу сотрудника (ст. 62 ТК РФ)
  • Издать приказ об ответственном за хранение, ведение и учет трудовых книжек на период вашего отсутствия
  • Составить акт приема — передачи трудовых книжек и вкладышей к ним
  • Написать памятку применения и оформления дисциплинарного взыскания в случае нарушения сотрудником его трудовых обязанностей
  • Показать замещающему лицу, как работать с электронным документооборотом

Видеоматериалы по теме

Смотрите также