Особенности найма C‑level

Екатерина Загуменнова, Руководитель направления подбора C‐level «Авито» P&T и исследовательского центра, основатель СРО и СТО клуба «Авито». 10+ лет опыта в HR и консалтинге, 500+ карьерных консультаций, тренер, модератор peer‐to‐peer

Руководитель направления подбора C‑level «Авито» P&T и исследовательского центра, основатель СРО и СТО клуба «Авито». 10+ лет опыта в HR и консалтинге, 500+ карьерных консультаций, тренер, модератор peer‑to‑peer

Термин C-level используют для обозначения позиций высшего звена в компаниях: руководителей подразделений или функций. Подбор первых лиц компании требует от рекрутеров не только профессионализма, но и особого подхода.

Шесть способов найти кандидатов на позиции C‑level

Потенциальные кандидаты обычно довольно публичные люди. Некоторые из них активны в соцсетях, большинство посещает профессиональные мероприятия. Их можно найти на сайтах компаний, в тематических каналах в Telegram, через личные рекомендации. Используем эти знания для сбора первоначального списка кандидатов.

  1. Смотрим на сайтах компаний. По умолчанию подразумеваем, что в каждой организации из списка компаний‑доноров есть сотрудник на интересующую позицию. Дальше убираем из него те компании, из которых не готовы нанимать топ‑менеджмент ни при каких условиях. Это могут быть как конкуренты, так организации с плохой репутацией.
  2. Собираем рекомендации. Они могут исходить как от сотрудников внутри компании, так и от других кандидатов на роль, с которыми уже удалось пообщаться, но точно стало понятно, что вакансия им не подходит.
  3. Используем карьерные сайты и публикуем вакансию у себя, если это не является закрытой информацией. Топ‑менеджеры тоже могут зайти на сайты вакансий или карьерную страницу компании, чьи продукты им нравятся. Но поскольку обычно хорошие кандидаты на позиции уровня C‑level активно не ищут работу, то рассчитывать только на этот источник не стоит.
  4. Исследуем платформы LinkedIn, Djinni и тематические каналы в Telegram. Обычно среди пользователей уровня C‑level меньше активных блогеров, чем среди новичков и кандидатов среднего уровня. Однако имеет смысл изучить профили, чтобы расширить первоначальный список.
  5. Изучаем тематические мероприятия — конференции, форумы, тренинги, — где нужные нам кандидаты могут быть представлены как участники или спикеры.
  6. Просматриваем готовые базы данных. Их часто собирают внутри компании в фоновом режиме. Если внутренних ресурсов и компетенций для поиска не хватает, за помощью в подборе кандидатов можно обратиться в рекрутинговое агентство.

Организуйте процесс подбора любых специалистов с помощью Saby

  • Публикация вакансии и сбор откликов с популярных работных сайтов
  • Глубокая аналитика воронки подбора
  • Видеособеседования без регистрации и смс

Особенности подбора С‑level

Рынок кандидатов уровня C‑level уже, чем на остальные вакансии. Если на позиции senior или middle воронка на входе может исчисляться несколькими тысячами кандидатов, то на С‑level — это 150, а иногда и всего 30–40 человек. Большая часть хороших специалистов обычно известна в среде рекрутеров. К тому же почти никто из потенциальных кандидатов не находится в активном поиске работы. Как правило, они уже работают на руководящих должностях в крупных компаниях. Чтобы переманить такого человека, коммуникация должна быть максимально выверена. Вот несколько основных моментов, характерных для executive search:

  1. Фокус на стратегии в брифе к заказчику

    При найме на позиции C‑level больше внимания уделяется стратегическим аспектам, чем когда речь идет про senior‑уровень. Нужно быть готовым рассказать кандидату про то, куда движется компания в перспективе 3–5 лет: планируются ли слияния и поглощения, на каких технологиях и продуктах будут фокусироваться усилия; что с конъюнктурой рынка и как это может повлиять на бизнес.

    Отдельно нужно остановиться на том, какая роль в этой возможной трансформации будет у топ‑менеджера, с кем ему придется работать, есть ли какие‑то особенности в команде. Поскольку глубоких вопросов от кандидатов будет много, то бриф к заказчику в компании должен быть подробнее, чем в случае с наймом на senior‑позиции.

  2. Кандидата сложнее заинтересовать

    У него большой опыт, масса достижений и часто есть потребность — не просто работать за более высокий гонорар, но и делать то, что драйвит. Чтобы заинтересовать кандидата, нужно предложить следующий микс:

    1. Интересные задачи. Например, запуск нового направления, масштабирование, кратный рост или, наоборот, оптимизация. Здесь важно, чтобы предложение рекрутера не было стандартным, а учитывало особенности кандидата и его предыдущий опыт.
    2. Долгосрочные выгоды от сотрудничества в дополнение к обычной финансовой мотивации. Это могут быть программы с опционами, получением акций и других преимуществ на горизонте 3–5 лет.
    3. Гибкость. Для кого‑то важен баланс работы и жизни, для кого‑то — возможность совмещать роль топ‑менеджера в компании с собственной консультационной практикой или вхождением в совет директоров другой организации. В условиях общей неопределенности такую гибкость кандидаты рассматривают как часть личной антикризисной стратегии.
    4. Ценности. Некоторые из топ‑менеджеров на интервью формулировали это так: «Будут ли мои дети гордиться тем, чем я занимаюсь в вашей компании? Насколько хорошо продукт соотносится с моей личной миссией и ценностью?»

    Три из четырех пунктов напрямую связаны с верхними позициями в пирамиде ценностей Маслоу. Что логично с учетом того, на какие роли мы ищем людей.

  3. Executive search — затяжной процесс

    Срок закрытия таких вакансий может достигать 4–6 месяцев и больше. И иногда, если кандидат уже принял предложение, проходит еще 2–3 месяца, прежде чем он исполнит обязательства на предыдущем месте работы. Для рекрутера может быть психологически сложно сохранять мотивацию и не опускать руки во время такого марафона. Так что подбор кандидатов C‑level — челлендж не для всех специалистов HR.

    Этапов найма в топ‑менеджменте по сравнению с senior‑позициями тоже больше, и они растянуты во времени. Вот что добавляется:

    • Знакомство с менеджером, прежде чем человек зайдет в полноценную воронку. Может быть несколько итераций переговоров, прежде чем HR приступит к оценке hard и soft skills кандидата.
    • Синхронизация с менеджментом после каждого этапа: HR нужно быть готовым представить заказчику отчет после каждого этапа отбора и объяснить, почему кандидат готов перейти на следующую ступень.
    • Сбор рекомендаций с предыдущего места работы. Желательно созвониться с 3‑4 людьми, с которыми работал этот кандидат, и провести полноценные интервью.
    • Более сложный кейс, который требует длительной подготовки. В «Авито» этот процесс для кандидата занимает 5–10 дней.
    • Знакомство с командой как полноценный этап, а не формальность, после того как кандидата уже одобрил менеджмент.

    Если говорить в целом, то обычно на такие позиции ищут человека с длинным списком требований: опыт, образование, стратегическое мышление, гибкость, лидерство. С‑level‑роли предполагают не только наличие технических знаний, но и умение решать проблемы, быть одновременно наставником, аналитиком и стратегом. Заказчик должен быть готов к долгосрочной работе с рекрутером для достижения желаемого результата.

  4. Соответствие корпоративной культуре

    Заказчик обычно хочет найти на роль C‑level человека, который сможет повести команду за собой и будет соответствовать корпоративной культуре. Важно понимать, как претендент на должность видит свое общение с командой, какие у него ценности, какова его основная мотивация. Выбор С‑level с различающимся видением корпоративной культуры может привести к большим неприятностям.

    Чтобы во время интервью определить, когда и как проявилась та или иная ценность кандидата, следует попросить привести в пример конкретный кейс и дальше уходить в детали. Так получится понять, насколько поведенческая модель человека соответствует тому, что принято в компании. Например, если в организации есть ценность работы в команде, а во время интервью кандидат все рассказывает через «я», никак не отмечая других ребят, — это красный флаг.

    Также важно не только обсуждать кейсы и ценности, но и изучать предыдущий опыт кандидата. Если человек 20 лет работал в компании с «красной» корпоративной культурой и успешно построил в ней карьеру, то к словам о том, что такой формат ему не близок, стоит отнестись с сомнением. Подтвердить или опровергнуть их поможет этап сбора рекомендаций, который упоминали в предыдущем пункте.

    Далее мы сравниваем полученную информацию с тезисами по корпоративной культуре. В «Авито» они зафиксированы в манифесте, который есть в открытом доступе. Если видите красный флаг по соответствию корпоративным ценностям, не стоит брать в штат даже суперкомпетентного кандидата. «Желтый флаг» — повод открыто обсудить, что может быть проблемой. Возможно, здесь менеджер готов скорректировать поведение и действовать в соответствии с культурой компании.

Как выстроить коммуникацию с кандидатом на топовую позицию

Ключевая установка, которую важно пронести через весь процесс коммуникации: мы не пытаемся уговорить кандидата во что бы то ни стало, не расцениваем претендента в виде очередного оффера, а смотрим на него как на человека с индивидуальными особенностями, ценностями, потребностями. Эта установка позволяет правильно настроить коммуникацию.

  • Во‑первых, серьезно готовимся. Если нужно заходить вхолодную, то активно изучаем проекты кандидата на текущем и предыдущих местах работы, его интересы, темы, на которые он писал статьи, выступал на конференциях и записывал подкасты. Соотносим эти знания с потребностями компании и составляем адресное письмо. В противном случае кандидат сразу увидит, что получил типовой текст, поэтому может проигнорировать письмо. С учетом того, насколько узкая воронка, такие потери нам не нужны.

    Tone of voice первого сообщения должен быть привычен кандидату. Если он молод и работает в стартапе, есть смысл отказаться от излишнего официоза.

    Подготовка касается и предметной области. Желательно иметь представление о том, чем будет заниматься кандидат на позиции C‑level. Хотя бы в общих чертах. Это важно, чтобы адекватно отвечать на подробные вопросы кандидатов и не терять их на входе в воронку.

  • Во‑вторых, говорим прямо. О потребностях компании и том, чем конкретно кандидат может помочь. Не используем манипуляции и искусственные уловки, обсуждая, например, сокращения или низкий уровень зарплат в текущей компании кандидата. Особенно если не знаем кейс конкретного человека: сокращения могут не касаться его отдела, а получать он уже может выше рынка. Такие аргументы не убедят, а только оставят неприятный осадок.

    Честность и открытость — это еще и про уважение к чужому времени, которого у кандидатов на позиции C‑level немного. Вряд ли собеседник захочет тратить дополнительные усилия, чтобы добраться до сути предложения, расчистив его от информационного мусора.

  • В‑третьих, не стараемся довести дело до конца во что бы то ни стало. Если в процессе рекрутер понимает, что конкретному кандидату неинтересно предложение заказчика, важно вовремя попрощаться. Потенциальный сотрудник должен соответствовать ожиданиям, а предложение заказчика — потребностям кандидата.

    В идеальной картине мира рекрутер и кандидат уже какое‑то время знают друг друга — где‑то вместе обедали, пересекались на конференциях, следили за успехами каждого в соцсетях. Чтобы вероятность такого совпадения росла, нетворкинг должен превратиться в часть рабочей рутины HR, а не происходить только по случаю активного поиска кандидатов на вакансии.

Позиционируйте себя как современная цифровая компания — используйте HR‑систему Saby

  • Кадровый ЭДО
  • От онбординга до офбординга
  • Корпоративный портал
  • Видеозвонки и конференции

Коротко: 4 ошибки при поиске кандидатов на С‑level‑роли

  1. Нанимать людей с раскрученным личным брендом, полагая, что это гарантия успеха. Далеко не всегда публичность и наличие аудитории означают, что кандидат на должности в новой компании будет так же блестящ, как на интервью. Часто у сильных кандидатов нет времени на излишнюю публичность.
  2. Стремиться закрыть позицию во что бы то ни стало. Такой настрой рекрутера обычно оборачивается разочарованием заказчика, риском для репутации и невозможностью выстроить долгосрочные отношения. Наем кандидатов на топовые позиции требует от рекрутера искренней вовлеченности, хороших коммуникативных навыков и базовых знаний психологии.
  3. Слишком придираться. Обратная сторона предыдущей ошибки. Рекрутеры с повышенным чувством ответственности могут перебирать кандидатов месяцами, стараясь выбрать идеального. Стремление к идеалу — почти всегда утопия.
  4. Забывать о кандидате сразу после неуспешного интервью. Если на интервью выяснилось, что кандидат не соответствует задачам заказчика — это не значит, что он не подойдет кому‑то в будущем. После собеседования нужно хотя бы вернуться к кандидату с обратной связью и честно рассказать как есть.

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также