Как бухгалтеру заработать в кризис: востребованные сферы, услуги, примеры

Разработчик и экс-директор БСС «Система Главбух», руководитель Школы финансовых экспертов

В кризис никто не застрахован от снижения зарплаты, потери клиентов и сокращения. У бухгалтера есть два способа пережить кризис без ущерба. Первый — брать на обслуживание больше клиентов. Второй — оказывать альтернативные, но востребованные услуги, которые могут быть явно не связаны с бухгалтерским учетом.

Ольга Краснова, руководитель Школы финансовых экспертов, разработчик и экс‑директор БСС «Система Главбух», поделилась с нами проверенными способами, как бухгалтеру в кризис зарабатывать больше. Они подойдут не только для специалистов на аутсорсе, но и для тех, кто находится в декрете и ищет подработку.

Что вы узнаете

Какие есть риски для бухгалтеров по найму и на аутсорсе

Часть компаний в кризис сокращает штат сотрудников или закрывается. Поэтому некоторые бухгалтеры по найму теряют работу, а у тех, кто оказывает услуги на аутсорсе, становится меньше клиентов. Расскажем о рисках для обеих групп бухгалтеров.

  1. Бухгалтеры по найму. Некоторые работодатели в кризис переводят штат на аутсорс, чтобы сэкономить на налогах и взносах. Но сотрудникам это невыгодно: отпуска и больничные не оплачивают, оклад становится меньше, нет гарантий, что завтра не уволят.
  2. Бухгалтеры-аутсорсеры без новых клиентов. Бизнес закрывается, а значит, бухгалтеры теряют часть клиентской базы. «Растет» тот, кто работает на постоянный поиск новых клиентов. О ленивых и быстро работающих способах мы уже рассказывали в статье.

За какими услугами предприниматели обращаются к бухгалтерам сейчас

Есть услуги, в которых бизнес особенно нуждается в кризис. Поэтому бухгалтеры, которые их оказывают, находят больше клиентов:

  1. Ликвидация бизнеса. Часть компаний не выдерживает санкций и закрывается. Бухгалтер помогает правильно оформить документы для ликвидации.
  2. Регистрация компании. Многие предприниматели, наоборот, используют кризис для открытия нового бизнеса. Поэтому ищут бухгалтера, который поможет зарегистрировать дело.
  3. Помощь в получении грантов и субсидий. Государство активно поддерживает бизнес денежными выплатами. Помогите предпринимателям разобраться в условиях их получения и написать бизнес‑план.
  4. Консультации по новым валютным правилам. Часть предпринимателей взаимодействует с иностранными покупателями и поставщиками. Сейчас есть трудности в переводе денег за рубеж и приеме оплаты от иностранных компаний. За решением этих вопросов идут к бухгалтерам.
  5. Консультации по вопросам, «как сэкономить». Бухгалтер подскажет, где можно сократить расходы: как добиться пониженного процента по эквайрингу, перейти на электронные кассовые чеки, получить отсрочки по кредитам. Способность видеть новые возможности и доносить до своих работодателей и заказчиков — супернавык для бухгалтера.
  6. Аудит работы с самозанятыми. Сейчас ФНС все тщательнее проверяет компании, которые работают с самозанятыми. Помогите клиенту избежать штрафов от налоговой и Соцфонда, правильно оформить договоры и акты, убедиться в наличии чеков. Некоторые бухгалтеры опасаются этой услуги, считают ее сложной. Поэтому сейчас у вас почти нет конкурентов, а аудит работы с самозанятыми стоит дорого — от 10 000 ₽.

Отрасли, в которых бухгалтеру можно найти подработку

Выше перечислили разовые услуги, дальше расскажем про отрасли, в которых востребована бухгалтерская помощь. Это полезно тем, кто уволился, потерял часть клиентов или хочет работать в декрете.

  1. Онлайн-образование. Сейчас многие сотрудники попадают под сокращение и решают освоить новые профессии. Из‑за этого растет спрос на онлайн‑школы, предприниматели запускают обучающие курсы. Чтобы грамотно вести дело, им нужно бухгалтерское сопровождение.
  2. Производство. Фокус государства — на импортозамещении. Поэтому производственный бизнес получает льготы, гранты и субсидии. Бухгалтер, который умеет вести производство, здесь будет востребованным.
  3. Поставщики маркетплейсов. Владельцы магазинов перешли из привычных соцсетей на маркетплейсы. Популярность последних растет, и, скорее всего, предприниматели продолжат создавать новые площадки для продаж. Этой отрасли требуются бухгалтеры, которые умеют вести электронный документооборот, работают с личными кабинетами маркетплейсов, знают специфику работы по посредническим сделкам, умеют выделять главное в объемных договорах.

Пассивный доход и партнерские программы

Еще один вид доходов для бухгалтеров — пассивный. Например, бухгалтер заключает партнерский договор с банками, поставщиками ПО или онлайн‑касс. И за каждого клиента, которого приведет к ним, получает комиссию.

Пример: к бухгалтеру обратился предприниматель за помощью в регистрации ИП и открытии расчетного счета. Специалист помогает подобрать банк с самой выгодной комиссией, и с этим же банком у него заключен партнерский договор. В таком случае он получает:

  • оплату от ИП за помощь в регистрации бизнеса;
  • оплату в % от банка за привлечение клиента.

Далее расскажем про виды партнерских вознаграждений и особенности работы с партнерскими программами от банков.

Виды партнерских вознаграждений

  1. Фиксированные — за открытие расчетного счета или активность клиента.
  2. В процентах — от комиссий с привлеченного клиента или годовых остатков на его счете.

Вы хотите стать партнером банка N. Он предлагает вам два варианта начисления комиссии:

  • вариант 1 — 4 000 ₽ за открытие расчетного счета и 1 000 ₽ за активность клиента;
  • вариант 2 — 13% от комиссий с привлеченного клиента и 2,5% годовых от остатков на его счете.

Если у вас большой поток клиентов на услугу регистрации бизнеса, подойдет первый вариант. Открытие расчетного счета для множества компаний принесет вам хорошую прибыль. Второй вариант подойдет, если у вас мало клиентов. Доход от их активности будет небольшим, зато он будет приходить долго. Некоторые банки платят проценты партнерам‑бухгалтерам до тех пор, пока их клиенты пользуются услугами банка, а это может длиться долгие годы.

Размеры комиссии у банков разные. Условия партнерства можно уточнить на официальных сайтах.

Варианты работы с партнерскими программами

Бухгалтеру выгодно использовать сразу несколько партнерских программ. Есть два способа организовать работу с банками: самому заключить договоры с каждым из них или обратиться в компанию‑агрегатор. Она станет посредником между вами и банками. В таблице разобрали преимущества и недостатки обоих вариантов.

КритерийСамостоятельная работа с банкамиРабота через агрегатора (RKO Group и других)
Время, потраченное на оформление бумагСами ищете партнерские программы, изучаете условия и заключаете договоры с каждым банком. А значит, тратите много времениЗаключаете только один договор и экономите свое время. Агрегатор работает с банками за вас
Виды комиссийПолучаете несколько видов комиссий: за открытие расчетного счета, подключение эквайринга и прочееПолучаете комиссию только за открытие расчетного счета
Выбор банковСтановитесь партнером любых банковСтановитесь партнером только тех банков, с которыми работает агрегатор

Ограничения в работе с партнерскими программами: для физлиц, самозанятых и ИП

В работе с партнерскими программами есть ограничения — они связаны с юридическим статусом бухгалтера. В таблице показаны особенности работы с партнерскими программами у физлиц, самозанятых и ИП.

ОграничениеФизическое лицоСамозанятыйИП
Сотрудничество с банкамиСписок банков ограниченСписок банков ограниченБольшинство банков работают с предпринимателями
Условия партнерских программС вознаграждения удерживают 13%Нельзя заключать агентский договор и получать агентское вознаграждение — ФЗ от 27 ноября 2018 № 422. Возможен лишь договор оказания услугЕсли это ИП на Патенте, то за доходы от партнерской программы придется платить налог по УСН или ОСНО

В таблице видно, что в статусе ИП по партнерским программам работать выгоднее всего. Но это не значит, что физлица и самозанятые лишены пассивного дохода. От некоторых банков вы все‑таки сможете получать комиссию за привлеченных клиентов, пусть и в меньшем объеме из‑за удержаний.

Автоматизация обслуживающих бухгалтерий от СБИС

Пример дополнительного заработка: услуга по получению грантов и субсидий для бизнеса

На примере услуги по получению грантов и субсидий разберем, какие действия может выполнять бухгалтер, чтобы получить дополнительный доход. Предложим варианты установления цены на услугу для тех, кто только начинает работать с государственными выплатами, и у кого уже есть опыт.

  • Справка: виды госпомощи на открытие бизнеса в 2023 году

    1. Субсидия от Центра занятости населения. Ее дают только безработным. Размер выплаты равен годовому пособию по безработице (за 12 месяцев).
    2. Соцконтракт от Минсоцзащиты. Его заключают только с малообеспеченными. Среднедушевой доход семьи должен быть меньше прожиточного минимума (не путайте с МРОТ). Прожиточный минимум в каждом регионе свой, поэтому и размеры субсидий могут отличаться. По соцконтракту можно получить до 250 000 ₽.
    3. Антисанкционные гранты и субсидии. На них государство выделило 500 млрд ₽. Получают их приоритетные отрасли:
      • производство;
      • общепит, например, пункты быстрого питания;
      • социальные предприниматели.
    Социальными предпринимателями считаются те, кто решает важные для населения задачи: заботится об экологии, ухаживает за тяжелобольными, дает работу инвалидам и прочие.

Что можно предложить в рамках услуги

Предприниматели не всегда готовы тратить время на то, чтобы разобраться в деталях. Им легче обратиться к бухгалтеру, который окажет услугу под ключ. Что вы можете предложить бизнесу:

  1. Провести консультацию по видам и условиям госпомощи. Проанализируете бизнес клиента и определите, на какие субсидии и гранты он может рассчитывать. Когда будете искать информацию, обратите внимание, что в некоторых регионах могут быть дополнительные условия.
  2. Помочь составить бизнес‑план по шаблонной форме. Важно именно помочь написать план (предложить шаблон, скорректировать формулировки), а не делать работу за клиента. Иначе он не сможет сам ответить на вопросы комиссии Минсоцзащиты, когда будет защищать свое право на получение выплаты.
  3. Помочь внести правки в текущий бизнес‑план после обращения в комиссию. Некоторые пункты плана могут не одобрить с первого раза, и это нормально. Измените их и обратитесь повторно.

Как назначить цену на услугу

Если оказываете услугу впервые

Установите начальную цену 3 000–4 000 ₽ за комплексную помощь. В нее войдут: первичная консультация, помощь в написании бизнес‑плана, внесение правок до тех пор, пока комиссия не одобрит его и не выплатит грант.

Если уже есть опыт в получении грантов и субсидий

Если вы уже помогали бизнесу с государственными выплатами и знаете особенности этой услуги, можно установить на нее поэтапную оплату. Так вы сможете продать услугу дороже, а у клиента будет возможность выбрать, на каком этапе получения выплаты воспользоваться вашей помощью.

ЭтапУслугаПримерная стоимость
1 этапКонсультация по возможным государственным выплатам — анализируете компанию клиента и предлагаете подходящий вариант субсидий2 000 ₽
2 этап

Помощь в написании бизнес‑плана. Оплату можно разделить на 2 части:

  • 1 часть клиент платит за написание плана и внесение последующих корректировок;
  • 2 часть — уже после того, как комиссия одобрит бизнес‑план и выплатит субсидию.

Так как клиент оплачивает последнюю часть суммы только после получения субсидии, он знает, что вы его не бросите и окажете максимум помощи, иначе не получите деньги

5 000 ₽:
2 000 ₽
1 часть
3 000 ₽
2 часть

Бухгалтер‑предприниматель может не только помогать другим с грантами и субсидиями, но и сам претендовать на получение государственной выплаты. Не забудьте обосновать в бизнес‑плане, на что вы планируете потратить полученные деньги: на аренду офиса, мебель, технику, программное обеспечение, рекламу и прочее.

В кризис можно найти много вариантов дополнительного заработка. Главное — не бояться изучать новое и переводить свои навыки в деньги.

Еще больше советов — в записи вебинара «Как бухгалтеру получить дополнительный источник дохода в кризис».

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее