Меры ответственности заказчиков по 44‑ФЗ

эксперт в сфере закупок компании «Тензор»

Закон о контрактной системе от и до описывает правила проведения закупок. Вроде все просто, но заказчики торгов допускают ошибки и получают за это штрафы и аннулирование закупок. В статье на реальных кейсах разберем самые частые нарушения.

Вы узнаете

Нарушения в описании объекта закупки

Как правильно описывать закупаемые товары, работы или услуги, указано в ст. 33 44-ФЗ. Ключевое правило: при проведении закупок по 44-ФЗ заказчики обязаны использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ).

Если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с ним. Если требуемые характеристики в каталоге не описаны, заказчик обязан обосновать их применение.

А если в каталоге нет самих товаров, работ или услуг, то заказчики при публикации извещения (приглашения принять участие в закрытых процедурах) должны указывать характеристики товара с использованием функционала ЕИС. В этом случае указывается код товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Порядок применения КТРУ закреплен в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Описание объекта закупки не было сформировано в структурированной форме

⚖️ Кейс 1. Решение УФАС Пермского края по жалобе № 16164/23 от 25.10.2023 г.

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку медицинского оборудования. Закупаемого товара не было в КТРУ. Поэтому заказчик должен был сформировать характеристики требуемого к поставке товара с использованием функционала ЕИС, но этого не сделал. Из-за жалобы одного из участников закупки комиссия УФАС провела внеплановую проверку и это нарушение обнаружила.

Как наказали: передали материалы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения.

⚖️ Кейс 2. Решение УФАС Новосибирской области № 054/42.06.2199/2023 от 30.10.2023

Что произошло: проводился электронный аукцион на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог и благоустройству территории. Заказчик сформировал характеристики требуемых услуг без использования функционала ЕИС. К тому же установил требование об указании в заявке предлагаемой цены контракта и требования к участникам одновременно и в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ, и в соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления № 2571, что также является неправомерным.

Как наказали: аннулировали результаты закупки, предписали внести изменения в извещение о закупке и продлить срок подачи заявок и передали материалы дела должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Разночтения между структурированным и документарным описанием объекта закупки

⚖️ Кейс. Решение Московского областного УФАС № 050/06/105-15878/2024 от 27.05.2024

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку лекарств. Заказчик в структурированной форме описания объекта закупки и в техническом задании допустил разночтения в части дозировки лекарственного препарата: в структурированном виде в ЕИС указал дозировку 1 мг, а документах, прикладываемых к извещению, указал дозировку препарата — 3,5 мг. Данные разночтения ввели участников в заблуждение.

Как наказали: аннулировали результаты определения поставщика, предписали внести изменения в извещение о закупке и продлить срок подачи заявок и передали материалы дела должностному лицу Московского областного УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Неверные инструкции по заполнению характеристик товара в структурированной форме

⚖️ Кейс. Решение УФАС по Воронежской области № 036/06/42-657/2024 от 27.05.2024

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий. Заказчик в инструкции по заполнению заявки требовал от участников указывать в заявке только одно значение характеристики предлагаемого товара. Но функционал ЭТП не подразумевал такой технической возможности, так как в структурированной форме предлагался единственный вариант формулировки. Выбрать значение характеристики предлагаемого товара или изменить ее невозможно.

Как наказали: аннулировали результаты закупки, предписали внести изменения в извещение о закупке и продлить срок подачи заявок и передать должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Получить помощь экспертов Тензора в организации закупочной процедуры

Нарушения правил применения национального режима

При закупке товаров с запретами или ограничениями по национальному режиму заказчик должен предусмотреть информацию об этом в извещении. Там же разъяснить, на основании какого постановления он применяет нацрежим и какие документы понадобятся поставщику для участия в такой закупке.

Применение правил нацрежима зависит от вида и кода продукции ОКПД2.

Неправильный выбор кода ОКПД2

⚖️ Кейс. Решение УФАС города Москвы № 077/06/106-7439/2021 от 30.04.2021

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку бахил. Заказчик неверно выбрал код ОКПД2, из-за чего установил излишний запрет на допуск промышленных товаров иностранного происхождения на основании Постановления № 616.

Что решил УФАС: предписал заказчику при рассмотрении вторых частей заявок, а также при заключении контракта не учитывать необходимость применения запрета и предоставления выписки из реестра российской промышленной продукции.

Неустановление запрета на допуск либо неправомерное его установление

⚖️ Кейс. Решение УФАС РФ по делу № 28/06/105-1614/2024 от 01.07.2024

Что произошло: проводился открытый конкурс по установке оборудования для обеспечения транспортной безопасности на дороге. Из-за жалобы одного из участников закупки комиссия УФАС провела внеплановую проверку и обнаружила, что заказчик не применил ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления № 878.

Как наказали: аннулировали результаты закупки, предписали внести изменения в извещение о закупке и продлить срок подачи заявок и передали материалы дела должностному лицу УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Нарушения при размещении извещения о закупке

Разночтения в извещении и проекте контракта

⚖️ Кейс. Решение Марийского УФАС по делу № 012/06/106-420/2024 от 13.06.2024

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку рентгеновского аппарата. Заказчик в извещении указал размер обеспечения исполнения контракта 7%, а в проекте контракта написал, что обеспечение исполнения контракта составляет 10%.

Как наказали: предписали исправить разночтение и передали материалы дела уполномоченному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.

Игнорирование запроса участников на разъяснение либо нарушение срока разъяснений

⚖️ Кейс 1. Решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-1925/22 от 29.06.2022

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку лекарств. Участник направил запрос разъяснений. Заказчик на него не ответил, потому что ответственный сотрудник был в это время в отпуске.

Как наказали: передали материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.

⚖️ Кейс 2. Решение Марийского УФАС по делу № 012/06/106-547/2022 от 26.07.2022

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку оборудования для поста видеонаблюдения. Участник направил 2 запроса разъяснений в разные даты. На электронной площадке заказчик ответил на них вовремя. Но в ЕИС разъяснения извещения опубликовал позже. В итоге нарушил срок ответа по первому запросу.

Как наказали: передали материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Нарушения при изменении извещения о закупке

На основании ч. 4 ст. 42 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки. Это можно сделать не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие. Измененное извещение размещается в ЕИС.

При внесении изменений срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен. Срок подачи заявок на участие в измененной закупке должен составлять:

  • Для электронных конкурсов — не менее 10 дней.
  • Электронных аукционов — не менее 7 дней. Но если начальная (максимальная) цена контракта меньше 300 млн ₽ либо контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства и его НМЦК не превышает 2 млрд ₽, срок подачи заявок должен составлять не менее 3 дней.

Несоблюдение срока внесения изменений в извещение

⚖️ Кейс. Решение Свердловского УФАС по жалобе № 066/06/106-2528/2022 от 25.07.2022

Что произошло: проводился электронный аукцион на ремонт асфальтового покрытия дворовых территорий многоквартирных домов. Срок окончания подачи заявок в извещении был установлен 20.07.2022 13:00 мск. Заказчик обнаружил ошибку и внес изменение в извещение в день окончания срока подачи заявок.

Как наказали: обязали должностное лица заказчика, ответственного за размещение изменений в извещение, явиться для составления протокола об административном правонарушении.

Сохранение срока окончания подачи заявок после изменения извещения

⚖️ Кейс. Решение УФАС по Республике Коми№ НГ/4830/23 от 01.08.2023

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку мультимедийного табло. Заказчик поздно рассмотрел заявки участников, из-за чего ему нужно было изменить время проведения аукциона. Он сдвинул его с 10:00 на 14:00 того же дня, разместив в ЕИС извещение с изменениями. Обязанность продлить срок подачи заявок заказчиком исполнена не была.

Как наказали: аннулировали результаты закупки.

Нарушения при рассмотрении заявок

Неправомерное отклонение заявок

⚖️ Кейс 1. Решение УФАС по Приморскому краю № 025/06/49-933/2023 от 25.07.2023

Что произошло: проводился электронный аукцион на поставку системных блоков. Во время рассмотрения заявок участников заказчик проверил характеристики предлагаемых товаров в интернете. В одной заявке указанные сведения о товаре не совпали с данными из интернета. И заказчик ее отклонил.

Как наказали: аннулировали результаты закупки, предписали назначить новую дату подведения итогов и передали материалы дела уполномоченному лицу для возбуждения административного производства.

⚖️ Кейс 2. Решение УФАС города Москвы по делу № 28/06/105-1162/2024 от 06.05.2024

Что произошло: проводился открытый конкурс на работы по реконструкции автодороги. Заявку участника отклонили, потому что в комплекте документов не было разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Это, по мнению заказчика, не соответствовало доп. требованиям подтверждения опыта. Однако, для подтверждения опыта участник представил договор на реконструкцию автодороги IV категории. Для таких работ не требовалось ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Как наказали: аннулировали результаты закупки, предписали внести изменения в извещение и назначить новую дату окончания срока подачи заявок и передали материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Нарушения при исполнении контракта

Несоблюдение сроков и порядка оплаты контракта

⚖️ Кейс. Постановление Алтайского республиканского УФАС по делу № 004/04/7.32.5-512/2023 от 20.12.2023

Что произошло: был заключен контракт на поставку медицинского оборудования. По условиям контракта оплата должна была производиться в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком структурированного документа о приемке. Заказчик производил оплату позже установленного срока.

Как наказали: должностному лицу заказчика выписали штраф 30 тыс. ₽

Неправомерное изменение существенных условий контракта

⚖️ Кейс. Постановление Алтайского республиканского УФАС по делу № 004/04/7.32-156/2020 от 15.06.2020

Что произошло: был заключен контракт на работы по капремонту. Позже стороны заключили соглашение на выполнение дополнительных работ, что увеличило срок выполнения работ на 1,5 месяца и стоимость контракта на 41%.

Как наказали: должностному лицу заказчика выписали штраф 20 тыс. ₽

Отсутствие претензий в адрес исполнителя при нарушении им условий контракта

В случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту заказчик обязан потребовать выплаты неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения поставщиком обязательств.

За отсутствие претензионной работы заказчика могут оштрафовать по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. А это административный штраф на должностных лиц и ИП в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств по контракту, но не менее 30 тыс. ₽, или дисквалификация на срок до 2 лет. Юридические лица заплатят от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств по контракту, но не менее 300 тыс. ₽.

Выявляют такие нарушения в ходе плановых выборочных проверок соблюдений требований в сфере закупок.

Какие штрафы могут получить заказчики

Работникам заказчика, допустившим нарушения в сфере государственных закупок, как правило, грозит административный штраф до 50 тыс. ₽., а по некоторым нарушениям — дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц такой штраф может достигать 500 тыс. ₽. Но есть и нарушения, по которым размер штрафа не ограничен, а зависит от размера причиненного ущерба.

За некоторые повторные нарушения предусмотрена дисквалификация: лишение права занимать определенные должности или работать в определенной сфере (ст. 3.11 КоАП РФ).

Размер штрафа может быть установлен в виде фиксированной суммы или интервала с указанием минимальной и максимальной величины. В каждом конкретном случае на размер штрафа влияет характер правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств (чч. 1, 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к ответственности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. За нецелевое использование бюджетных средств привлечь могут в течение 2 лет. Срок отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения.

Пример: по итогам закупки должен быть размещен протокол, но его не разместили. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности.

При длящемся административном правонарушении (которое длится в течение долгого времени и еще не завершилось) сроки давности начинают исчисляться со дня его обнаружения.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также