Можно ли менять существенные условия контракта по 44‑ФЗ
Александра Задорожнева, специалист по закупкам
Изменить существенные условия госконтракта без веских причин нельзя. Рассказываем, какие условия контракта по 44‑ФЗ относятся к существенным и в каких случаях возможно их изменение.
Вы узнаете
- Что относится к существенным условиям контракта по 44‑ФЗ
- Возможно ли изменение существенных условий контракта при его исполнении
- На каких основаниях можно изменить существенные условия контракта по 44‑ФЗ
- Как изменить существенные условия контракта
- Как накажут за незаконное изменение существенных условий контракта по 44‑ФЗ
Что относится к существенным условиям контракта по 44‑ФЗ
В государственных и муниципальных контрактах должны быть существенные условия, которые являются основными параметрами сделки (п. 1 ст. 432 ГК, ст. 34 44-ФЗ):
- предмет договора;
- его цена;
- сроки и порядок оплаты, приемки, об ответственности сторон;
- иные принципиальные условия сделки.
Предмет контракта
Предмет госконтракта
Цена контракта
Заказчики включают в проект контракта условие о твердой цене, которая действует весь срок исполнения (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ). Если объемы товаров, работ, услуг определить невозможно, в контракте прописывают максимальное значение цены. А в случаях, когда контракт предусматривает поэтапное исполнение, цену прописывают для каждого этапа.
Количество товара, объем работ и услуг
Это объемы поставки по контракту. Заказчик определяет, сколько товаров, работ, услуг ему надо получить в результате сделки. Количественные показатели прописывают в соответствии с установленной единицей измерения, которую установил заказчик.
Срок оплаты по контракту
Еще одно обязательное условие. По правилам срок оплаты — не больше 7 рабочих дней с даты подписания документов о приемке этапа или всего контракта. Есть ряд исключений (ч. 13.1 ст. 34 44‑ФЗ).
Порядок оплаты по контракту
Порядок оплаты тоже обязательно прописывают в госконтракте (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). К примеру, устанавливают единовременную оплату после выполнения всех обязательств или оплату за каждый этап. При любом из этих вариантов можно предусмотреть авансирование — определить размер, срок и порядок выплаты аванса.
Порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг
Это обязательное условие позволяет проверить результат госзаказа — по количеству и комплектности поставки, каким способом будет проводится приемка, в какой срок надо подписать документы и какие действия должен совершить поставщик (ч. 13 ст. 34 44‑ФЗ). Здесь же можно установить сроки для обмена замечаниями и их устранения.
Обеспечение исполнения госконтракта
Если в извещении есть требование об обеспечении исполнения контракта, то среди обязательных должно быть условие о предоставлении такого обеспечения. Заказчик пишет, что контракт заключается только после предоставления участником обеспечения (п. 1 ч. 1.1 ст. 96 44-ФЗ). Также в тексте приводятся требования к обеспечению исполнения, его способам, размерам и срокам возврата (ст. 34, 37, 96 44‑ФЗ).
До 31.12.2024 заказчики вправе не требовать обеспечения исполнения госконтракта. Есть лишь одно исключение — такое обеспечение обязательно для госконтрактов с авансовыми платежами, которые не подлежат казначейскому сопровождению (ч. 64.1 ст. 112 44-ФЗ).
Срок исполнения контракта
Срок исполнения контракта исчисляют днями, неделями или месяцами. Продолжительность определяется на основании объекта закупки и сроков исполнения основных обязательств по госконтракту. Контракт начинает действовать с даты его заключения (п. 1 ст. 425 ГК). А срок окончания устанавливают конкретной датой или указанием на событие (п. 3 ст. 425 ГК).
Ответственность сторон
В контракт необходимо включить условие об ответственности заказчика и поставщика за нарушения договорных обязательств (ч. 4–6, 7–9 ст. 34 44-ФЗ). Стороны согласовывают:
- неустойки — за некачественное исполнение и срыв обязательств для заказчиков и поставщиков;
- пени — за нарушенные сроки исполнения обязательств;
- штрафы — за остальные нарушения.
Возможно ли изменение существенных условий контракта при его исполнении
В 44‑ФЗ указано, допускается ли изменение существенных условий контракта: да, при определенных условиях стороны могут изменить цену, количество товара и объем работ, сроки исполнения и ряд других условий.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ | Основания для их изменения в 44-ФЗ |
---|---|
Характеристики товаров, работ, услуг в любых закупках | Ч. 7 ст. 95 |
Срок исполнения госконтракта, его этапа в любых закупках | П. 12 ч. 1 ст. 95 |
Срок исполнения контракта в контрактах жизненного цикла | П. 9 ч. 1 ст. 95 |
Объем и вид работ или только вид в строительных контрактах | П. 1.3 ч. 1 ст. 95 |
Цена в любых контрактах | |
Цена в контрактах жизненного цикла | |
Цена, срок, объем в любых госконтрактах | П. 6 ч. 1 ст. 95 |
Цена и срок в госконтрактах по НИОКР | П. 13 ч. 1 ст. 95 |
Цена и срок в контрактах жизненного цикла | П. 8 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем в любых госконтрактах, кроме строительных | П. 1.2 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем в контрактах по ГОЗ | П. 1.4. ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем госконтрактов при лечении за границей | П. 7 ч. 1 ст. 95 |
Цена и объем госконтрактов на поставку лекарств и медизделий | Ч. 65.2 ст. 112 |
Изменение любых существенных условий госконтрактов: | |
Под ключ | Ч. 56, 62 ст. 112 |
Заключенных до 01.01.2025 | Ч. 65.1 ст. 112 |
На выполнение строительных работ, реконструкции, капремонта, сноса, по сохранению памятников культурного наследия (ПП от 16.04.2022 № 680) | |
С единственным поставщиком по пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ | П. 10 ч. 1 ст. 95 |
С единственным поставщиком по пп. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ до 31.12.2024 | Ч. 65.3 ст. 112 |
Любых госконтрактов | Пп. 2–4 ч. 1 ст. 95 |
На каких основаниях можно изменить существенные условия контракта по 44‑ФЗ
По общим правилам
Предмет контракта
По общим правилам изменение такого существенного условия контракта, как предмет, при его исполнении не допускается. Но в некоторых контрактах предмет меняют — если есть решение правительства, высшего исполнительного органа власти в регионе или местной администрации. Это исключение касается контрактов (пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства от 19.12.2013 № 1186):
- для федеральных нужд — на срок от 3 лет и с ценой от 10 млрд ₽;
- для региональных нужд — на срок от 3 лет и с ценой от 1 млрд ₽;
- для муниципальных нужд — на срок от 1 года и с ценой от 500 млн ₽.
Количество товаров
Заказчику и поставщику доступно изменение существенных условий государственного и муниципального контракта в части количества товаров. Изменить количество поставки по своей инициативе можно только в пределах 10%.
Если же госконтракт соответствует критериям п. 1 ПП от 19.12.2013 № 1186 и у заказчика есть решение правительства или местных органов власти, можно увеличить количество товара больше чем на 10% (пп. 1.2, 2–4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Срок исполнения контракта или его этапа
Такое изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ возможно, когда учреждению уменьшили финансирование или, к примеру, когда срок исполнения изменили по решению властей. А срок исполнения отдельных этапов можно менять только в рамках срока исполнения госконтракта (п. 12 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Объем работ
Можно увеличить по инициативе заказчика или по решению органов власти. По инициативе заказчика объем можно изменить не больше чем на 10%. Цену в этом случае также увеличивают не больше чем на 10%. Увеличение объемов возможно, только если:
- часть работ нельзя было предусмотреть при заключении контракта;
- без этих работ невозможно закрыть сделку;
- увеличение объемов меньше чем на 10% негативно повлияет на результат основных работ;
- работы не может выполнить другое лицо без увеличения их стоимости.
Объем работ можно увеличить по конкретным позициям сметы не более чем на 10% исходя из объема работ, закрепленного госконтрактом (письмо Минфина от 19.03.2020 № 24-03-08/21456).
В дополнительное соглашение к госконтракту об увеличении объемов нельзя включать новые работы и исключать старые (письма Минэкономразвития от 11.01.2016 № Д28и-65, от 21.07.2015 № Д28и-2185 ).
Если объемы меняют по решению органов власти, такие ограничения не действуют (пп. 2–4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, Распоряжение Правительства от 20.07.2017 № 1453-р). Но при заключении доп. соглашения по 44-ФЗ нужно учитывать положения ч. 1.3–1.6 ст. 95 44-ФЗ. К примеру, если увеличить объемы, может потребоваться и увеличение обеспечения исполнения госконтракта.
Характеристики товаров, работ, услуг
Стороны могут изменить это существенное условие контракта по 44-ФЗ на другие позиции с улучшенными характеристиками, но при этом не меняя предмет контракта. Есть исключение: закупки по нацрежиму (ч. 6 ст. 14 44-ФЗ). К примеру, стороны могут поменять страну-изготовителя, если в результате поставят товар с улучшенными характеристиками. Но если для товара предусмотрены условия допуска, страну происхождения можно изменить только на государство ЕАЭС (п. 1.7 Приказа от 04.06.2018 № 126н).
Срок и порядок оплаты по контракту
Это существенное условие можно изменить, если контракт по 44-ФЗ:
- Отвечает критериям из п. 1 ПП от 19.12.2013 № 1186. Это те же условия, что и для изменения предмета госконтракта. В таком случае госконтракт меняют по решению правительства, региональной или местной власти (п. 2–4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
- Заключен с единственным поставщиком по пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, письма Минфина от 01.10.2020 № 24-03-08/86086, от 20.12.2019 № 24-03-07/99997, от 19.12.2019 № 24-03-07/99602).
- Заключен с единственным поставщиком по пп. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Изменение существенных условий контракта по этому основанию допускается до 31.12.2024 (ч. 65.3 ст. 112 44-ФЗ).
Любые существенные условия
До 01.01.2025 доступно изменение любых существенных условий госконтракта, если его невозможно исполнить по обстоятельствам, не зависящим от заказчика и поставщика. К примеру, допускается изменение существенных условий федерального контракта по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, который невозможно исполнить из-за мобилизации (п. 1 Постановления Правительства от 15.10.2022 № 1838).
Существенные условия меняют по соглашению сторон на основании решения правительства, региональных и муниципальных администраций. Причем местные власти могут предусмотреть в своих решениях условия их применения по аналогии с Постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680 (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-07/66840). Но при изменении любых существенных условий контракта по 44-ФЗ сторонам нужно соблюдать ч. 1.3–1.6 ст. 95 44-ФЗ.
Минфин считает, что стороны могут изменить любые существенные условия госконтракта по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ (письмо Минфина от 13.05.2022 № 24-06-07/43830). В том числе — увеличить размер авансирования. Но нужно учитывать финансовые возможности заказчика: все государственные и муниципальные контракты оплачивают в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК).
Строительные контракты
Подлежат изменению существенные условия строительных контрактов по 44-ФЗ, а также соглашений по геологическому изучению недр, сохранению объектов культурного наследия народов РФ и контрактов по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В таких госконтрактах можно изменить:
- Объем или вид работ. А вот цену при этом корректируют не больше чем на 10% (п. 1.3 ч. 1 ст. 95 44‑ФЗ).
- Срок исполнения, если госконтракт не исполнен по независящим от сторон причинам или вине подрядчика. Менять можно только один раз и только на время, которое не превышает срок исполнения, согласованный при заключении госконтракта (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, гл. 11 ГК). Если подрядчик сорвал исполнение, сроки контракта изменят, только если он вносил обеспечение и заплатил положенную неустойку.
- Другие существенные условия, если их изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены госконтракта более чем на 30%. Условия: стройконтракт заключен на год или больше, цена начинается от 100 млн ₽ и при исполнении контракта возникли обстоятельства непреодолимой силы. К примеру, существенно подорожали строительные ресурсы и это привело к увеличению сметной стоимости. Но для изменения в этом случае потребуется письменное обоснование, основанное на решении органов власти. А одновременно изменить можно цену контракта и срок его исполнения или только одно из этих условий (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Если собираетесь менять смету из-за удорожания строительных материалов и оборудования по контракту с ценой 30 млн и более, нужно обосновать существенное возрастание стоимости. Подрядчик оформляет предложение по повышению сметной стоимости и прикладывает к нему подтверждающие документы (п. 14, подп. «в» п. 14.2 Методики, утв. Приказом Минстроя от 23.12.2019 № 841/пр).
По госконтрактам, предметом которых одновременно является подготовка проектной документации, инженерные изыскания, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капстроительства, изменить можно только цену и срок исполнения (ч. 56, 62 ст. 112 44-ФЗ). Порядок изменения цены прописан в Приказе Минстроя от 21.08.2023 № 604/пр.
Контракты жизненного цикла
Контракты жизненного цикла на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства, а также контракты под ключ по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ можно изменить:
- Если сметная стоимость при исполнении такого контракта превысила его цену. Но изменение существенных условий госконтракта не должно привести к увеличению цены контракта более чем на 30%. Такой контракт меняют только по решению правительства, региональной или местной администрации (п. 11 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
- Цена контракта превысила его сметную стоимость. В таком случае нужно уменьшить цену госконтракта с учетом его сметной стоимости (ч. 1.2 ст. 95 44-ФЗ).
Для внесения изменения в существенные условия контракта в обоих случаях придется подтверждать достоверность сметной стоимости строительства — в процессе проведения госэкспертизы проектной документации.
Контракты на поставку лекарств, медизделий, расходных материалов
До 31.12.2024 по предложению заказчика можно увеличить или уменьшить количество товаров в пределах 30% (ч. 65.2 ст. 112 44-ФЗ). А если увеличили количество товаров, то можно изменить и цену, но не более чем на 30%. При уменьшении товаров цену также определяют пропорционально. В таком случае цену контракта определяют как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, прописанное в соглашении.
Контракты на НИОКР
Изменение существенных условий в контрактах по 44-ФЗ на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ допускается, если возникли обстоятельства, из-за которых невозможно выполнить сделку. Но есть условие: госконтракт заключен на срок не менее 1 года, а его цена начинается от 100 млн ₽ (п. 13 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 1(2) ПП от 19.12.2013 № 1186). Но в дополнительном соглашении к такому госконтракту нельзя прописывать увеличение срока исполнения, а также цены контракта больше чем на 30%.
Для изменения существенных условий госконтракта по НИОКР сторонам понадобится обоснование, которое составлено на основании решения правительства, региональной или местной власти.
Как изменить существенные условия контракта
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ допускается по соглашению сторон. Но для многих оснований понадобится еще и решение правительства или органов власти. Когда заказчик получит такое решение на руки, стороны смогут изменить госконтракт.
На практике есть лишь один способ, как изменить существенные условия контракта: заключить дополнительное соглашение с заказчиком. Обычно доп. соглашение готовит поставщик: указывает в нем, какие сведения меняются и на каком основании. Также надо прописать, что остальные положения госконтракта не изменились.
Дополнительное соглашение составлено в 2 экземплярах. Если стороны согласны с новыми условиями, доп. соглашение подписывают уполномоченные представители поставщика и заказчика.
Подробнее о том, как изменить существенные условия контракта и составить доп. соглашение, — в статье «Как заключить дополнительное соглашение к контракту по 44-ФЗ».
Как накажут за незаконное изменение существенных условий контракта по 44‑ФЗ
За необоснованное изменение существенных условий контракта грозит штраф. Любое изменение существенных условий госконтракта, которое не предусмотрено 44-ФЗ, является нарушением. Должностному лицу придется заплатить 20 000 ₽, организации — 200 000 ₽ (ч. 4 ст. 7.32 КоАП).
Если же нарушение привело к перерасходу бюджета и уменьшению объемов закупки, виновного оштрафуют в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, объем которых уменьшился в результате неправомерных действий (ч. 5 ст. 7.32 КоАП).
К примеру, Федеральная антимонопольная служба вынесла решение об административном правонарушении и оштрафовала заказчика за необоснованное изменение контракта: заказчик и подрядчик заключили доп. соглашение о продлении срока исполнения работ на 123 дня, что больше срока выполнения работ, установленного при его заключении (100 дней).
Если заказчик незаконно изменил существенные условия контракта по 44-ФЗ, арбитражный суд может признать доп. соглашение недействительным. Когда заказчик необоснованно меняет предмет договора или другие существенные условия, а поставщик с этим не согласен, он может оспорить решение своего контрагента в суде. Но сначала надо провести досудебную работу — официально выразить несогласие с новыми условиями или написать претензию на имя заказчика.