МЧД в закупках: кому нужна и как оформить в 2025

Наталия Пышкина, руководитель удостоверяющего центра компании «Тензор»
руководитель удостоверяющего центра компании «Тензор»

Если в тендерах от имени компании участвует не руководитель, а сотрудники, то с 1 сентября 2024 года им нужна машиночитаемая доверенность (МЧД). В статье собрали ответы на самые популярные вопросы поставщиков об МЧД — правилах выпуска и применения на разных торговых площадках.

Вы узнаете

Что такое МЧД и зачем она нужна в госзакупках

Обычная ситуация: бизнес активно участвует в электронных закупках, но директор физически не может лично контролировать все процессы и подписывать все документы. Решение — делегировать эту задачу тендерным специалистам.

Раньше право действовать от имени руководителя компании подтверждала бумажная доверенность. С 1 сентября 2024 года ее заменила машиночитаемая доверенность — электронный документ, который:

  • подтверждает полномочия сотрудника действовать от имени организации или ИП;
  • имеет строгий XML-формат, понятный информационным системам;
  • подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или ИП.

Как оформить МЧД для закупок

Получить электронную подпись

Чтобы оформить МЧД, электронную подпись должны иметь обе стороны: владельцу бизнеса нужна подпись юрлица или ИП, а каждому сотруднику, который будет участвовать в госзакупках от его имени, — подпись физлица.

Удостоверяющий центр «Тензор» выпустит подпись для любых задач

  • ✅ Получайте подпись руководителя компании, ИП или физлица
  • ✅ Приходите в центры выдачи или вызовите курьера на дом — как удобно
  • ✅ Записывайте подпись на мобильное устройство — работайте без привязки к офису
Удостоверяющий центр «Тензор» выпустит подпись для любых задач

Соблюсти требования электронной торговой площадки

Требования к формату МЧД на разных площадках отличаются, собрали основные различия и нюансы в таблице.

По 44‑ФЗ, по 614‑ПП РФ
По 223‑ФЗ
Коммерческие торги

Где сформировать

МЧД для госзакупок и торгов по капремонту можно сформировать только в Единой информационной системе (ЕИС).

Она будет работать на всех 9 федеральных площадках:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «ТЭК-Торг»,
  • Росэлторг,
  • «Фабрикант»,
  • РАД,
  • ЭТП ГПБ,
  • «Заказ.РФ»,
  • АСТ ГОЗ (гособоронзаказ).

Как приложить к заявке

МЧД автоматически подгружается на ЭТП из ЕИС.

Где сформировать

Если это закупка для малого и среднего бизнеса на федеральной ЭТП, то подойдет МЧД, сформированная в ЕИС.

Если закупка по 223‑ФЗ проходит на коммерческой ЭТП, то МЧД формируете на сайте ФНС или в системе Saby.

Как приложить к заявке

Для федеральных ЭТП МЧД автоматически подгружается из ЕИС.

МЧД для коммерческих площадок можно выгрузить из реестра площадки (если ранее ее туда подгрузили) или прикрепить в составе заявки — зависит от функции площадки.

Где сформировать

МЧД можно выпустить на сайте ФНС или в системе Saby.

Нюанс! «РТС‑Маркет» и РТС «Малые закупки» принимает МЧД только из сервиса «РТС‑тендер».

Также есть коммерческие площадки, где принимают МЧД, сформированные в ЕИС. Среди них:

Нюанс! В этом случае МЧД нужно выгрузить из ЕИС в формате *.xml или *.pdf и загрузить на нужную ЭТП.

Как приложить к заявке

Чаще всего нужно прикрепить в составе заявки

Как создать МЧД в ЕИС для госзакупок

Давайте посмотрим, какой алгоритм оформления МЧД для участия в госзакупках:

  1. Войдите в личный кабинет ЕИС под учетной записью руководителя.
  2. Перейдите в раздел «Управление организацией» ⤑ «Пользователи».
  3. Выберите или добавьте сотрудника, которому нужно выдать доверенность (у него должна быть подтвержденная учетная запись физлица на портале «Госуслуги»).
  4. Отметьте нужные полномочия.
  5. Заполните форму МЧД (большинство полей заполнятся автоматически).
  6. Укажите срок действия доверенности.
  7. Подпишите доверенность КЭП руководителя.
  8. После этого информация о МЧД появится в едином реестре доверенностей ЕИС. Сотрудник может работать.

Не тратьте время на рутину — эксперты Тензора зарегистрируют МЧД в ЕИС за вас

Как создать МЧД для коммерческих торгов

Для коммерческих торговых площадок советуем создавать доверенность в Saby. В сервисе можно управлять всеми МЧД компании: формировать, регистрировать в госорганах, отзывать, получать уведомления о необходимости перевыпустить.

У нас есть подробная статья о том, как выглядит оформление и работа с МЧД в Saby.

Некогда разбираться в деталях? Поручите регистрацию МЧД экспертам Тензора

На каком этапе закупки и в каком виде прикладывать МЧД

После того как вы прошли все подготовительные этапы, нужно найти интересную закупку, проанализировать ее и принять решение об участии.

Если впервые начинаете работать с торгами, не знаете нюансов, боитесь отклонений или включения в реестр недобросовестных поставщиков, обратитесь к экспертам Тензора. Мы можем оказать целый комплекс услуг:

  1. 1️⃣ Бесплатно проанализируем закупку, в которой вы решили принять участие.
  2. 2️⃣ Поможем принять участие в любом торге (аукционе, конкурсе, запросе котировок, запросе предложений) по любому направлению: 44‑ФЗ, 223‑ФЗ, коммерческие торги и торги по реализации имущества.
  3. 3️⃣ Опротестуем торг, если ваши права нарушены.

Мы профи в своем деле, с многолетним опытом и профессиональной командой. Оставляйте заявку — готовы помочь на любом этапе.

Хочу сопровождение экспертов в торгах

Когда заявка на участие готова, подайте ее из личного кабинета ЭТП. При подписании заявки от уполномоченного сотрудника ему необходимо выбрать МЧД из реестра ЭТП.

Будьте внимательны! При участии в торгах на большинстве коммерческих ЭТП необходимо загружать в составе заявки архив с файлом электронной доверенности и подписи к ней. Только часть ЭТП позволяет создавать реестр доверенностей, выпущенных на сотрудника (например, УТП «Сбербанк АСТ», Росэлторг). На таких ЭТП при подписании заявки можно выбрать МЧД из имеющихся в реестре.

Если вы выиграли закупку, следующий этап — подписание контракта. Рассмотрим его на примере подписание контракта в закупке по 44‑ФЗ:

  • Шаг 1: заказчик формирует проект контракта в ЕИС и направляет на подписание.
  • Шаг 2: уполномоченный сотрудник подписывает контракт в личном кабинете федеральной ЭТП, на которой состоялась закупка. Сведения о доверенности подтягиваются автоматически.
  • Шаг 3: после подписания контракта сведения о нем сразу попадут в ЕИС.
  • Шаг 4: заказчик проверяет содержимое электронной доверенности и подписывает контракт со своей стороны.
  • Шаг 5: информация о подписанном контракте приходит победителю закупки в личный кабинет ЭТП.
Важно: если сотрудник уволился, отозвать МЧД нужно тоже через ЕИС.

Часто задаваемые вопросы об МЧД для закупок

  • Может ли руководитель юрлица или индивидуальный предприниматель выпустить МЧД на себя?

    Нет. Директор организации — единоличный исполнительный орган юрлица. Это зафиксировано в разных законах, в том числе федеральных: «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах». Поэтому выдача доверенности руководителю противоречит нормам права — все полномочия у него уже есть.

    Индивидуальный предприниматель по Гражданскому кодексу продолжает действовать как гражданин. Статус ИП не ограничивает его право‑ и дееспособность. Поэтому выпущенная на себя доверенность лишена правового смысла и противоречит нормам гражданского права.

  • Как долго действует МЧД?

    Срок определяет руководитель при оформлении. Если срок не указан, по закону доверенность действует 1 год.
  • Нужно ли делать отдельную МЧД для каждой площадки?

    Для федеральных ЭТП достаточно одной МЧД из ЕИС. Для коммерческих площадок могут потребоваться другие форматы доверенностей. Перед участием в закупке на конкретной площадке уточните требования к МЧД в службе поддержки или в базе знаний ЭТП.
  • Отклонят ли заявку, если не приложить скан бумажной доверенности?

    Нет. При наличии корректной МЧД прикладывать скан бумажной доверенности не нужно.

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также