Эмоции — это ценные данные. Зачем нужен мониторинг настроения сотрудников

Эмоциональное самочувствие — личная ответственность каждого человека. Должен ли работодатель мониторить настроения подчиненных? Рассказываем, почему важно уделять внимание настроению сотрудников и как следить за атмосферой в коллективе.

Что вы узнаете

Что такое мониторинг настроения

Это вид самопомощи, когда человек с помощью дневника или специальных приложений ежедневно фиксирует свое настроение. Таким образом можно понять, какие триггеры влияют на ментальное здоровье. Отслеживать можно не только собственное настроение — такой диагностикой пользуются и целые компании. HR-менеджеры или специалисты проводят мониторинг настроения как каждого сотрудника, так и эмоционального фона коллектива.

«Похоже на очередной западный тренд. Зачем мне тратить ресурсы на выяснения того, какие эмоции испытывают мои подчиненные? На работе человек должен заниматься работой» — логичный вопрос от руководителя или предпринимателя. Отвечаем: мониторинг настроения — это, в первую очередь, про благополучие компании. Причем мы говорим о финансовой стороне. Ведь отслеживание и анализ эмоционального фона коллектива — ключ к удержанию сотрудников, особенно — ценных кадров. Выгоднее работать с проверенными и приверженными компании людьми, чем тратить ресурсы на наем, обучение и адаптацию новичков.

Для мониторинга настроения не требуется больших затрат. Все укладывается в три этапа:

  1. Выбор инструментов мониторинга
    Можно использовать пульс-опросы: как готовые, так и разработать с нуля в контексте вашего предприятия. Обычно этим занимаются эйчары или менеджеры по персоналу. Также можно подключить специальные приложения — трекеры настроения.
  2. Сбор информации
    Ответственный сотрудник регулярно запускает опросы: раз в месяц, квартал, неделю. Трекеры работают автономно — сотрудники отмечаются в них ежедневно. Например, указывают, с каким настроением пришли и закончили работу, что делали в течение дня, свою удовлетворенность т.д. Такие приложения могут устанавливаться отдельно (на компьютер или телефон), а могут быть частью привычного сервиса для работы.
  3. Анализ результатов
    Ответственный сотрудник изучает статистику (ежемесячно или еженедельно), по ней отслеживает динамику изменения настроения внутри коллектива. Анализ показывает, где назрели проблемы, кто нуждается в помощи и нужно ли разрабатывать поддерживающие мероприятия.

Зачем это нужно: очевидные и неочевидные причины мониторинга настроения

Держим руку «на пульсе» коллектива

Первая причина «напрашивается» сама собой — в тяжелых условиях пандемии и экономического спада важно отслеживать моральный дух коллектива. Тем более, когда статистика показывает удручающие факты: так, за первое полугодие 2022 спрос на антидепрессанты вырос на 66%. Эксперты прогнозируют рост увольнений и сокращений. Сейчас одни из самых приоритетных задач для каждого работодателя — удержание сотрудников и сохранение рабочих мест.

Котиков стабильный в своей работе менеджер. Однако в марте он начал закрываться: стал безынициативным, сухо общался с клиентами. Спустя время подал заявление на увольнение, при этом отказывался идти на компромисс. Всему виной — перенесенный ковид и обострившийся после болезни стресс, следом — эмоциональное выгорание. Он не хотел жаловаться и опасался говорить о своих проблемах начальству — поэтому ушел на фриланс. Если бы руководитель вовремя выявил симптомы выгорания, он бы мог дать Котикову внеплановый отпуск, на время снизить нагрузку или оказать финансовую поддержку.

Мониторинг настроения поможет выявить как эмоциональный фон в коллективе, так и частные проблемы каждого сотрудника во время кризиса.

Чем лучше настроение сотрудников, тем прибыльнее бизнес

И это не просто предположение, а уже научный факт. Метаанализ 230 организаций в 73 странах показал, что между благополучием сотрудников и успешностью компании есть прямая зависимость. Так, удовлетворенность менеджеров напрямую влияет на лояльность клиентов. Прежде всего психолого-эмоциональное состояние сотрудников влияет:

  • на производительность,
  • прибыльность,
  • креативность в принятии решений,
  • командную работу,
  • переговоры с клиентами и партнерами,
  • мотивацию, инициативность и лидерство.

Конечно, удовлетворенность складывается из разных составляющих. Одно из них — то, какие эмоции испытывает человек от работы.

Мониторинг настроения —ключ к понимаю многих проблем

Например, текучесть, саботирование решений руководства, медленная работа, игнорирование мероприятий и распоряжений. Бывает, что один человек способен портить настроение всем коллегам сразу. С помощью мониторинга настроения можно на начальном этапе определить, кто является источником негатива в коллективе

«Мы подвержены эмоциональному заражению. Эмоции передаются от человека к человеку как вирус. Понимание этого феномена — это форма прививки против эмоционального заражения».
Сигал Барсейд,
профессор Уортоской школы бизнеса при Пенсильванском университете

Сотрудники научатся лучше контролировать свои эмоции

Также мониторинг настроения — это элемент и самоконтроля. Психологические опросы, открытые обсуждения конфликтов, и разработанные на основе результатов мониторинга тренинги — сотрудники постепенно научаться самоанализу и рефлексии.

Согласно исследованиям, тренинги для укрепления отношений в коллективе регулярно организуют 22,5% руководителей РФ. 41,4% рассказали, что проводят подобные мероприятия, но довольно редко, а 36% признались, что не делают этого вообще.

Развитие осознанности повышает уровень ответственности: например, руководителю будет легче понять, когда он переносит личные проблемы на подчиненных.

Благоприятный имидж компании

Мониторинг настроения — это показатель бережного отношения работодателя к подчиненным. Для молодежи это особенно важно: миллениалы и зумеры хотят, чтобы в них видели индивидуальность, а не очередную единицу производства. Низкий уровень стресса, четкий баланс между работой и личной жизнью, разнообразные программы поддержки рассматриваются многими кандидатами так же внимательно, как денежный фактор.

О том, насколько игнорирование эмоционального состояния сотрудников сказывается на имидже компании, говорит популярная группа в ВК «Мы вам перезвоним». В ней высмеивают особо «отличившиеся» вакансии. Один из предметов насмешек — требование от сотрудников хорошего настроения: «работать продуктивно вне зависимости от настроения», «иметь хорошее настроение на работе» и т.д.

Сотрудники, находясь в комфортной среде, будут ощущать собственную значимость и приверженность компании. А также будут рекомендовать свое место работы.

Как отслеживать эмоциональное состояние работников

Пульс-опросы

Это анонимные и быстрые опросы для сотрудников (1–5 минут). В них важно прописать четкую цель — например, насколько комфортно чувствуют себя сотрудники на работе. Пульс-опросы важно проводить регулярно: раз в месяц, неделю или ежедневно. Вопросы должны иметь точные и однозначные формулировки, лучше чтобы они были закрытыми. Например, предложить оценить свое эмоциональное состояние по 10-балльной шкале. Или выбрать эмодзи дня: грустный, тревожный, раздраженный, спокойный, радостный.

Важно интересоваться, как та или иная ситуация в компании повлияла на каждого сотрудника. Например, переход на удаленку или изменение KPI. Важно спросить и про отношение с начальством и коллегами: насколько комфортно протекает общение, как проходит адаптация, не чувствует ли себя человек одиноким и изолированным.

В СБИС легко создать свой опрос в удобном и гибком конструкторе. Составляйте опросы и анкеты как удобно вам: например, по приглашению или с обращением по имени. Настройте вид ответов: через выбор эмодзи или по шкале баллов.

Конструктор опросов в СБИС

Публикуйте в группы, на стены или отправляйте лично. Включайте обязательные вопросы, и, что немаловажно — разрешайте сохранять анонимность. Размещайте медиаматериалы — например, видео с медитацией или советами психолога. После получения ответов вы быстро проанализируете результаты — они отобразятся в виде наглядной статистики и сохранятся в базе данных.

Пример статистики ответов опроса в СБИС

Хочу следить за состоянием сотрудников

Трекеры настроения

Можно использовать и более быстрый и непринужденный инструмент: трекер настроения. В СБИС мы планируем внедрить трекер для мониторинга настроения всего коллектива. Сервис соберет информацию об эмоциональном 5 состоянии каждого сотрудника, и, исходя из ответов, даст совет или направит к менеджеру по персоналу. Кроме того, в трекере работники могут оставлять комментарии по улучшению условий работы.

Мониторить настроение сотрудников в СБИС

Что делать с результатами

Важно понимать, что результаты опросников — это не выявление «хороших» и «плохих», неудобных людей. С грамотным подходом к анализу данных вы сможете:

  • распределить обязанности и роли сотрудников, исходя из их потребностей и особенностей;
  • оперативно помочь сотруднику, если у него возникли проблемы;
  • создать комфортную среду в коллективе;
  • улучшить имидж компании и ее внутреннюю политику.

Возможно, мониторинг настроения подтолкнет к глобальным реформам. Например, HR-отдел разработает поддерживающие мероприятия.

Смотрите также

Управление персоналом

Управление персоналом
4 февраля'23
Мотивация персонала в организации: как понять потребности сотрудников
И сделать так, чтобы сотрудники достигали целей вместе с компанией.
19 ноября'22
Тимбилдинг для сотрудников: как организовать и провести
Почему совместные игры на природе и викторины в офисе сплотят вашу команду.
28 июля'22
Синдром самозванца: как помочь сотрудникам чувствовать себя на своем месте
Почему хорошие специалисты не признают своих достижений и что с этим делать.
28 июля'22
Профессиональное выгорание сотрудников: как распознать и предотвратить
Что делать, чтобы лучшие работники оставались в строю.
2 июля'22
Удерживать сотрудников в компании — кого и как нужно?
Что делать, чтобы ценные кадры оставались у вас надолго.
21 апреля'22
Без паники: как поддержать сотрудников в трудные времена
5 советов, которые помогут вашей команде справиться с тревогой в условиях кризиса.