Не оффером единым: как адаптация сотрудников по модели 6C помогает удержать новых сотрудников

Работодатели стремятся сокращать затраты на наем и формировать команду, которая будет работать годами. Достигать этой цели помогает адаптация новых специалистов. О том, как ее выстроить, на конференции HR Connect рассказала Анна Торопова, директор по персоналу компании IT Protect.

Анна Торопова, директор по персоналу IT Protect
Директор по персоналу компании IT Protect

Что вы узнаете

Ключевая задача HR в России в 2025 году

В 2025 году ключевая задача HR — выстраивать адаптацию не ради галочки, а ради человека.

Еще недавно адаптация была больше нужна новичку, чем компании. Сотрудник старался вписаться, а бизнес — лишь формально помогал освоиться. Сейчас всё иначе: теперь именно компаниям важно, чтобы сотруднику понравилось на новом месте и он стал постоянным игроком команды.

👉 Как организовать онбординг сотрудников

Изменения на рынке были резкими: пандемия, мобилизация, отток специалистов. Всё это превратило наем в дорогостоящий и сложный процесс. Кроме этого, в последние годы на рынок активно выходит поколение Z, которое привыкло к онлайну и мгновенной обратной связи. Главная задача российских HR‑специалистов — грамотно выстраивать процесс адаптации новичков в компании и окружать их всесторонней заботой.

Забота о новичке складывается из двух слоев:

  • организационного: процессы выстроены без сбоев;

  • эмоционального: человек чувствует, что его здесь ждали.

Почему адаптация важна с точки зрения ЕJM

Адаптация составляет треть пути сотрудника в компании. К ней относятся такие этапы, как пребординг, адаптация в культуру и адаптация в работу. А если добавить к ним процессы найма, то можно увеличить долю этапов до половины ЕJM:

Адаптация в ЕJM

Именно здесь закладывается решение: задержится ли человек надолго или уйдет после первых месяцев. Например, в 2019 году исследование SilkRoad показало: 95 % компаний с низкой текучкой внедрили системную адаптацию.

В России вопрос адаптации персонала в 2024 году исследовало рекрутинговое агентство Get Experts. Специалисты компании в рамках опроса выяснили, что отсутствие адаптации входит в топ‑5 причин увольнений во время испытательного срока. А почти четверть новичков сталкивается во время адаптации с такими трудностями, как непонятная оргструктура компании и нехватка обратной связи и оборудования.

Ключевые трудности новичков легко минимизировать с помощью грамотно выстроенной системы адаптации. К тому же, по данным совместного исследования SHRM и Орегонского университета, 69 % сотрудников после хорошего онбординга работают в компаниях минимум 3 года.

Что такое модель адаптации сотрудников 6C и почему она помогает заботиться о новичках

Автор модели адаптации сотрудников 6С — Талия Бауэр, профессор менеджмента из Портлендского университета, исследователь SHRM и одна из ключевых фигур в теме онбординга.

Модель включает шесть ключевых компонентов эффективного онбордингa:​

  • Compliance (соблюдение нормативов): обеспечение выполнения всех юридических и организационных требований, а также подписание документов.

  • Clarification (уточнение): ясное определение ролей, обязанностей и ожиданий от нового сотрудника, в том числе утверждение целей и KPI на испытательный срок.

  • Confidence (уверенность): создание условий, в которых новичок чувствует себя компетентным и способным выполнять свои задачи. Сюда относятся доступы к инструкциям и ПО, а также поддержка наставника.

  • Connection (связь): установление социальных связей и чувства принадлежности к коллективу. Это достигается, например, через знакомство с командой и назначение бадди.

  • Culture (культура): погружение в ценности, нормы и традиции организации, а также наблюдение за тем, как они проявляются в повседневной жизни компании.

  • Checkback (обратная связь): регулярное получение и предоставление отзывов для корректировки процесса адаптации по модели 6С.

EJM-адаптация – модель 6C

Бауэр периодически дорабатывает эту модель. Изначально в ней было четыре компонента: Compliance, Clarification, Culture, Connection. Позже исследователь добавила блок Confidence, а затем Checkback.

Эволюция модели адаптации совпадает с изменениями на глобальном рынке труда. Так, элемент Confidence появился как ответ на повышенную тревожность новых сотрудников. А Checkback — в ответ на возросшую потребность в обратной связи.

Таким образом, модель адаптации сотрудников 6С Талии Бауэр помогает заботиться о новичках не потому, что она формально описывает этапы адаптации, а потому что затрагивает все ключевые потребности человека, который оказался в новой среде.

Для действительно качественной и эффективной адаптации важно сбалансированно распределять компоненты модели по этапам. Именно это позволит создать всестороннюю заботу о новом сотруднике, благодаря которой он не только успешно пройдет испытательный срок, но и останется в компании на долгие годы. Подробнее про дорожную карту сотрудника читайте в статье про EJM.

Как с помощью модели адаптации 6C выстраивать этапы онбординга от оффера до выхода с испытательного срока

Адаптация — это не чек‑лист, а система отношений. Она выстраивается не по линейке, а слоями, сразу в нескольких направлениях. В единое целое ее связывает всесторонняя забота не только о задачах, но и о человеке.

Чтобы система работала, ее нужно передавать руководителям, наставникам и бадди. При этом важно помнить, что опыт каждой компании уникален. Поэтому любые идеи, хорошие практики других организаций и собственные наработки следует регулярно пропускать через три проверочных вопроса:

  • Зачем мы это делаем

  • Соответствует ли это культуре

  • Можно ли упростить

Пребординг

Оффер. Сильная адаптация начинается с оффера. Он помогает:

  • закрепить договоренности;

  • зацепить кандидата и выделиться среди других работодателей;

  • отразить tone of voice компании.

Если вы хотите показать современность компании, убедитесь, что кандидату удобно взаимодействовать с вами уже на этом этапе. Например, IT Protect отправляет оффер в электронном виде. Кандидату достаточно перейти по ссылке или QR‑коду и в один клик подтвердить готовность к сотрудничеству. Это удобно для обеих сторон и снижает порог входа для нового сотрудника.

Подготовка к выходу. После оффера компания и сотрудник начинают подготовку к выходу. На этом этапе важно вовлечь новичка во взаимодействие, дать ему нужную информацию, при необходимости уточнить данные по документам, а также подготовить анонсы для команды.

Внутренний пребординг

На этом этапе компания занимается организацией рабочего места сотрудника (готовит к выдаче технику, настраивает ПО и доступы), составляет план задач на испытательный срок и формирует календарь встреч в первый рабочий день.

Первый рабочий день

Обязательные составляющие первого рабочего дня:

  • Оформление.

  • Выдача welcome‑pack и проведение welcome‑тренинга.

  • Знакомство с командой.

  • Встреча с руководителем и наставником.

Цель этого этапа — снизить стресс и показать сотруднику, что команда ждала его выход на работу.

Адаптация в культуру

Чтобы помочь новому сотруднику адаптироваться к корпоративной культуре, важно использовать:

  • Индивидуальные беседы с HR. Сроки проведения: 3 день, 3 неделя, 1,5 и 2,5 месяца работы.

  • Опросы руководителя в формате SWOT. Сроки проведения: 3 неделя, 1,5 и 2,5 месяца работы.

  • Баддинг (поддержка внутри команды): около 3 месяцев или дольше.

  • Мини‑выпускной по поводу выхода с испытательного срока. В IT Protect эта встреча проходит по методу «похвастаться, пожаловаться, пообещать».

💡 Лайфхак: составьте для всех бесед в рамках адаптации жесткие скрипты. Это поможет системно собирать и анализировать данные, а также находить общие паттерны.

Адаптация в работу

К этому этапу относятся:

  • Знакомство с регламентами и процессами.

  • Изучение инструментов для работы и взаимодействия с коллегами.

  • Профильное обучение от наставника.

  • Встречи по задачам и результатам.

Как автоматизация HR‑процессов помогает не забыть про человека

Модель адаптации сотрудников 6С требует системности, а системность — снижения влияния человеческого фактора. Поэтому важно освобождать HR и руководителей от рутины с помощью CRM, HR‑платформ, ботов и других инструментов. Чем меньше забытых шагов в процессе адаптации, тем больше внимания достанется новым сотрудникам и тем выше шансы на долгосрочное сотрудничество.

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также