10 мифов о кадровом ЭДО
К 2025 году, по нашим оценкам, КЭДО будут использовать порядка 50% компаний со штатом свыше 50 человек. Рассказали, почему не стоит бояться кадрового ЭДО и какие бонусы получает бизнес и сотрудники от ведения документооборота в цифровом виде.
Миф 1. У КЭДО нет законодательной базы. Документы не примут при проверке или в суде
На самом деле КЭДО — это совершенно законно и регулируется следующими нормативными документами:
- для всех сотрудников — поправки в ТК РФ (ст. 22.1–22.3);
- дистанционных сотрудников — ТК РФ ст. 312.1–312.9;
- самозанятых и ГПХ — Гражданский кодекс РФ, ч. 2. ст. 160, ч. 2. ст. 434;
- о работе с электронными подписями — 63‑ФЗ от 06.04.2011.
А если вдруг дойдет до проверок или судебных разбирательств:
- С 1 марта 2023 введены единые требования к формату документов (.pdf, .xml, .sng).
- Достаточно отправить запрашиваемые кадровые документы в утвержденном формате по email в трудовую инспекцию.
- Распечатать визуализированную копию и заверить ее.
Как видите, ведение КЭДО четко регулируется законом, поэтому достаточно выбрать надежный сервис и начать вести документооборот онлайн.
Миф 2. Отсутствие опыта внедрения КЭДО у крупных игроков рынка
В 2020 году, когда компании только начинали внедрять КЭДО, этот миф был актуален Но сейчас большинство кадровых процессов унифицировано, а крупные вендоры предлагают готовые коробочные решения. На этапе внедрения нужна минимальная поддержка IT‑специалистов, так как решения разработаны по модели low‑code/no‑code и систему может настраивать даже сотрудник отдела кадров без IT‑образования.
На данный момент (осень 2024 года) только Saby КЭДО внедрили больше 2500 компаний, и немалую долю из них занимает именно крупный бизнес. Потому что КЭДО значительно сокращает время оформления кадровых документов и полностью исключает риск допустить ошибку.
Миф 3. Крупным компаниям больше подходит КЭДО On‑premise
Для начала разберем, чем SaaS отличается от On‑premise.
On‑premise — это когда программа для кадрового электронного документооборота устанавливается на собственные серверы компании и клиент самостоятельно отвечает за ее обслуживание и безопасность. Это требует больше ресурсов и затрат на содержание штата специалистов IT и безопасности.
SaaS, наоборот, представляет собой услугу, когда программа работает на серверах поставщика и он заботится обо всем, включая обновления, техподдержку и безопасность, а вы просто пользуетесь ей через интернет, оплачивая лицензию.
В реальности SaaS подходит всем компаниям, ведь такое решение быстрее развернуть и поддерживать. Его безопасность зависит не от модели поставки, а от качества ПО и надежности серверов. К тому же SaaS‑решения более гибкие, их можно кастомизировать под ваш запрос. И последний важный аргумент: On‑premise всегда дороже, чем SaaS.
Сравним затраты на SaaS и On‑premise.
On-premise | SaaS |
---|---|
|
|
Миф 4. Нужна большая проектная команда для внедрения
Для перехода на КЭДО вам потребуется команда, но она не обязательно должна быть большой. И современные решения, такие как Saby, интуитивно понятны и разобраться в них не составит труда.
Обязательно | Не помешают |
---|---|
|
|
Миф 5. КЭДО — это долго
Скорость внедрения кадрового электронного документооборота зависит от масштаба компании и других факторов. Раскроем в нескольких тезисах:
- чем меньше компания и проще процессы, тем быстрее внедрение
- чем профессиональнее команда вендора, тем быстрее переход;
- необходимо подготовиться к переходу заранее;
- переход может быть поэтапным.
Чтобы не быть голословными, поделимся примерами компаний — наших клиентов, которые уже внедрили Saby КЭДО.
«Кухня на районе» | 1 000 сотрудников | 5 часов |
---|---|---|
«Газпром-Медиа Холдинг» | 6 000 сотрудников | 1 год |
«Страховой Дом ВСК» | 7 000 сотрудников | 3 месяца |
Как видите, сроки зависят не только от количества сотрудников, но и от других факторов: готовности компании, общей цифровизации процессов и организации внедрения.
Разберем процесс внедрения, чтобы все было наглядно. Он состоит из этапов:
Подготовка Цели проекта Нормативка Анализ бизнес‑процессов | Проектирование Формирование ТЗ Выбор информационной системы Разработка ЛНА | Реализация Настройка Тестирование Обучение Пилот Масштабирование | Контроль Мониторинг инцидентов Поддержка пользователей | Завершение Сбор обратной связи Анализ эффективности Подведение итогов |
Миф 6. Бумажные документы надежнее
На фоне участившихся DDoS‑атак, сливов данных и расцвета киберпреступности сформировалось мнение об опасности всего цифрового.
Однако статистика убеждает в обратном: до 5% бумажных документов регулярно теряется по разным причинам (потерял курьер, не донес сотрудник, пропали из архива). С КЭДО вы так не рискуете — все надежно хранится в облаке, документы дублируются в нескольких центрах обработки данных. Дополнительно Saby может копировать документ на сервер клиента.
Документ, подписанный электронной подписью, защищен от любых изменений. Электронную подпись, в отличие от физической, невозможно подделать. Потерять ее тоже нельзя, т.к. она хранится в облаке, и даже сам работодатель не может ничего подписать за работника, так как доступ к этой ЭП есть только у владельца. Для максимального спокойствия можно дополнительно установить подтверждение подписания кадровых документов через смс.
Также КЭДО защитит от беспечности и недобросовестности работников.
В судебной практике уже рассматривались сотни дел, когда у работника и работодателя были разные версии бумажных документов и выяснить, какой из них был в какой момент подписан, часто невозможно.
Ксения Корчагина, юрист по трудовому праву и КЭДО
Для наглядности сравнили риски электронных и бумажных документов. Убедитесь сами:
Миф 7. КЭДО — рай для злоумышленников
Это часто встречающийся миф, но только из‑за того, что КЭДО — новая технология и к ней просто надо привыкнуть. Помните, как больше 10 лет назад, для того чтобы совершить любую операцию, надо было лично идти в банк с банковской книжкой, а сегодня своими финансами можно управлять со смартфона. Поверьте, со сферой КЭДО будет то же самое, и чем быстрее вы перейдете на него, тем быстрее увидите эффект от внедрения.
Давайте разберем три самых частых заблуждения.
ЭП могут воспользоваться третьи лица
- Доступ к ЭП есть только у сотрудника и она работает только для КЭДО. Для дополнительной безопасности можно настроить двухфакторную аутентификацию.
Персональные данные могут украсть
- Данные защищены лучше, чем на бумаге. Доступ к личным данным жестко разграничен ролями, а все события в сервисе логируются.
Персональные данные находятся у сторонней компании
- Все кадровые документы и персональные данные находятся под защитой в собственном ЦОДе Тензора, который соответствует всем требованиям 152‑ФЗ, имеет аккредитацию ФСТЭК и ФСБ. Регулярно делаются резервные копии.
Миф 8. Сотрудники не разберутся в КЭДО, у них нет смартфонов
Мобильное приложение — удобное решение для КЭДО
- Смартфон всегда под рукой
- Push‑уведомления о подписании/ознакомлении с документами
- Простой интерфейс
- Альтернатива — адаптивная верстка
- Нет смартфона? Есть стационарные компьютеры
Вход и регистрация в системе:
- По логину и паролю
- Номеру телефона
- SSO (Single Sign‑On)
Миф 9. Сотрудники откажутся от использования электронной подписи и ЭДО
Из опыта наших внедрений — 95% сотрудников соглашаются на КЭДО. Сомневающиеся есть всегда, но с возражениями очень легко работать. Например:
— Я не хочу, чтобы мои персональные данные попали в интернет!
— Все по закону. Документы передаются по защищенным каналам связи и хранятся в соответствии с 152‑ФЗ.
— Возрастным сотрудникам не освоить компьютерную программу.
— Сейчас у 94,9% населения есть смартфон и все большей редкостью становятся люди 50+, не знающие компьютер или использующие кнопочный телефон. Напротив — возрастные сотрудники активно используют смартфоны и соцсети. А в качестве альтернативы можно использовать веб‑версию на рабочем компьютере.
Совет от экспертов Saby: перед внедрением обязательно проведите предварительный опрос сотрудников. В него можно включить пояснения о легальности, безопасности и удобстве КЭДО. С Saby агитация сотрудников проходит в разы проще — у нас есть готовые материалы, специалисты проведут обучающие вебинары.
КЭДО — значимый аспект HR‑бренда компании:
Сейчас за крутых специалистов на фоне современной текучки и дефицита кадров у HR‑служб идет настоящая борьба. КЭДО уже давно стал частью преимуществ работодателя — наравне с соцпакетом, ДМС и современным офисом. Удаленные и гибридные сотрудники КЭДО выдвигают как одно из непреклонных требований.
Михаил Ефимов, руководитель направления Saby КЭДО
Миф 10. Внедрение КЭДО слишком дорого
Реальное положение дел совершенно противоположно. Вот несколько фактов:
Вы сэкономите время отдела кадров. Это до 40–70% освободившегося времени: без печати, вызовов курьера и ожидания сотрудников и отправки документов в архив.
Мы посчитали, что на бумажную волокиту по одному сотруднику кадровик тратит в год около 5 ч. У наших клиентов внедрение КЭДО окупается уже в первый год. КЭДО — это отличная разгрузка руководителей, ведь обычно их рабочий день начинается со стопки кадровых документов, которые нужно подписать.
Экономия на содержании архива. Помимо аренды отдельного помещения для такой библиотеки, «бумажные» стеллажи — это путаница и утеря документов, а еще они просто портят внешний вид современного офиса. Мы уже привыкли пользоваться облачными хранилищами в обыденной жизни — к примеру, доверяем ему свои фотографии. Пора переносить хорошие привычки и в рабочее пространство.
Экономия на канцелярии. За последние годы бумага стала буквально на вес золота — многие завхозы и офис‑менеджеры успели поседеть, видя растущие в геометрической прогрессии цены. А где бумага — там и траты на ручки, папки, степлеры, обслуживание принтеров и т.д. И не забываем про экологию и утилизацию.
Экономия на пересылке документов. Нужно почтой или курьером отправить, а потом получить подписанный экземпляр. А если ошибка? Это не только зря потраченные деньги, но и потерянное время. С КЭДО больше не нужно мучиться с пересылкой документов — за пару кликов вы мгновенно и абсолютно бесплатно обмениваетесь всем пакетом документов.
Простой пример: при приеме на работу мы даем на подпись сотруднику порядка 12 кадровых документов. Каждый из них содержит 3‑4 листа — на одного человека уходит порядка 50 листов бумаги. Логистика также стоит денег. Необходимо из торговых точек перевезти документы в офис филиала, один раз в год — перевезти в Краснодар на долгосрочное архивное хранение.
Ольга Исакова, руководитель управления по кадровым сервисам компании «Магнит»
МСП Банк посчитал, что сэкономил с Saby 11,8 млн ₽ за первый год использования КЭДО:
- на печати, доставке и других типовых операциях — 10 446 429 ₽;
- канцтоварах — 383 593 ₽;
- оптимизации типовых процессов — 10 446 429 ₽;
- за счет увеличения эффективности управления — 70 200 ₽;
- ускорения бизнес‑процессов — 702 000 ₽;
- благодаря шаблонам документов — 70 200 ₽.
Обратитесь к менеджеру Saby, он поможет рассчитать экономию от перехода на КЭДО на наглядном калькуляторе.
Резюмируем
КЭДО — это удобно, несложно, эффективно, недорого и безопасно. Внедрение КЭДО — важный шаг, который позволяет экономить деньги компании и рабочее время работников, обезопасить себя от трудовых споров и штрафов, а также улучшить опыт сотрудников и усилить бренд работодателя.