Объемно-сортовой учет маркированной продукции

С 1 сентября 2022 года участники оборота молочной продукции должны вести объемно-сортовой учет (ОСУ). Как к нему подготовиться и что нужно для работы в ОСУ — расскажем в статье и ответим на популярные вопросы.

Что такое объемно-сортовой учет

Объемно-сортовой (или объемно-артикульный) учет предполагает, что в систему маркировки сведения при отгрузке, приемке и выводе товара из оборота передаются в объемах поставок/отгрузок. Указывать Data Matrix каждой единицы продукции, как при поэкземплярном учете, не нужно.

Например, завод изготовил 1000 бутылок молока. Честный знак будет прослеживать путь не каждой бутылки, а партий, направленных разным контрагентам. Так, часть бутылок молока может быть передана оптовикам, часть — розничным магазинам, госучреждениям или заведениям общепита.

Как работает объемно-сортовой учет

  1. Контрагенты обмениваются документами по ЭДО. Покупатель маркированного товара должен получить от поставщика входящий УПД с указанием количества товара, Код GTIN (англ. Global Trade Item Number) — это международный код маркировки товаров, который присваивается по стандартам GS1 (в России коды присваивает Ассоциация автоматической идентификации ГС1 РУС). В GTIN закодировано предприятие и конкретная товарная позиция.GTIN
    , количества кодов маркировки и утвердить его при отсутствии расхождений.
  2. В личном кабинете Честного знака появляется Виртуальный склад. Здесь ведется учет оборота маркированной продукции в объемно-сортовом разрезе: вы сможете отслеживать количество единиц полученного и переданного товара.

Обязательная маркировка

Когда и для кого вводится объемно-сортовой учет

Объемно-сортовой учет товара вводится для участников оборота молочной продукции с 1 сентября 2022 года; упакованной воды — с 1 ноября 2022 года. ОСУ будет введен также для участников оборота антисептиков и БАД.

Для молочной продукции со сроком хранения менее 40 суток объемно-сортовой учет будет действовать на постоянной основе. Для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток — до 31 мая 2025 года; для воды — до 1 марта 2025 года. После этого начнется поэкземплярный учет. Сейчас вести поэкземплярный учет также допускается.

Что нужно для работы в ОСУ: пошаговая инструкция

  1. Если только начинаете работать в системе маркировки, выпустите квалифицированную электронную подпись для руководителя, зарегистрируйтесь в Честном знаке и выберите сервис для работы с системой маркировки.
  2. Выберите оператора электронного документооборота, который работает с системой маркировки. Проверьте наличие роуминга между выбранным сервисом ЭДО и сервисами ЭДО ваших контрагентов. Протестируйте обмен УПД с контрагентом. Начните передавать сведения по ЭДО с 1 сентября 2022 года. Подключение к сервису ЭДО обязательно. Без этого контрагент не сможет подать сведения в систему, за что предусмотрена административная ответственность.

Электронный документооборот

  1. Выберите оператора фискальных данных и онлайн-кассу для работы с маркированным товаром.

Передавать сведения о продажах в розницу в Честный знак нужно через онлайн-кассы, сканируя коды маркировки при продаже. Если продавец (например, мороженого) освобожден от использования онлайн-касс по ФЗ №54, ему следует передавать данные в систему напрямую с помощью документа «Вывод из оборота» по причине «Розничная продажа».

При работе с объемно-сортовым учетом сканер не обязателен. Но с его помощью работать будет удобнее. Код товара хранится в карточке номенклатуры учетной системы, а значит, добавляется в документ автоматически. При приемке не нужно проверять коды маркировки, потому что в документе они не указаны, но можно проверять GTIN. Приемщик сопоставит количество, указанное в УПД, с фактически поставленным количеством товара.

Например, вам должны поставить 100 бутылок молока. Когда придет груз, убедитесь, что бутылок действительно 100 — каждую проверять не нужно. Если количество совпадает, утвердите документ.

Маркировка под ключ

Маркировка под ключ в СБИС

Полностью подготовим к изменениям: зарегистрируем на Честном знаке, подберем оборудование, подключим ЭДО и ОФД, обучим работе.

Вы будете работать как обычно, а СБИС за вас отчитываться в систему маркировки.

Частые вопросы

  • Что делать, если продаем товар на вес или в разлив?

    Если товар весовой, количество кодов маркировки может отличаться от количества по документу. Например, вы приняли головку сыра весом 10 кг, но расфасовали его по 0,5 кг. Если дальнейшая продажа будет юридическому лицу, то нужно промаркировать каждый кусок и оформить УПД с ОСУ по ЭДО.

    При продаже в розницу маркировать каждый отрезанный от головки кусок не нужно. Код маркировки головки сыра сначала нужно вывести из оборота: не через онлайн-кассу, а отправив сведения о Data Matrix в Честный знак с использованием документа «Вывод из оборота».

  • Что делать с немаркированными остатками молочной продукции (к 1 сентября 2022) и упакованной воды (к 1 ноября 2022)?

    Продукцию, которая произведена до даты начала обязательной маркировки, можно продавать до окончания срока годности.

    Товарная группаДата старта обязательной маркировки
    Сыр и мороженое01.06.2021
    Молочная продукция со сроком хранения более 40 дней01.09.2021
    Молочная продукция со сроком хранения менее 40 дней01.12.2021
    Минеральная вода01.12.2021
    Остальная упакованная вода01.03.2022
  • Как действовать госучреждениям, сектору HoReCa и фермерам?

    Для них обязательная передача сведений об обороте молочной продукции в систему маркировки начнется с 1 декабря 2023 года.

    При этом если они приобретают маркированную молочную продукцию для последующей продажи, то нужно уже с 1 сентября 2022 года передавать в систему маркировки сведения о выводе из оборота продукции с использованием контрольно-кассовой техники.

    Если же молочную продукцию закупают не для продажи, а для переработки или приготовления блюд, то до 1 декабря 2023 года выводить товар из оборота должен поставщик через документ отгрузки с типом договора «Собственные нужды покупателя».

  • Какие штрафы предусмотрены за нарушение требований?

    Штрафы до 10 000 рублей для должностных и до 100 000 рублей для юридических лиц предусмотрены:

    • за продажу товаров в розницу без передачи сведений о выводе товара из оборота в систему маркировки;
    • за передачу товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки;
    • за нарушение сроков передачи сведений в систему.

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее