Обязательная маркировка антисептиков в 2024 году
С 1 октября 2023 года действуют новые требования для работы с антисептиками и дезинфицирующими средствами для рук. Нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак», маркировать производимую и импортируемую продукцию, отчитываться об обороте и сканировать код маркировки в кассовый чек при продаже в розницу.
Разбираем, что должны сделать все участники цепочки по продаже антисептиков: какое оборудование купить, в какие сроки начать работать с маркировкой и что делать с немаркированными остатками.
Вы узнаете
Для кого действует закон о маркировке антисептиков
В обязательной маркировке участвуют компании и индивидуальные предприниматели, которые производят, импортируют, продают оптом или в розницу следующие товары:
- кожные антисептики;
- парфюмерно‑косметические средства с антимикробным действием.
Законодательно перечень участников, сроки и правила оборота маркированной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 870.
Сроки и этапы маркировки для производителей и продавцов
С 1 сентября все участники оборота антисептиков обязаны подключиться к системе маркировки. Другие обязательства будут появляться поэтапно.
Дата | Этап | Что нужно сделать |
---|---|---|
С 1 сентября 2023 | Обязательная регистрация в системе маркировки | Все участники оборота должны зарегистрироваться на сайте «Честного знака» и описать свои товары в каталоге. Компании и ИП, которые впервые начнут производить или продавать антисептики, должны подключиться к системе маркировки не позднее 7 дней с начала производства, ввоза и продажи антисептиков |
С 1 октября 2023 по 1 октября 2024 | Маркировка остатков, произведенных или ввезенных до 01.10.2023 | Немаркированные остатки необходимо промаркировать или продать до 01.10.2024. Советуем не откладывать маркировку остатков на последний момент |
С 1 октября 2023 | Обязательная маркировка на производстве и при импорте | Производители и импортеры обязаны размещать на антисептиках код маркировки (Data Matrix) и передавать в «Честный знак» сведения о вводе товаров в оборот. Импортерам до 31 октября 2023 необходимо промаркировать антисептики, которые закуплены до 30.09.2023 и выпущены таможней с 01.10.2023 |
С 1 марта 2024 | Обязанность подавать сведения о выводе из оборота и добавлять код маркировки в чек при розничной продаже | При продаже антисептиков розничные магазины должны сканировать коды маркировки на кассе. Таким образом информация о выводе из оборота отражается в чеке и через оператора фискальных данных передается в «Честный знак». Когда участники маркировки списывают антисептики по другим основаниям, то отражают это отдельным документом |
С 1 мая 2024 | Переход на электронный документооборот при отгрузке и приемке антисептиков (объемно‑сортовой учет) | Все участники оборота антисептиков должны обмениваться только электронными УПД. Подавать сведения разрешается в объемно‑сортовом формате. В УПД обязательно указывать количество товара, GTIN (англ. Global Trade Item Number) — международный код маркировки товаров, в котором закодировано предприятие (производитель или импортер) и конкретная товарная позиция.GTIN и количество кодов маркировки |
С 1 октября 2024 | Продажа только маркированных товаров | С этой даты запрещается оборот (купля, продажа) немаркированных товаров, в том числе в розницу |
С 1 сентября 2025 | Поэкземплярный учет антисептиков | Все участники оборота через ЭДО отражают отгрузку и приемку каждого экземпляра антисептика, а не в объемно‑сортовом формате, как раньше |
Какие антисептики нужно маркировать
Чтобы понять, маркировать антисептик или нет, нужно руководствоваться кодами 2 видов:
- ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности;
- ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 |
---|---|---|
Парфюмерно‑косметическая продукция, предназначенная для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской тары антимикробным действием | 3304 99 000 0 | 20.42.15 |
Кожные антисептики — дезинфицирующие средства | 3808 94 800 0 | 20.20.14.000 |
Схема работы с оборотом антисептиков
Когда заработают все этапы маркировки, общая схема движения антисептиков будет выглядеть так:
- Производитель или импортер получает коды в «Честном знаке», размещает их на товаре.
- При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД:
- при объемно‑сортовом учете (ОСУ) — без кодов, но с указанием GTIN и количества кодов маркировки;
- при поэкземплярном учете — со всеми кодами с упаковок антисептиков.
- Дистрибьютор при приемке сверяет коды в УПД с полученными по факту или с GTIN и количеством кодов, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
- Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует аналогичный УПД.
- Магазин получает УПД с информацией о маркированных товарах. Если данные указаны в объемно‑сортовом учете — надо проверить GTIN и количество кодов маркировки. Если данные указаны поэкземплярно — отсканировать Data Matrix на товарах. Если расхождений нет — подтвердить приемку товара, при расхождениях — отклонить приемку или утвердить поступление с актом о расхождении.
- При продаже кассир сканирует код маркировки на упаковке антисептика — так информация о продаже маркированного товара отражается в чеке. Оператор фискальных данных видит эту продажу и отправляет сведения о ней в «Честный знак». Так код маркировки выбывает из оборота.
Штрафы за работу без маркировки
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки антисептиков Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар.
Полный перечень штрафов — на сайте «Честного знака», ниже приведем основные.
Нарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
Приемка и продажа антисептиков без кодов маркировки | Конфискация продукции и штраф: 5 000–10 000 ₽ — для должностных лиц и ИП; 25 000–150 000 ₽ — для малого бизнеса; 50 000–300 000 ₽ — для среднего и крупного юрлица | Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора |
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодами | — | Штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом |
Как работать с маркированными товарами
- Зарегистрироваться в системе маркировки.
- Наносить маркировку на продукцию (для производства и импорта): подключить сервис для работы с маркировкой, приобрести оборудование для печати этикеток.
- Отгружать и принимать маркированные антисептики через ЭДО: подключиться к оператору ЭДО, приобрести оборудование для сканирования кодов.
- В рознице обновить кассовое ПО и прошивку ККТ, подключиться к ОФД, поставить 2D‑сканер на рабочее место кассира.
Маркировка под ключ в Saby
Для производителей, импортеров, оптовых продавцов и розничных магазинов
Регистрация в системе маркировки
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе «Рутокен».
Установите необходимое ПО:
- СКЗИ, если ключ на носителе «Рутокен»;
- драйвер носителя (если ключ на «Рутокен ЭЦП 2.0», дополнительно скачайте «Рутокен Плагин»);
- личный и корневые сертификаты;
- «КриптоПро ЭЦП Browser plug‑in».
- Перейдите на сайт системы маркировки и нажмите «Проверить». Если все настроили верно, кликните «Продолжить».
- Выберите электронную подпись, укажите контактный телефон и email, нажмите «Отправить заявку». В течение 24 часов на электронную почту придет письмо со ссылкой на подтверждение.
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
- являетесь ли вы производителем или импортером товаров;
- оператора ЭДО и ID участника ЭДО;
- группы товаров, с которыми работаете;
- являетесь ли вы членом ассоциации «ГС1 РУС». Если да, введите идентификаторы GSP и GLN.
- Заполните профиль, ознакомьтесь с договорами с оператором и подпишите согласие.
Маркировка на производстве и при импорте
Что понадобится
- Оборудование для печати этикеток. Выберите подходящее в нашем каталоге.
- Подключение к системе маркировки, чтобы зарегистрировать выпускаемые или ввозимые товары, заказывать на них коды и вводить в оборот. Например, СБИС Маркировка.
Как маркировать
Производитель | Импортер |
---|---|
|
|
Чтобы не сканировать код маркировки каждого антисептика при поступлении или оптовой продаже и быстрее оформлять документы, производитель или импортер может объединить (агрегировать) их в транспортную упаковку. Для этого он создает код транспортной упаковки и печатает для нее этикетку, отчитывается в «Честный знак» о кодах маркировки всех антисептиков, которые входят в упаковку.
Приемка антисептиков
Что понадобится
- Подключение к ЭДО. В онлайн‑сервисе СБИС для обмена документами все входящие — бесплатно.
- Оборудование для сканирования марок.
Как принимать
Покупатель получает от поставщика по ЭДО электронный УПД с кодами или без кодов, но с данными объемно‑сортового учета (GTIN и количество кодов). Проверяет, нет ли расхождений, утверждает или отклоняет поступление.
Оптовая продажа
Что понадобится
Подключить ЭДО, чтобы отправлять розничным продавцам электронные УПД.
Как отгружать
Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров или не указывать коды, но внести данные объемно‑сортового учета (GTIN и количество кодов).
СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.
Розничная продажа
Что понадобится
- Обновить прошивку онлайн‑кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. Тензор имеет статус АСЦ — обращайтесь.
- Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать коды из чека в систему маркировки. Например, СБИС ОФД.
- 2D‑сканер для считывания марок.
Как продавать
Продавать маркированный товар нужно через онлайн‑кассу, подключенную к ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Со СБИС скорость продаж при сканировании маркировки не упадет: кассиру достаточно считать Data Matrix, а СБИС сам добавляет товар в чек. Данные передаются в систему маркировки автоматически.
Оборудование для маркировки
Принимать товар можно при помощи смартфона, сканера штрихкодов или терминала сбора данных (ТСД). Выбор оборудования зависит от размера склада: от маленького складского помещения до оптовых складов. А для печати кодов вам понадобится принтер этикеток.
Частые вопросы
-
Из чего состоит код маркировки и зачем он нужен?
Код маркировки по‑другому называется Data Matrix. В нем зашифрованы:
- код товара — 14 знаков;
- индивидуальный серийный номер товара (единицы) — 13 знаков;
- ключ проверки — 4 знака;
- код проверки — 44 знака.
Data Matrix позволяет проследить путь товара с момента производства до продажи конечному потребителю. Именно цифровые коды идентификации на антисептиках снизят объем контрафакта и гарантируют покупателю приобретение легальной, сертифицированной продукции.
-
Когда нужно нанести коды маркировки на импортные товары?
Нанести коды маркировки на товары необходимо:
- при ввозе с территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — до пересечения государственной границы РФ,
- при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.
-
Обязательно ли использовать сервис ЭДО до 1 мая 2024?
Нет, обязанности нет. Но можно настроить роуминг, выбрать оператора ЭДО и выстроить бизнес‑процессы.