Как сделать сайт магазина и продвигать его для роста продаж

директор по маркетингу в «Фабрике сайтов», сертифицированный эксперт «Яндекса» по обучению, основательница «Спикерского клуба Ольги Реутовой»

Создать интернет‑магазин можно быстро и даже бесплатно. Рассказываем, каким он должен быть, анализируем плюсы и минусы конструкторов. Даем пошаговую инструкцию для подготовки и запуска, ориентиры для последующей работы со статистикой и продвижением.

Что вы узнаете

Что нужно для создания интернет-магазина

Прежде чем приступать к разработке, наполнять сайт товарами и решать глобальные вопросы с позиционированием и продвижением, определитесь с базовым набором функций. От этого зависят сроки, стоимость и возможность справиться с запуском своими силами. Вот список факторов, на которые важно обратить внимание на подготовительном этапе.

Структура. Набросайте разделы, которые необходимы. Например, блок «Избранное» дает возможность сохранять понравившиеся товары — так их проще найти и заказать. Разделы «Популярные товары», «Новинки», «Распродажа» на главной помогают управлять вниманием: с них пользователю легче начать свой путь по каталогу. А блог компании с полезными статьями привлечет на сайт дополнительный трафик из поисковых систем.

Личный кабинет. Решите, нужен ли он и с каким функционалом. Учитывайте, что без личного кабинета пользователь не понимает, что происходит с заказом: получил интернет‑магазин его или нет, какой у него статус.

Эквайринг. Определитесь, будете ли принимать онлайн‑платежи и через какой сервис. Эквайринг облегчит жизнь покупателям, но увеличит вложения в сайт.

Доставка. Обдумайте, какие подключите опции доставки, будет ли автоматически рассчитываться ее стоимость, нужна ли карта с пунктами выдачи и постаматами.

Ассортимент. Оцените, сколько товаров разместите на сайте. Это повлияет на выбор платформы: она должна выдерживать нагрузку, связанную с тем, что в каталоге тысячи товаров и страниц.

Характеристики товара. Проанализируйте, важно ли, чтобы в карточке товара при выборе, например, цвета менялось фото и цена. Или одинаковые товары с разными свойствами будут на отдельных страницах.

Поиск, фильтры, сортировка. Продумайте, как облегчить пользователю выбор товаров. Поиск критичен для тех, кто приходит быстро купить что‑то конкретное. Возможность сортировки по цене и фильтры ускоряют процесс выбора.

Корзина. Решите, будете ли учитывать фактор отложенной покупки, когда пользователь кладет товар в корзину, но не оформляет заказ, а оставляет «на подумать». С точки зрения удобства лучше, когда у покупателя есть возможность обновить страницу или закрыть браузер, а вернувшись, обнаружить в корзине товары, которые он туда уже положил.

Акции и промокоды. Подробно опишите механики и ограничения. Например, бесплатная доставка заказов от 1 500 ₽, начисление бонусных баллов, запрет одновременно применять два промокода.

Обработка заказов. Решите, куда будет приходить информация о новых заказах: письмом на электронную почту или в CRM‑систему. Во втором случае исходите из того, что потребуется интеграция.

Интеграция с учетной системой (УС). Узнайте, поддерживает ли ваша УС обмен данными, и определитесь, какая именно информация должна автоматически синхронизироваться.

Визуальное оформление. Выберите цвета и стиль. Найдите сайты, которые нравятся и не нравятся, и сформулируйте почему. Эти примеры подойдут в качестве референсов.

Как сделать интернет-магазин: пошаговая инструкция

Шаг 1. Определиться с задачами и минимальным функционалом сайта. Все детали, которые требуют внимания, собрали в предыдущем разделе. Когда вы их проработаете, у вас будет готовое техническое задание (ТЗ), или бриф. В нем — все пожелания и требования к будущему сайту.

Шаг 2. Выбрать платформу и подрядчика для создания сайта. С этим поможет подробное ТЗ: вы поймете, решит ли конструктор все ваши задачи или придется привлекать разработчиков, спрогнозируете сроки и бюджет.

Шаг 3. Подготовить контент. Соберите информацию о магазине, условия оплаты и доставки, файл с товарами для массовой загрузки.

Шаг 4. Подобрать и зарегистрировать домен, подключить протокол безопасности. Доменное имя — это адрес сайта в интернете. А протокол обеспечивает безопасность передачи данных с сайта: конфиденциальной информации о клиентах и платежах. Если на сайте нет протокола безопасности, то браузер предупредит пользователя, что подключение не защищено, или вообще не откроет ресурс.

Шаг 5. Создать и наполнить онлайн‑магазин. Загрузите подготовленный контент и товары с описаниями, фотографиями, ценами.

Шаг 6. Адаптировать для мобильных устройств. Сайт будет подстраиваться под размеры экрана и корректно отображаться и на компьютерах, и на планшетах, и на смартфонах.

Шаг 7. Настроить аналитику. Установите «Яндекс Метрику» и активируйте опцию «Электронная коммерция», чтобы отслеживать статистику. Для этого необходимо добавить на сайт дополнительные коды, которые будут отслеживать взаимодействие посетителей с карточками товаров и заказами. Обычно эту задачу выполняет разработчик.

Шаг 8. Проверить скорость загрузки страниц и работоспособность. Убедитесь, что сайт не тормозит, страницы и изображения открываются, даже если интернет не самый быстрый, а фильтры в каталоге работают. Попробуйте создать личный кабинет и восстановить пароль. Оформите тестовые заказы: с курьерской доставкой и в пункт выдачи, с оплатой на сайте и при получении, с промокодом и без. Отследите, корректно ли отображаются статусы заказов.

Не забывайте вовремя оплачивать домен и хостинг, чтобы сайт работал без перебоев.

Что выбрать: конструктор или разработку

Платформа — это не самоцель. Поэтому нет смысла абстрактно выбирать между конструктором и разработкой своего сайта (CMS) — исходите из задач, которые хотите решить с помощью сайта. Плюсы и минусы подходов собрали в таблице.

Плюсы и минусы делать сайт на CMS с командой разработчиков

ПлюсыМинусы
  • Можно сделать любое решение на сайте. Это только вопрос времени и денег на создание
  • Хорошо продвигается в SEO
  • Обычно дорого, особенно если создавать дизайн с нуля. Если брать шаблон и адаптировать его, то будет дешевле
  • Обычно долго — разработка может занимать несколько месяцев. Если делать сайт на готовом шаблоне и адаптировать его силами разработчиков, то выйдет быстрее — за несколько недель

Плюсы и минусы конструкторов сайтов

ПлюсыМинусы
  • Недорого, если самостоятельно создавать сайт на основе шаблонов
  • Быстро, потому что есть шаблоны и можно самостоятельно, без знаний программирования сделать сайт (как одностраничный, так и многостраничный)
  • Чаще всего есть возможность интегрировать с популярными сервисами: «Яндекс Метрикой» эквайрингом, CRM‑системой
  • Если решения для интеграции в сервисе нет, то с этим уже ничего не сделать
  • Возможности ограничены функционалом, который есть в конструкторе сайтов
  • Обычно плохо продвигается в SEO

CMS. Разработка полноценного сайта позволяет реализовать самые сложные решения и закрыть все потребности. Его легче оптимизировать для SEO‑продвижения. Но такой подход требует вложений и занимает много времени: от нескольких недель до месяцев.

Конструкторы. Главное преимущество готовых решений — скорость и стоимость. Благодаря шаблонам сайт можно сверстать быстро и бесплатно, даже если ничего не понимаете в программировании. Настроить аналитику и подключить эквайринг тоже несложно. А вот интеграция с CRM и учетными системами есть не во всех конструкторах. Функционал не получится доработать под свои задачи. К тому же сайты, созданные с помощью конструктора, сложнее продвигать.

Готовое решение на базе Saby Get

В Saby тоже можно самостоятельно создать интернет‑магазин: просто оформите страницу или подтяните стиль из брендбука, выберите товары из каталога, настройте прайсы, доставку и кассу для онлайн‑платежей. После этого останется опубликовать ссылку на сайт или QR‑код, чтобы клиенты могли делать заказы. Это быстро и недорого. Не придется подключать синхронизацию с учетной системой и интеграцию с CRM — в Saby можно работать в режиме одного окна: обрабатывать заказы, добавлять новые товары, отслеживать остатки.

Екатерина Плесовских, эксперт по автоматизации розничных продаж Saby Retail

В Saby стиль оформления, компоновка и каталог настраиваются за несколько кликов

В Saby стиль оформления, компоновка и каталог настраиваются за несколько кликов

Как анализировать статистику после запуска

Для базовой аналитики достаточно «Яндекс Метрики» с опцией «Электронная коммерция» и «Google Аналитики 4» с настроенной «Электронной торговлей». Сервисы бесплатные и позволят отслеживать, откуда приходят пользователи, какие товары добавляют в корзину, что покупают. Это поможет понять, насколько окупаются маркетинговые вложения, что работает и приносит заказы, а что — нет.

Для более продвинутого уровня нужна сквозная аналитика, которая собирает данные из разных сервисов в отчеты. Тогда можно детально анализировать первые и повторные покупки или проводить RFM‑анализ.

Например, в интернет‑магазине раздел с цветочными горшками посетила 1 000 человек. Из них 300 заказали горшки: конверсия — 30%. 80% тех, кто купил горшок, добавили в заказ грунт. На основе этих данных можем предположить, что если сделать скидку на грунт при покупке горшка, то конверсия вырастет: из 1 000 пользователей закажут уже 400. Это только гипотеза, но, чтобы ее сформулировать, необходимы точные данные и возможность строить отчеты под задачи конкретного магазина.

Какие метрики оценивать

Самые важные метрики — это конверсия сайта, количество заказов и их стоимость, окупаемость и LTV. Дополнительно нужно отслеживать качество трафика: отказы, время на сайте, глубину просмотра.

  • Какие показатели оценивать

    • Конверсию посещения в оформленный заказ.
    • Количество или долю отмененных заказов.
    • Средний чек в разных каналах: например, с контекстной рекламы заказывают в среднем на 5 000 ₽, а с «ВКонтакте» — на 3 000 ₽.
    • CPO (Cost Per Order) — стоимость лида: ее важно учитывать, чтобы не получилось так, что тратим на маркетинг больше денег, чем получаем от клиентов.
    • ROMI (Return on Marketing Investment) — коэффициент окупаемости инвестиций.
    • LTV (Lifetime Value) — прибыль, которую покупатель принес за все время.

Оптимально анализировать всю воронку и оценивать конверсию на каждом этапе: посещение сайта, добавление товаров в корзину, переход к началу оформления заказа, оформленный заказ, продажа. Показатель падает — надо разбираться, что не так. Если на сайте мало посетителей — проблема в источниках трафика. Не добавляют товары в корзину — не нравится ассортимент или неудобно выбирать. Не оформляют заказ — возможно, проблема в форме: не получается ввести адрес доставки или телефон. Заказывают чаще при переходе из поисковика, чем с контекстной рекламы, — дело в самой рекламе.

Важно формулировать гипотезы: почему сайт магазина показывает низкие результаты. А затем проверять их с помощью сервисов аналитики. В «Яндекс Метрике», например, есть два полезных инструмента: «Вебвизор» показывает, что пользователи делают на сайте; карта кликов — на какие элементы кликают чаще всего.

Получайте новые статьи на почту

Я соглашаюсь на обработку персональных данных и присоединяюсь к регламенту Saby
ВКонтактеTelegram

Подписывайтесь
на новости в соцсетях

Как продвигать сайт

На старте надо активно подключать рекламу: контекстную и таргетированную. Это позволит быстро получать трафик. Параллельно важно работать над поисковой оптимизацией (SEO). Но это задача на перспективу: первые результаты будут заметны не раньше чем через три месяца.

Постепенно трафик из поисковых систем начнет расти, причем без увеличения вложений в услугу SEO. Со временем органического трафика станет больше, чем рекламного. Если же ориентироваться только на рекламу, то, чтобы увеличить трафик, придется каждый раз увеличивать рекламный бюджет.

В качестве дополнительного инструмента для продвижения можно использовать сайты‑купонаторы, закупать рекламу у блогеров и в тематических сообществах. Если есть офлайновая точка продаж, подойдет рекламная подписка в «Яндекс Бизнесе» с приоритетным размещением на карте.

Автоматизируйте продажи магазина и запустите сайт без разработки

Видеоматериалы по теме

Смотрите также