Контрольные процедуры, матрица рисков и КП: что такое и как составить

Марина Уварова, исполнительный директор аудиторской компании
исполнительный директор аудиторской компании
Наталья Васильева, консультант по налогам и взносам
консультант по налогам и взносам

Контрольные процедуры (КП) — важный компонент СВК. Рассмотрим, что именно нужно предусмотреть в части контрольных процедур для участия в налоговом мониторинге (НМ).

Вы узнаете

Что такое контрольные процедуры

Контрольные процедуры — действия и мероприятия, которые направлены на минимизацию рисков, предотвращение и выявление отклонений, ошибок и злоупотреблений.

Требования к контрольным процедурам закреплены в пунктах 9 и 10 Приложения к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД‑7‑23/518@ (далее — Требования).

Каждому риску должна соответствовать конкретная контрольная процедура.

🚨 Разработка контрольных процедур — это замкнутый процесс, направленный на их постоянное совершенствование:

Виды контрольных процедур

Каждую контрольную процедуру нужно классифицировать и отразить в отчете (реестре) «Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга».

📄 Отчет составляется по типовой форме. Что именно указывать, прописано в п. 11.2 Требований.

Реестр КП типовая форма

Так выглядит основная часть реестра КП

🗓️ Срок подачи реестра КП в налоговую (п. 18.3 Требований):

  • Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга.
  • Ежеквартально, в течение первого месяца соответствующего квартала. Данные нужно формировать по состоянию на 1 число квартала. Например, отчет на I квартал, сформированный по состоянию на 1 января, нужно подать не позднее 1 февраля.

⚙️ Контрольные процедуры для реестра классифицируют:

По времени осуществленияПо уровню контроляПо частоте проведения
  • предупреждающие — позволяют предотвратить ошибку
  • выявляющие — помогают найти риски
  • сплошные — проводятся в отношении всех объектов
  • выборочные — проводятся по объектам с выбранными критериями
  • каждый день
  • ежемесячно
  • раз в квартал
  • ежегодно
  • при записи информации
  • по запросу

Способы проведения контрольных процедур

Способ проведения контрольных мероприятий зависит от степени автоматизации, которая определяется в процентном соотношении от 0 до 100%.

🚨 На начальном уровне — этапе внедрения СВК — достаточно 10% автоматизации. По мере развития процент должен доходить до 80–100.

Всего существует три варианта (первые два можно реализовать с помощью сервисов экосистемы Saby: Бухгалтерия, Отчетность, ЭДО):

Способ проведения контрольных процедурЧто собой представляетПримеры
Автоматический🖥️ Проверки без участия человека. Происходят в автоматическом режиме. Сотрудник не видит ход проверки. Он получит уведомление только в случае ошибки
  • Контроль доступа в систему
  • Проверка контрольных соотношений при отправке отчетности
  • «Подтягивание» информации из справочных систем
IT‑зависимый (комбинированный)🖥️🧑🦰 Автоматизированные проверки, но с участием исполнителя. Типовой сценарий: сотрудник запускает программу, система анализирует информацию, после чего сотрудник знакомится с результатами проверки
  • Выбор значения из фиксированного списка в информационной системе
  • Сверка выписки банка и данных бухгалтерского учета по запросу
Ручной🧑🦰 Проверки вручную, без участия информационных систем. Сопряжены с рисками, поэтому количество таких контрольных процедур должно быть сведено к минимуму

Когда вручную проверяются:

  • Акты сверки
  • Наличие и оформление первичных документов
  • Действительность договоров

Как отчитаться по итогам выполнения КП

Результаты выполнения контрольных процедур за истекший квартал предоставляются в налоговую в виде отдельного отчета.

📄 Документ сдается по типовой форме. Что именно указывать, прописано в п. 11.6 Требований.

Отчет Результаты выполнения КП типовая форма

Так выглядит основная часть отчетности по итогам выполнения КП

🗓️ Срок информирования о результатах (п. 18.3 Требований): 1 число второго месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала. Например, отчет за II квартал нужно подать не позднее 1 августа.

Что такое матрица рисков и контрольных процедур

Участники налогового мониторинга регулярно должны подавать в ФНС матрицу рисков и контрольных процедур (МРКП).

📄 Документ сдается по типовой форме. Какую информацию раскрывать, установлено в п. 11.4 Требований.

Матрица рисков и КП типовая форма

Так выглядит основная часть матрицы рисков и контрольных процедур организации

🗓️ Срок представления информации: ежеквартально, в течение первого месяца соответствующего квартала. Данные нужно формировать по состоянию на 1 число квартала (п. 18.3 Требований). Например, отчет на III квартал, сформированный по состоянию на 1 июля, нужно подать не позднее 1 августа.

⚙️ Организация указывает в матрице выявленный риск и сопоставляет с ним контрольную процедуру, которая позволяет этот риск предотвратить.

Наряду с наименованиями рисков и КП нужно указать коды рисков и контрольных процедур. Организация разрабатывает эти коды самостоятельно. Каждому риску и КП присваивается свой отдельный код.

В итоге матрица позволяет:

  • систематизировать и оценивать риски в организации;
  • определять и документировать соответствующие контрольные процедуры.

Пример заполнения матрицы рисков и контрольных процедур

Следующая матрица составлена по двум ситуациям:

  1. Организация получила заявку на услугу, выставила счет, контрагент оплатил счет. Компания оказала услуги, но акт выполненных услуг стороны не составили. Как итог — доходы не учтены.
  2. Компания получила документ на бумаге и отразила его в учете. Но после получения электронного дубликата по ЭДО бухгалтер провел документ снова — произошло задвоение данных в учете.
Код рискаНаименование рискаКод контрольной процедурыНаименование контрольной процедуры
01Неотражение хозяйственной операции при оказании услуг0101Ежемесячная проверка ответственным лицом фактов выполнения услуг на предмет их отражения в учете
0102Автоматизированный контроль наличия неотгруженных счетов на оплату услуг и/или заявок на выполнение работ
02Повторное отражение в учете расходов при получении дубликата документа0103Регулярная проверка ответственным лицом актов сверки с поставщиками
0104Автоматическая проверка даты/номера документа на наличие дублей при сохранении документа в системе

👉 Больше примеров и нюансов — в вебинаре:

СВК под ключ

Разработаем для вас систему внутреннего контроля (СВК), включая контрольные процедуры. Оформим документально для подачи в налоговый орган

Узнать больше

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также