Электронный больничный лист: инструкция для работодателя

С 2022 года больничные оформляются только в электронном виде. Рассказываем, как работать с электронными больничными. В том числе как начать взаимодействовать с СФР по электронным листкам нетрудоспособности (ЭЛН), если вы до сих пор этого не делали.

Что вы узнаете

Законодательство об электронных больничных

Закон от 30.04.2021 № 126‑ФЗ закрепил обязательную выдачу больничных листков только в электронном виде с 1 января 2022 года, утвердив новую редакцию ч. 6 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 регламентирует порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности, а также правила электронного взаимодействия СФР, работодателей и медицинских организаций.

Приказ Минздрава от 23.11.2021 № 1089н утвердил условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа.

Что представляет собой электронный больничный

Электронный больничный лист — это запись в базе СФР. Врач заносит информацию, подписывает своей электронной подписью. Далее все сведения поступают по ЭДО работодателю, а также в Личный кабинет сотрудника на Госуслугах.

  • Электронные больничные нельзя потерять, испортить и подделать.
  • В бухгалтерской программе можно автоматически проверить ЭЛН на ошибки.
  • Не нужно приносить бюллетень лично в СФР, вести учет листков и архив.
  • Информация из медорганизации и от работодателя сразу попадает в СФР, что ускоряет процесс получения выплат.

Работайте с электронными больничными в СБИС

Схема работы с электронными больничными в 2023 году

Сведения о больничном поступают работодателю из СФР по ЭДО, с предзаполненным расчетом пособия.

В течение 3 рабочих дней работодатель (при необходимости) корректирует сведения, подписывает УКЭП и отправляет обратно в СФР.

Первые 3 дня болезни оплачивает работнику работодатель. Остальную сумму пособия работник получит напрямую из СФР.

Полный расчет от больничного до зарплаты

Полный расчет от больничного до зарплаты

Рассчитывайте зарплату прямо в СБИС — система автоматически заполнит табель по данным проходной или календаря сотрудника, рассчитает премию и зарплату, сформирует проводки и платежки или ордера для выплат.

Обязательные электронные больничные с 2022 года

Закон от 30.04.2021 № 126‑ФЗ с поправками в закон 255‑ФЗ предусмотрел обязательную выдачу больничных листков только в электронном виде с 1 января 2022 года.

Бумажные больничные могут получать только те сотрудники, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну. А также работники, в отношении которых реализуются меры госзащиты (ч. 28 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ).

По желанию пациента ему могут выдать выписку из электронного больничного (ч. 7 ст. 13 Закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ). Форма выписки — в приложении № 7 к приказу ФСС от 08.04.2022 № 119.

Как работать с электронными больничными: инструкция для бухгалтера

Для работы с электронными больничными необходимо подключиться к сервису электронного взаимодействия с СФР «Социальный электронный документооборот» (СЭДО, или «Соцстрах»). Можно подключиться к сервису и взаимодействовать с фондом напрямую, а можно — через бухгалтерскую программу. Второй вариант менее трудозатратный.

Не нужно запрашивать согласие сотрудников на работу с их электронными больничными или заключать какое‑либо специальное соглашение с СФР на СЭДО.

По ЭДО вы будете получать из Социального фонда уведомления об открытии, продлении, аннулировании и закрытии больничного листа. В течение 3 рабочих дней отвечайте на запросы СФР по больничным. Например, такой запрос поступит от фонда, если у него не будет хватать каких‑то данных для расчета пособия.

Рассчитывать всю сумму пособия вы не должны. Делайте расчет выплаты только за первые 3 дня нетрудоспособности. Свою часть пособия фонд рассчитывает сам.

Настроить электронный документооборот с СФР

Частые вопросы

  • Нужно ли работодателю регистрироваться на Госуслугах, чтобы получать информацию по ЭЛН?

    Регистрация на Госуслугах не обязательна, если работодатель взаимодействует с СФР через свою бухгалтерскую программу, например СБИС. Если обмениваться документами напрямую с фондом, такая регистрация понадобится.
  • Что такое личный кабинет страхователя?

    Личные кабинеты страхователя на сайте СФР позволяют организациям и ИП‑работодателям напрямую взаимодействовать с СФР.

    Сервис СЭДО встроен в ЛК, как и в популярные бухгалтерские программы.

    Через ЛК на сайте СФР / систему СЭДО можно не только работать с больничными, но и выполнять другие функции. Например, подтверждать экономическую деятельность страхователя, запрашивать данные для выплаты пособий (бывшая справка 182н).

  • Должен ли сотрудник информировать работодателя о том, что ему выдали электронный больничный?

    Нет. Сведения об открытии, продлении, аннулировании и закрытии ЭЛН работодателю передает непосредственно Соцфонд, без участия работника.
  • Нужно ли распечатывать электронные больничные и хранить распечатки?

    Нет, не нужно. Электронные листки нетрудоспособности — документы, имеющие юридическую силу, формируются и хранятся в информационной системе СФР.

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Используя официальный сайт saby.ru, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее